о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5253/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Рожковой И.П.,

с участием представителя истца – прокурора Кировского района г. Перми - Колотовой Л.А.

истца Кузнецовой Н.И.,

представителя ответчика – Правительства Пермского края – Горбуновой М.А.,

действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах Кузнецовой Н.И. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Кировского района г. Перми в интересах Кузнецовой Н.И. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить Кузнецовой Н.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.

Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Кузнецовой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой Кировского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что родители Кузнецовой Н.И. – Кузнецова Л.Н. и Кузнецов И.Н. решением Ординского райнарсуда Пермской области от 09.12.1982 года лишены родительских прав в отношении своих детей: Кузнецовой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кузнецовой Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кузнецовой С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.И. являлась воспитанницей <данные изъяты>; находилась на полном государственном обеспечении; при определении в детский дом жилое помещение за истцом не закреплялось; постановлением главы администрации Кировского района г. Перми от от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.И. принята на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа под номером ; номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время истец постоянно зарегистрирована и проживает на условиях коммерческого найма в общежитии по адресу: <адрес>; жилья на праве собственности не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.

В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивали.

Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.48-49); при этом пояснила, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, так как, функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления; кроме того, требование истца о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. не основано на законе, так как минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. составляет 15 кв.м. общей площади; 33 кв.м. не являются нормой предоставления жилья; исполнение требований истца приведет к нецелевому расходованию федеральных и краевых средств.

Администрация города Перми, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.28), представила суду письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, иск не признала, считая, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, которое в силу Закона Пермского края № 255-ПК от 14.07.2008 г. является уполномоченным огранном по предоставлению жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа; также не согласна с площадью предоставляемого жилого помещения, полагая необходимым руководствоваться решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. (л.д. 39-40).

Выслушав стороны, оценив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.И. обратилась к прокурору с просьбой в ее интересах предъявить настоящий иск (л.д.6-7). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Кузнецовой Н.И.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Судом установлено, что Кузнецова Н.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родители – Кузнецова Л.Н. и Кузнецов И.Н. решением Ординского райнарсуда Пермской области от 09.12.1982 года лишены родительских прав в отношении истца, что подтверждается копиями: свидетельства о рождении истца (л.д.20), решения Ординского райнарсуда Пермской области от 09.12.1982 года (л.д.11), ответчиками не опровергнуто. л.д.73-78).дого члена семьи. го суда г. олий Альфонсовичия за лицом из числа детей-срот и детей оставшихся без попечения роит

Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей <данные изъяты>; находилась на полном государственном обеспечении; постановлением главы администрации Кировского района г. Перми от от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.И. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа под номером ; номер очереди в общегородском списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время истец постоянно зарегистрирована и проживает на условиях коммерческого найма в общежитии по адресу: <адрес>; жилое помещение до настоящего времени истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и состоящему на жилищном учете по категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, не предоставлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: паспорта на имя истца (л.д.8), письма администрации Кировского района г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми об очередности истца (л.д.9, 19), справки <данные изъяты> (л.д.12), справки ООО «Февраль» о регистрации истца (л.д.13), договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17), постановления главы администрации Кировского района г. Перми о постановке истца на жилищный учет (л.д.21), объяснениями истца, которые какими-либо доказательствами со стороны ответчиков не опровергнуты.

Кроме того, суд установил, что на праве собственности истец жилых помещений не имела и не имеет, что подтверждается сведениями из регистрирующих органов (л.д.22, 44, 45, 47).

На основании изложенного выше суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевшая и не имеющая на праве собственности жилых помещений, выпущена из образовательного учреждения без обеспечения ее жилым помещением; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

Проживание истца в общежитии на условиях коммерческого найма не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., так как семья истца состоит из одного человека.

Так как суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, сама истец участие в таком проекте в судебном заседании отрицала, а из содержания искового заявления следует, что истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то в связи с этим размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается.

Ссылка Правительства Пермского края на перечисление субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, довод о нецелевом расходовании бюджетных средств в случае обеспечения жилым помещением истца в заявленном прокурором размере с учет прав детей истца, основаниями для отказа в иске не являются.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кировского района г. Перми в интересах Кузнецовой Н.И. удовлетворить -

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Кузнецовой Н.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)

<данные изъяты>