об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю



Дело №2-5684/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 декабря 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Цилинской Ю.А.,

с участием заявителя Щербовских С.Л.,

представителя Управления МЮ РФ по Пермскому краю Ковальчук Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербовских С.Л. об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Щербовских С.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, указав, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание участников с целью создания некоммерческой организации некоммерческого партнерства «Прикамский отдельный казачий округ», после чего им было подано заявление ответчику о государственной регистрации юридического лица в форме некоммерческого партнерства. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в проведении государственной регистрации. Считает данный отказ незаконным и необоснованным в связи с тем, что в соответствии с законодательством не имеется препятствий для создания некоммерческого партнерства с указанием целей, сходных с целями казачьего общества, а также для создания казаками некоммерческой организации со словосочетаниями «казачий».

Истец в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.

Представитель ответчика настаивал на доводах, изложенных в письменных возражениях на иск, где указал, что Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусмотрена организационно-правовая форма для самоорганизации казаков - казачье общество. Истцом было подано заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, характер деятельности которой соответствует казачьему обществу, однако организационно-правовой формой юридического лица было указано некоммерческое партнерство. Кроме того, в представленных на регистрацию документах имелись и иные нарушения: устав создаваемого Партнерства содержит неполный перечень вопросов, отнесенных законом к компетенции высших органов управления некоммерческой организацией; предусматривает досрочное прекращение полномочий членов коллегиального органа управления партнерства – Совета Партнерства; не указана компетенция коллегиальных органов управления Партнерства - Суда чести, а также срок полномочий Совета стариков, не указана компетенция Исполнительного директора, порядок формирования и срок полномочий; ликвидационная комиссия назначается по согласованию с регистрирующим органом; используемые в уставе, протоколе общего собрания участников, заявлении термины «Круг», «Атаман», «Суд чести», «Совет стариков» являются понятиями, используемых при регулировании правоотношений в сфере российского казачества. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не содержится сведений об избрании коллегиальных органов управления Партнерства, предусмотренных уставом; в протоколе неверно указано наименование общего собрания учредителей Партнерства «Общее собрание участников». Кроме того, в заявлении и протоколе общего собрания участников Партнерства от ДД.ММ.ГГГГ имеются исправления, которые не заверены заявителем. В связи с чем считает отказ в государственной регистрации некоммерческой организации законным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников некоммерческого партнерства «Прикамский отдельный казачий округ» утвержден устав партнерства (л.д. 12-21), согласно которому:

- некоммерческое партнерство «Прикамский отдельный казачий округ» является формой самоорганизации граждан РФ, проживающих на территории Пермского края, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества и направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом (п.1.1 устава);

- Партнерство в установленном порядке участвует в исполнении договоров, заключенных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления о несении казаками - членами Партнерства государственной и иной службы (деятельности), отнесенной к ведению указанных органов, а также заключает договоры с органами местного самоуправления о несении членами Партнерства (казаками) муниципальной службы (п.1.5 устава);

- целью деятельности партнерства является содействие его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение следующих целей: объединение граждан РФ, относящих себя к казакам, проживающих в Пермском крае (п.2.1.1 Устава), подготовка казаков к несению государственной и иной службы (п.2.1.1 Устава), развитие в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и форм хозяйствования (п.2.1.3 Устава), возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных ценностей казачества (п.2.1.4 Устава);

- член Партнерства обязан добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по несению государственной и иной службы (деятельности) (п.4.5 устава).

ДД.ММ.ГГГГ Щербовских С.Л. обратился в Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании – Некоммерческое партнерство «Прикамский отдельный казачий округ», решение о создании которой было принято ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании участников (протокол л.д.10-11).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации создания Некоммерческого партнерства «Прикамский отдельный казачий округ» (уведомление л.д. 5-9) в связи с тем, что цели и задачи организации не соответствуют выбранной организационно-правовой форме, в наименовании происходит смешение двух организационно-правовых форм: некоммерческой организации и казачьего общества. В представленных на регистрацию документах имеются нарушения: устав создаваемого Партнерства содержит неполный перечень вопросов, отнесенных законом к компетенции высших органов управления некоммерческой организации; предусматривает досрочное прекращение полномочий членов коллегиального органа управления партнерства – Совета Партнерства; не указана компетенция коллегиальных органов управления Партнерства - Суда чести, а также срок полномочий Совета стариков, не указана компетенция Исполнительного директора, порядок формирования и срок полномочий; ликвидационная комиссия назначается по согласованию с регистрирующим органом; используемые в уставе, протоколе общего собрания участников, заявлении термины «Круг», «Атаман», «Суд чести», «Совет стариков» являются понятиями, используемых при регулировании правоотношений в сфере российского казачества. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не содержится сведений об избрании коллегиальных органов управления Партнерства, предусмотренных уставом; в протоколе неверно указано наименование общего собрания учредителей Партнерства «Общее собрание участников». Кроме того, в заявлении и протоколе общего собрания участников Партнерства от ДД.ММ.ГГГГ имеются исправления, которые не заверены заявителем.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, а именно: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно п. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" установлено, что российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.

Таким образом, понятие "российское казачество" связано именно с членством лиц, причисляющих себя к потомкам казаков, в некоммерческих организациях, созданных в организационно-правовой форме "казачье общество".

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой, в том числе на некоммерческие организации, ставящие своей целью возрождение российского казачества, защиты его прав, сохранение традиционного уклада жизни казаков, культуры, хозяйствования и т.п. Основной задачей казачьего общества является организация принятия членами казачьего общества на себя обязанностей по несению государственной или иной службы. Тогда как некоммерческие организации в силу норм действующего в Российской Федерации законодательства не имеют полномочий осуществлять организацию по приему членами некоммерческой организации на себя обязанностей по несению государственной или иной службы.

Организации, объединяющие лиц, причисляющих себя к казакам, созданные в иных организационно-правовых формах, чем казачье общество не могут принимать на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Деятельность казачьего общества в рамках Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" связывается законодателем с фактом внесения такого общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Только при условии внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации члены этого общества могут быть привлечены к несению государственной или иной службы.

В нарушение данных норм закона наименование, цели, предмет деятельности, права и обязанности членов, предусмотренные пп.1.1, 1.5, 2.1, 4.5 Устава соответствуют целям и задачам иной организационно - правовой формы некоммерческой организации, а именно казачьего общества.

Создаваемая некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства не может регулировать правоотношения, возникающие в сфере российского казачества, цели и задачи создаваемой организации не соответствуют выбранной организационно-правовой форме.

Доводы истца о том, что действующим законодательством не предусмотрено препятствий для создания некоммерческого партнерства с указанием целей, сходных с целями казачьего общества, а также для создания казаками некоммерческой организации со словосочетаниями «казачий», суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция противоречит приведенным выше правовым нормам.

При этом наличие установленных Управлением нарушений: устав создаваемого Партнерства содержит неполный перечень вопросов, отнесенных законом к компетенции высших органов управления некоммерческой организации; предусматривает досрочное прекращение полномочий членов коллегиального органа управления партнерства – Совета Партнерства; не указана компетенция коллегиальных органов управления Партнерства - Суда чести, а также срок полномочий Совета стариков, не указана компетенция Исполнительного директора, порядок формирования и срок полномочий; ликвидационная комиссия назначается по согласованию с регистрирующим органом; используемые в уставе, протоколе общего собрания участников, заявлении термины «Круг», «Атаман», «Суд чести», «Совет стариков» являются понятиями, используемых при регулировании правоотношений в сфере российского казачества; в протоколе общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ не содержится сведений об избрании коллегиальных органов управления Партнерства, предусмотренных уставом; в протоколе неверно указано наименование общего собрания учредителей Партнерства «Общее собрание участников», препятствующих регистрации некоммерческого партнерства не оспаривается заявителем и подтверждается содержанием представленных для проведения регистрации Устава, протокола общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

На основании изложенного суд находит отказ Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческого партнерства «Прикамский отдельный казачий округ» законным, а заявление Щербовских С.Л. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Щербовских С.Л. об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: