Дело № 2-4573/2011 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 1 декабря 2011 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А. с участием истца – Мкртчан К.С., представителя ответчиков – Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края – Патракеевой О.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Мкртчан К.С. к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, третьи лица – администрация г. Соликамска Пермского края, Хуйназарова А.И., Хуйназаров В.И., Маташова Н.И., о возложении обязанности предоставить сертификат на получение жилого помещения, установил: истец, действующая также в интересах несовершеннолетнего Мкртчан Г.Н., обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить ей (Мкртчан К.С.) и членам ее семьи сертификат на приобретение жилого помещений общей площадью не менее 60 кв. метра. В обоснование предъявленных требований истец указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она переехала на постоянное место жительства из <адрес> (<адрес>) в г. Соликамск Пермской области; зарегистрирована в комнате общежития медицинского училища, расположенного по адресу: <адрес>; фактически проживает в ветхом жилом доме по адресу: <адрес>, предоставленного ей на основании договора временного найма; в ДД.ММ.ГГГГ она, истец, получила гражданство Российской Федерации; впоследствии, встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в секторе учета и распределения жилья администрации г. Соликамска как многодетная мать; в соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса РСФСР, действующего в период постановки на учет, она имела первоочередное право на получение жилого помещения; данное право, по мнению истца, действует до настоящего времени в силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»; в ДД.ММ.ГГГГ ею, Мкртчан, подготовлен пакет документов для направления в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края для получения сертификата на жилое помещение; однако, от ответчика поступил ответ об отсутствии документов; на момент подачи документов ее, истца, семья состояла из пяти человек, норма предоставления жилья в г. Соликамске составляет 12 кв. метра, в связи с чем, истец полагает, что имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 60 кв. метра (л.д. 3). В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям. Представитель ответчиков в судебном заседании с иском Мкртчан К.С. не согласна, представила письменный отзыв по иску, указывая следующее: граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее по тексту – Правила); согласно подпункту «в» пункта 18 Правил органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляют выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, к которым, в том числе, относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; таким образом, Министерство выдает жилищные сертификаты только участникам подпрограммы, с учетом положений пункта 3.1.4.1. Положения о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2009 года за № 868-п; согласно пункту 16 Правил для участия в подпрограмме граждане подают соответствующие заявления; органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил; затем формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году; для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году; список формируется по каждой категории граждан той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; вместе с тем, Мкртчан К.С. не является участником подпрограммы; доказательства, подтверждающие факт обращения истца в орган местного самоуправления с вышеуказанным заявлением об участии в подпрограмме, а также подтверждающее ее право на получение сертификата, не представлены; таким образом, права истца не нарушены; предоставление сертификата вне очереди законом не предусмотрено (л.д. 46, 47). Выслушав истца и представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мкртчан К.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего. Согласно подпункту «ж» пункта 5, подпункту «в» пункта 18, пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года за № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее по тексту – Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждан Российской Федерации,, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; Выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты). Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); в) граждане, указанные в подпункте "д" пункта 5 настоящих Правил: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения администрации г. Байконура о регистрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях; выписка из приказа об увольнении с указанием основания увольнения; документ, подтверждающий факт прибытия на постоянную работу по контракту в организацию, расположенную на территории комплекса "Байконур"; документ, подтверждающий источники финансирования организации, с которой гражданин заключил трудовой контракт; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); г) граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил: документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); д) граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил: копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи; справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); е) граждане, указанные в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров; справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Аналогичные положения содержались в пунктах 5, 18, 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. за № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в редакции, действующей до 12 июля 2011 года. Таким образом, из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что участие в вышеуказанной подпрограмме, предусматривающей право граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, носит исключительно заявительный характер; при этом, для участия в подпрограмме и последующего получения сертификата, граждане, помимо заявления, должны представить в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, перечень которых определен пунктом 19 Правил. Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Соликамска (наймодатель) и Мкртчан К.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому истец приняла во временное пользование изолированное жилое помещение (неблагоустроенное, деревянный дом) для проживания в нем по адресу: <адрес>; данное жилое помещение является муниципальной собственностью, состоит из трех комнат, общей площадью 62,0 кв. метра, в том числе, жилой площадью 43,9 кв. метра; совместно с нанимателем в жилое помещение вселены Худайназаров В.И., Маташова Н.И., Хуйданазаров Г.Н. (л.д. 6-9), по вышеуказанному адресу Мкртчан К.С. и члены ее семьи зарегистрированы по месту пребывания (л.д. 13, 26), Мкртчан К.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, комната № (л.д. 10-12), при этом, ДД.ММ.ГГГГ Мкртчан К.С. обращалась с заявлением в администрацию г. Соликамска о внесении на обсуждение администрации и МК профсоюза просьбу о принятии на учет для получения жилой площади (л.д. 14), письмом администрации г. Соликамска от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как многодетная семья, номер очереди №л.д. 15). Вышеуказанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются и объективно подтверждаются материалами дела. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства того, что Мкртчан К.С. когда-либо обращалась в с заявлением о признании ее и членов ее семьи участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а также с заявлением о выдаче сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ году (либо до ДД.ММ.ГГГГ); суду также не представлены какие-либо доказательства того, что вышеуказанные документы когда-либо направлялись в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Правительство Пермского края для включения Мкртчан К.С. в список участников подпрограммы, а также для сертификата на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ (в том числе, и в ДД.ММ.ГГГГ). Более того, суду не представлены и какие-либо доказательства, подтверждающие факт того, что Мкртчан К.С. относится к категориям граждан, поименованным в пункте 5 Правил. Так, ссылка истца на то, что она относится к категории лиц указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил, является несостоятельной, поскольку доказательства того, что Мкртчан К.С. была признана в установленном порядке вынужденным переселенцам и включена территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, суду на день рассмотрения дела не представлены. Ссылка истца на письмо Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной (л.д. 48), поскольку из содержания данного документа следует, что Мкртчан К.С. отказано в регистрации ее ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении семье истца статуса вынужденного переселенца. Таким образом, какие-либо доказательства того, что семья истца когда-либо была включена в сводные списки вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, имеет право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», суду на день рассмотрения дела не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права истца на получение сертификата для приобретения жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ (либо до ДД.ММ.ГГГГ) ответчиками не нарушены. Вместе с тем, из смысла пункта 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, следует, что судебной защите подлежит лишь нарушенное право гражданина. Следовательно, в удовлетворении исковых требований Мкртчан К.С. к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанности предоставить сертификат на получение жилого помещения – следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении иска Мкртчан К.С. к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, третьи лица – администрация г. Соликамска Пермского края, Хуйназарова А.И., Хуйназаров В.И., Маташова Н.И., о возложении обязанности предоставить сертификат на получение жилого помещения. Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина) <данные изъяты>