Дело № 2-4455/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., с участием представителя истца – прокурора Мотовилихинского района г.Перми – Путиной М.В., истца Уткина Л.Э., представителя ответчика – Правительства Пермского края – Горбуновой М.А., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Уткина Л.Э. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах Уткина Л.Э. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить Уткину Л.Э. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми. Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Уткина Л.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что родители Уткина Л.Э. – Деменева О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Уткин Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 29.03.2004 г. лишены родительских прав в отношении сына Уткина Л.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Уткиным Э.Л. установлена опека; опекуном назначена его бабушка – Уткина Л.Н.; определено место жительства истца с опекуном по адресу: <адрес>; постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа под учетным номером – №, номер очереди в общем списке - №; ДД.ММ.ГГГГ Уткин Л.Э. достиг совершеннолетия; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец обучается в ГОУ НПО «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>»; находится на полном государственном обеспечении; срок обучения – до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ Уткин Л.Э. зарегистрирован и в настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>; указанная квартира принадлежит на праве долевой собственности его бабушке Уткиной Л.Н.; Уткин Л.Э. жилья на праве собственности не имел и не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивают, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (39-44); при этом пояснила, что Правительство Пермского края не согласно с исковыми требованиями в части размера, требуемого истцом жилого помещения – 33 кв.м.; Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» не применим, так как в собственности Пермского края отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма и расположенные на территории г. Перми; жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального фонда в размер 15 кв.м., в соответствии с решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. Ответчик – Администрация города Перми о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом через представителя (л.д.111); в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки представителя суду не сообщила; из текста представленного ранее в суд письменного отзыва на иск следует, что иск не признает, надлежащим ответчиком по делу считает Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (л.д.98-99). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что Уткин Л.Э. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к прокурору с просьбой в его интересах предъявить настоящий иск (л.д. 6-7). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Уткина Л.Э. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц. Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, родители Уткина Л.Э. - Деменева (Уткина) О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Уткин Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 29.03.2004 г. лишены родительских прав в отношении истца; ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями Уткина Л.Э. расторгнут; в ДД.ММ.ГГГГ Деменева (Уткина) О.В. умерла, что объективно подтверждается не только содержанием объяснений истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7), но и копиями письменных доказательств: паспорта на имя истца (л.д.18), решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 29.03.2004 г. (л.д.28), свидетельства о расторжении брака (л.д.16) Кроме того, судом установлено, что постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Уткиным Э.Л. установлена опека; опекуном назначена его бабушка – Уткина Л.Н.; место жительства истца определено с опекуном по адресу: <адрес>; постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа под учетным номером – №, номер очереди в общем списке - №; ДД.ММ.ГГГГ Уткин Л.Э. достиг совершеннолетия; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец обучается в ГОУ НПО «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>»; находится на полном государственном обеспечении; срок обучения – до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ Уткин Л.Э. зарегистрирован временно и в настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>; указанная квартира принадлежит на праве долевой собственности его бабушке Уткиной Л.Н.; Уткин Л.Э. жилья на праве собственности не имел и не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: справок ГОУ НПО «<данные изъяты>», ГОУ НПО «<данные изъяты>» (л.д.8,13, 14, 15), справки ТСЖ «<данные изъяты>» о регистрации Уткина Л.Э. (л.д.9), свидетельства №, справки ОМ № о регистрации истца (л.д.11, 20), справки отдела образования Мотовилихинского района г. Перми, постановления органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над истцом (л.д.21, 25), постановления главы администрации Мотовилихинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, справки администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на жилищный учет, об очередности (л.д.26, 27), объяснениями истца, которые какими-либо доказательствами со стороны ответчиков не опровергнуты. Также суд установил, что на праве собственности истец, его родители жилых помещений не имели и не имеют; квартира, в которой проживает в настоящее время Уткин Л.Э. принадлежит на праве долевой собственности его бабушке – Уткиной Л.Н., согласно сведениям нотариуса <адрес> нотариального округа К. наследственные дела в отношении имущества Деменевой (Уткиной) О.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводились. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из регистрирующих органов (л.д.10, 12, 23, 50, 51, 115, 116), сообщением нотариуса (л.д.117), копией свидетельства о праве долевой собственности Уткиной Л.Н. (л.д.29). Оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевший и не имеющий на праве собственности жилых помещений, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела. Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК, в связи с чем возражения представителя Пермского края в данной части судом отклоняются. Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., поскольку семья истца состоит из одного человека. Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявления, истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается. Ссылка Правительства Пермского края в возражениях на перечисление субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, отсутствие в собственности Пермского края свободных жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, основанием для отказа в иске не является. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Уткина Л.Э. удовлетворить - возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Уткину Л.Э. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми. На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова) <данные изъяты>