об оспаривании действий по утверждению проекта границ и постановке земельного участка на кадастровый учет



Дело № 2-3969/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Цилинской Ю.А.,

с участием представителя истцов Лампиева С.Е.,

представителей ответчиков Кузнецовой С.М., Старковой В.А.,

представителя третьего лица Проничева Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестакович М.Г., Шестаковича И.Н., Третьяковой В.И. к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Управлению Росреестра по Пермскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об оспаривании действий по утверждению проекта границ и постановке земельного участка на кадастровый учет,

установил:

Шестаковичи М.Г. и И.Н. и Третьякова В.И. обратились в суд с иском Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Управлению Росреестра по Пермскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», требуя признать незаконными действия начальника управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению проекта границ земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> и действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области по утверждению землеустроительного дела по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес>; признать недействительными постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , приказ начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» аннулировать сведения в Государственном Кадастре недвижимости о земельном участке площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>; признать отсутствующим право собственности муниципального образования «город Пермь» на земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>; признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования МУЗ ДГКБ на земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>. В обоснование требований указали, что при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу <адрес> узнали, что границы смежного земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> установлены по отмостке многоквартирного дома без согласования с собственниками жилых и нежилых помещений, расположенных в доме. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (пункты 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003г.). В силу п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002г. № 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме. Согласно п. 4 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 для всех типов застройки являются обязательными следующие правила межевания: в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры; при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства. Истцы полагают, что их права и интересы, как собственников квартир в многоквартирном доме, подлежали учету при проведении мероприятий по определению границ земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес>, однако о проведении межевания они не были извещены и их интересы не учтены. В нарушение п. 7 ст. 36 ЗК РФ в границы земельного участка по адресу <адрес> частично включен участок, фактически используемый жителями дома по <адрес>. Утвержденными границами земельного участка по адресу <адрес> ограничен доступ к зданию, в том числе для проезда спецмашин, нарушены строительные нормы и правила, что подтверждается заключением специалиста. Тем самым нарушаются права истцов на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, обеспечения личной безопасности и сохранности имущества. Нарушения закона при утверждении проекта границ земельного участка влекут незаконность утверждения землеустроительного дела и постановку земельного участка на кадастровый учет. Нарушение прав смежных землепользователей является основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета в силу п. 3 ст. 20 ФЗ «О государственном земельном кадастре». По смыслу частей 3, 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» муниципальное образование город Пермь, как собственник земельного участка под многоквартирным домом до проведения его формирования и кадастрового учета, не вправе распоряжаться этой землей в той части в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Незаконность утверждения землеустроительного дела и постановку земельного участка на кадастровый учет влекут незаконность последующих действий по передаче земельного участка в постоянное бессрочное пользование МУЗ ДГКБ , его разделу на участки площадью 2817 кв.м и 7587 кв.м и регистрации права собственности муниципального образования «город Пермь» на земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю иск не признала, настаивая на доводах письменных возражений о том, что пропуск трехмесячного срока для оспаривания действий Управления является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Земельный участок площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Земельные участки площадью 2817 кв.м и 7587 кв.м поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела земельного участка по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ в качестве документа о межевании предоставлялось Описание земельного участка. Представленные для кадастрового учета документы соответствовали требованиям закона. Заявителями пропущен общий срок исковой давности для признания незаконными действий по утверждению землеустроительного дела от ДД.ММ.ГГГГ Работы по территориальному землеустройству Управлением не проводились, контроль за проведение землеустройства Управлением не осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ Государственный регистратор не может являться ответчиком по иску об оспаривании зарегистрированного права собственности (л.д. 39-42).

Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» иск не признала, настаивая на доводах письменных возражений о том, что Учреждением нарушения прав ответчиков не допущено. Согласно ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Требованиям к оформлению документов о межевании, утвержденным приказом Росземкадастра от 2 октября 2002г. № П/327 согласование со смежными землепользователями не требовалось. Истцы смежными землепользователями не являются, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу <адрес>, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Следовательно согласование с истцами границ земельного участка не требовалось. Земельный участок площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> после раздела имеет статус архивный, не является объектом недвижимости и не может быть предметом спора. Аннулирование сведений о земельном участке в государственном кадастре возможно только в отношении временных участков, к которым земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес> не относится (л.д. 54-58).

Представители ответчиков Администрации г. Перми, Департамента земельных отношений администрации г. Перми, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явились.

В письменных возражениях на иск Администрация г. Перми и Департамент земельных отношений администрации г. Перми указали, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу <адрес>, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем собственники квартир право на земельный участок не приобрели. Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разработка проекта межевания территории г. Перми под многоквартирными жилыми домами произведена Департаментом планирования и развития территории г. Перми в соответствии с возложенными на него функциями. Проект планировки и проект межевания квартала , в который входит многоквартирный дом по <адрес>, утверждены постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ . Формирование земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> должно осуществляться с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков, проекта межевания территории квартала. Местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными участками (п.п. 1, 3 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Поскольку земля под многоквартирным домом по <адрес> находилась в муниципальной собственности, согласования границ с собственниками помещений в многоквартирном доме по <адрес> не требовалось. Считает, что нарушения прав истцов не имеется. Истцами пропущен срок исковой давности для обжалования постановления , изданного ДД.ММ.ГГГГ, и проекта границ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125-138).

В письменных возражениях Департамент имущественных отношений администрации г. Перми указал, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006г. из его состава выделен Департамент земельных отношений, к полномочиям которого отнесено участие в мероприятиях по разграничению прав собственности на землю, ведение муниципального реестра земель (л.д. 122).

Представитель третьего лица МУЗ ДГКБ считал иск необоснованным, поддержав доводы ответчиков.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Истцы Шестаковичи М.Г. и И.Н. и Третьякова В.И. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации права и договора приватизации (л.д. 14-16).

Решением Исполкома Пермского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ детской больнице для строительства отведен земельный участок площадью до 1,2 га в квартале Ленинского района (л.д. 73). Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Детской больницы на земельный участок площадью 1,2 га по адресу <адрес>, о чем выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства л.д. 72, постановление л.д. 74).

ДД.ММ.ГГГГ начальником управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений администрации г. Перми утвержден проект границ земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> (л.д. 11).

Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> предоставлен МУЗ ДГКБ в постоянное (бессрочное) пользование под здание больницы (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роснедвижимости по Пермской области утверждено землеустроительное дела по межеванию земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> (л.д. 10), земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании заявления Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-53), право собственности муниципального образования «город Пермь» на земельный участок в данном виде зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства л.д. 139).

Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> разделен на два самостоятельных земельных участка площадью 2817 кв.м и 7587 кв.м (распоряжение и кадастровые паспорта образованных участков л.д. 141-145) с последующей регистрацией на каждый участок права собственности муниципального образования «город Пермь» и передачей МУЗ ДГКБ в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

В силу ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Границы и размеры земельного участка подлежат установлению с учетом фактически используемой площади земельного участка, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (п. 7 ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 43 ГрК РФ).

Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Данная норма корреспондирует пункту 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, предусматривающим, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие права и законные интересы, в установленном порядке.

Учитывая, что на период совершения оспариваемых действий по формированию земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу <адрес>, не был сформирован, оба названных участка находились в собственности муниципального образования «город Пермь». Факт согласования границ земельного участка по адресу <адрес> с собственником городских земель подтверждается актом (л.д. 101). Правовых оснований для привлечения к процессу согласования границ земельного участка собственников отдельных жилых помещений дома по адресу <адрес> не имеется, в связи с чем суд не усматривает нарушения прав истцов отсутствием извещения о проведении землеустройства.

Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Разработка проекта межевания территории г. Перми под многоквартирными жилыми домами произведена Департаментом планирования и развития территории г. Перми в соответствии с возложенными на него функциями. Проект планировки и проект межевания квартала , в который входит многоквартирный дом по <адрес>, утверждены постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ . Формирование земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> осуществлено с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков, проекта межевания территории квартала, что подтверждается утвержденным проектом границ земельного участка с выкопировкой с плана г. Перми.

Доводы истцов о нарушении их прав, как пользователей земельного участка под многоквартирным домом, установленными границами земельного участка по адресу <адрес> суд находит несостоятельными. Доказательств включения в земельный участок по адресу <адрес> территорий, занятых многоквартирным домом истцов, иными входящими в состав дома объектами недвижимого имущества либо фактически используемых истцами суду не представлено. Обязанность по доказыванию факта нарушения своих прав истцам судом неоднократно разъяснялась.

Ссылки истцов на заключение специалиста о несоблюдении градостроительных требований при установлении границы между земельными участками по адресу <адрес> и 11 суд находит несостоятельными. Установленные в заключении обстоятельства: недостаточность расстояния от оспариваемой границы до стены здания для проведения строительных работ либо реконструкции, отсутствие второго проезда к многоквартирному дому для обеспечения противопожарной безопасности, наличие охранной зоны объекта культурного наследия «Приют Св. Марии Магдалины», не свидетельствуют о неправильном определении границ земельного участка и нарушении их установлением прав истцов. Суд считает, что строительные нормы и правила, на которые ссылается специалист, не нарушаются установлением границы земельного участка, поскольку граница участка не является строением, не имеет физического выражения и не может препятствовать проведению каких-либо работ или проезду пожарной техники. Указанные в заключении специалиста расстояния могут иметь значение лишь в отношении объектов недвижимости строящихся рядом с многоквартирным домом. На качество пользования жилыми помещениями в многоквартирном доме расстояния до границы соседнего участка не влияют, поскольку не умаляют потребительских свойств объекта недвижимости. Таким образом суд не усматривает нарушения прав истцов на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, обеспечения личной безопасности и сохранности имущества.

Доводы истцов о том, что муниципальное образование «город Пермь», как собственник земельного участка под многоквартирным домом до проведения его формирования и кадастрового учета, незаконно распорядилось этой землей в той части в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом суд находит несостоятельными, поскольку земельный участок, застроенный многоквартирным домом, не включен в земельный участок по адресу <адрес>.

Учитывая, что нарушений закона при формировании земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> судом не установлено, исковые требования Шестаковичей М.Г. и И.Н. и Третьяковой В.И. не подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку доказательств уведомления истцов о совершении оспариваемых действий ответчиками суду не представлено. Трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ не подлежит применению, поскольку право выбора порядка обращения в суд за защитой нарушенного права принадлежит заявителю, Шестаковичи М.Г. и И.Н. и Третьякова В.И. обратились в суд с иском, а не с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать Шестакович М.Г., Шестаковичу И.Н., Третьяковой В.И. в удовлетворении требований к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Управлению Росреестра по Пермскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» о признании незаконными действий начальника управления регулирования земельных отношений Департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению проекта границ земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес> и действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области по утверждению землеустроительного дела по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10403 кв.м по адресу <адрес>; о признании недействительными постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , приказа начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ; о понуждении ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» аннулировать сведения в Государственном Кадастре недвижимости о земельном участке площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>; о признании отсутствующим права собственности муниципального образования «город Пермь» на земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>; о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МУЗ ДГКБ на земельный участок площадью 7587 кв.м по адресу <адрес>.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: