Дело № 2-4658/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Пермь 8 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А., с участием истца Зеленкина А.А., представителя истца по устному ходатайству Еловикова К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленкина А.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, у с т а н о в и л : Зеленкин А.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о возложении обязанности на ответчика установить кадастровую стоимость за ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, которая составляет <данные изъяты> руб. В обоснование исковых требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником 2/3 доли кирпичного здания гаража и земельного участка по данному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ получил требование ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми об уплате земельного налога, в котором при расчете налога была применена кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. Установление такой кадастровой стоимости считает незаконным, нарушающим его права и положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям изложенным в иске. Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил. ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные возражения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «сооружения для хранения транспортных средств». На основании п.п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Указом Губернатора Пермской области от 1 сентября 2004 г. № 132, действовавшим на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, был утвержден УПКС для земельных участков с указанным видом разрешенного использования «Земли гаражей и автостоянок», равный 5393,64 руб./кв. м. Соответственно кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В дальнейшем по заявлению собственника был изменен вид разрешенного использования и осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость в размере рыночной может быть установлена в порядке, предусмотренном ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с п. 2, 3, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13). Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Согласно п. 1.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания) они разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316. Согласно п. 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков). В соответствии с п. 1.3 методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. В соответствии с п. 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Согласно п. 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Судом установлено, что истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 868,15 кв.м, разрешенное использование – под одноэтажное кирпичное здание гаража (л.д. 13 – свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ); согласно пояснениям истца в судебном заседании земельный участок им продан Еловикову К.А. в ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Управления Земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> был предоставлен Зеленкину А.А. в собственность под 1-этажное кирпичное здание гаража, разрешенное использование земельного участка – сооружения для хранения транспортных средств (л.д. 23). Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю, утверждена кадастровая стоимость вновь образуемого земельного участка в кадастровом квартале <данные изъяты> площадью 868,15 кв.м под одноэтажное кирпичное здание гаража в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; значение УПКС – 5393 руб. 63 коп. (л.д. 24) ДД.ММ.ГГГГ Зеленкиным А.А. подано заявление о внесении изменений в сведения ЕГРЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в части изменения разрешенного использования земельного участка – под объекты складского назначения (л.д. 25). Актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю, в связи с изменением разрешенного использования утверждена кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале № площадью 868,15 кв.м под объекты складского назначения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; значение УПКС – 1813,1 руб. (л.д. 27). ДД.ММ.ГГГГ Зеленкиным А.А. подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, на основании которого вид разрешенного использования изменен на «сооружения для хранения транспортных средств» (л.д. 28-31). Актом ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ,в связи с изменением разрешенного использования утверждена кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале № площадью 868,15 кв.м под сооружение для хранения транспортных средств в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; значение УПКС – 9334,92 руб. (л.д. 32). Актом ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением разрешенного использования земельного участка по заявлению Зеленкина А.А. на «стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные, встроенные, пристроенные, отдельно стоящие, надземные, подземные» кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; значение УПКС – 9334,92 руб. (л.д. 37). Таким образом, в связи с внесенными изменениями вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка обоснованно определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222. Согласно п. 2.1.3 Методических указаний, кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть определена путем значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края" утверждена кадастровая стоимость земель в кадастровом квартале № для вида функционального использования земель – «земли гаражей и автостоянок» в размере 9334,92 руб./кв.м. Таким образом, судом не установлено нарушения процедуры определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с чем оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков не имеется. Доводы истца о том, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка не учтена его рыночная стоимость не могут быть приняты во внимание, поскольку учет качественных характеристик земельных участков, в том числе его рыночной стоимости, предусмотрен лишь в рамках государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 не реже одного раза в пять лет. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка определена не в рамках проведения государственной кадастровой оценки земель, а установлена на основании Методических рекомендаций в результате учета изменений земельных участков. При этом учет качественных характеристик земельных участок возможен при проведении последующей государственной кадастровой оценки земель данной категории. Доводы истца о том, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка повлекло увеличение налоговой базы и налоговых платежей, также не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по уплате налогов, установленных Налоговым кодексом РФ. При этом на основании пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Зеленкина А.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А. <данные изъяты>