Дело № 2-4603/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 декабря 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Полыгалова Н.Г., Полыгаловой М.Н., Полыгалова Э.Н. и Давыдовой С.Н. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: Полыгаловы Н.Г., М.Н., Э.Н. и Давыдова С.Н. обратились в суд с иском к администрации города Перми о предоставлении им жилого помещения по нормам предоставления, установленным в Пермском крае, с учетом права Полыгалова Н.Г. на отдельную комнату, взамен занимаемого. Свои требования истцы обосновали тем, что в настоящее время проживают составом семьи из четырех человек проживают в комнате размером 15,2 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>, Полыгалов Н.Г. занимает данную комнату с ДД.ММ.ГГГГ; дом подлежит сносу, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным ДД.ММ.ГГГГ; часть жильцов дома получили новые жилые помещения и из дома выехали, а они (истцы) жилым помещением до настоящего времени не обеспечены, предлагаемые им варианты их не устраивают, так как предлагаемые помещения аналогичны занимаемому. Кроме того, истцы указали, что состоят на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в общегородском списке – №, при этом они являются малоимущими, а Полыгалов Н.Г. страдает туберкулезом левого легкого с батериовыделениями, в связи с чем имеет право на отдельную жилую комнату. Истцы о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия, о чем представили в суд заявления, на иске настаивают (л.д. 44, 51). Ранее в суде пояснили, что малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Администрация города Перми о рассмотрении дела судом также извещена, в судебное заседание представителя не направила, из отзыва следует, что истцам предлагались варианты расселения, от которых они отказались; предоставляться в данном случае может только равнозначное жилое помещение (л.д. 30, 45, 47). Судом к участию в деле на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края, которое просит рассмотреть дело без участия его представителя, в письменном отзыве на иск указало, что расселение дома <адрес> выполняется в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан в Пермском крае из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2008-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства пермского края от 15.12.2008 г. № 716-п, переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений, приобретенных в собственность субъектом Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета Пермского края (60,57% и 39,43 % соответственно); для реализации названной программы были приобретены по государственным контрактам жилые помещения в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, т.е. Правительство Пермского края выполнило свои обязательства по приобретению жилых помещений для граждан, проживающих в доме <адрес>, в связи с чем по делу является ненадлежащим ответчиком (л.д. 48-49). Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о правомерности заявленного иска в силу следующего. На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с подпунктами 1 и 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно пунктам 3 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, включены активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза. Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в редакции от 18.07.2011 г.) определено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Судом установлены следующие обстоятельства: Полыгалов Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ имеет заболевание «<данные изъяты>», является инвалидом второй группы бессрочно, имеет право на отдельную комнату, что подтверждается документами лечебного учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 34), справкой об инвалидности (л.д. 33); Полыгалову Н.Г. и его дочери Давыдовой (до заключения брака – Полыгаловой – л.д. 58) С.Н. по обменному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена одна комната в квартире <адрес>; площадь комнаты в ордере указана в размере 15,8 кв.м. (л.д. 32); в данное жилое помещение, помимо Полыгалова Н.Г. и Давыдовой С.Н. вселились дети Полыгалова Н.Г. Полыгалов Э.Н. и Полыгалова М.Н., все указанные лица зарегистрированы в этом жилом помещении в настоящее время, что следует из справки МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9); в настоящее время истцы состоят на жилищном учете в Управлении жилищных отношений администрации города Перми с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди в общегородском списке на ДД.ММ.ГГГГ – 4235 (л.д. 8); дом <адрес> по результатам его обследования межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом и заключением межведомственной комиссии (л.д. 25-26, 27-28); письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищных отношений администрации города Перми отказало Полыгалову Н.Г. в предоставлении ему жилого помещения, как страдающему хроническим заболеванием, сославшись на отсутствие отдельных квартир (л.д. 7). Указанные обстоятельства ответчиками не опровергнуты. Также судом установлено, что жилое помещение, которое занимают истцы, представляет собой комнату жилой площадью 15,2 (по плану квартиры – помещение №) в трехкомнатной квартире по вышеуказанному адресу, общая площадь квартиры составляет 66,0 кв.м., жилая площадь квартиры – 51,8 кв.м., что подтверждается объяснениями истцов, данными технического паспорта на квартиру (л.д. 19-22), ответчиками не оспаривалось. Поскольку Полыгалов Н.Г. проживает с членами своей семьи в одной комнате <адрес>, страдает тяжелой формой хронического заболевания сДД.ММ.ГГГГ, проживает с членами семьи в одной комнате, несмотря на то, что совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, но жилым помещением, исходя из позиции ответчиков по делу, не обеспечен, то у него возникло право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в связи с имеющимся у него заболеванием, поименованным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. №103 норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека. На основании изложенного Полыгалов Н.Г. во внеочередном порядке должен быть обеспечен отдельным благоустроенным жилым помещением в виде отдельной квартиры общей площадью 15 кв.м., пригодной для проживания, отвечающей санитарным и техническим требованиям, предоставленной по договору социального найма в черте города Перми. Разрешая требование остальных истцов о предоставлении им жилого помещения, суд исходит из следующего. Согласно положениям частей 1-4 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Подпунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; На основании ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ). Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Проанализировав в совокупности приведенные выше положения ст. ст. 49, 57, 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что жилые помещения по договору социального найма по норме предоставления могут предоставляться гражданам, проживающим в жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, при этом граждане должны обладать статусом малоимущих и быть нуждающимися в жилом помещении применительно к положениям ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, находясь на жилищном учете в органе местного самоуправления. Как установлено выше, дом <адрес> по результатам его обследования межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом и заключением межведомственной комиссии (л.д. 25-26, 27-28), истцы до настоящего времени жилое помещение взамен указанного не получили; как нуждающиеся в жилом помещении, состоят на жилищном учете в Управлении жилищных отношений администрации города Перми (л.д. 8). В то же время, истцами не представлено доказательств того, что они признаны малоимущими в установленном законом порядке, поэтому суд не усматривает оснований для предоставления им жилого помещения по норме предоставления, установленной по г. Перми (15 кв.м. общей площади на 1 человека), в связи с чем суд полагает возможным предоставить им жилое помещение, равнозначное занимаемому – в виде комнаты в трехкомнатной квартиры, с параметрами комнаты: жилой площадью не менее 15,2 кв.м. и общей площадью не менее 19,4 кв.м. (66,0 кв.м. (общая площадь квартиры)/ 51,8 кв.м. (жилая площадь квартиры) * 15,2 кв.м. (жилая площадь комнаты истцов). Указанный размер общей и жилой площади данной комнаты подтверждается и ответом Управления жилищных отношений администрации г. Перми (л.д. 7). При этом суд учитывает, позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, согласно которой среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания. Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. за №1368-О-О. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. В связи с этим суд считает, что положения ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяют критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. Суд вправе исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Поскольку Полыгалов Н.Г. обладает самостоятельным правом на внеочередное получение жилого помещения, отдельного от остальных истцов, в связи с имеющимся заболеванием, а остальные истцы: Полыгалова М.Н., Полыгалов Э.Н. и Давыдова С.Н.имеют право также на внеочередное получение жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения для постоянного проживания со сносом дома, где оно находится, то суд приходит к выводу о том, что Полыгаловой М.Н., Полыгалову Э.Н. и Давыдовой С.Н. следует предоставить отдельное от Полыгалова Н.Г. жилое помещение, но равнозначного занимаемому – в виде комнаты общей площадью не менее 19,4 кв. м., жилой площадью не менее 15,2 кв.м. в трехкомнатной квартире, в связи с чем отказывает этим истцам в предоставлении им жилого помещения по норме предоставления. В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Следовательно, именно на администрацию г. Перми, как орган местного самоуправления, следует возложить обязанность по предоставлению жилых помещений Полыгалову Н.Г. в виде отдельной квартиры и Полыгаловой М.Н., Полыгалову Э.Н., Давыдовой С.Н. в виде комнаты с вышеуказанными параметрами. Оснований для возложения обязанности на Правительство Пермского края по предоставлению жилых помещений суд, исходя из приведенных выше правовых норм, не усматривает. Между тем, учитывая, что в соответствии с положениями ст.ст. 17, 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жильем инвалидов производится за счет средств бюджета в виде субвенций, зачисляемых в установленном порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, то суд полагает, что жилым помещением Полыгалов Н.Г. должен быть обеспечен именно за счет таких средств, поскольку является инвалидом. Ссылка Правительства Пермского края на то, что для расселения жителей дома <адрес> обязательства по предоставлению жилых помещений исполнены, ссылка администрации города Перми на то, что истцы отказались от предлагаемых вариантов, судом отклоняются, так как все истцы имеют право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, причем Полыгалов Н.Г. – в виде отдельного жилого помещения от остальных истцов в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием, что не может умалять право истцов на получение жилых помещений по тем параметрам, которые судом указаны выше. Доказательств того, что истцам предлагались варианты жилых помещений, которые определены судом, на дату разрешения спора не представлено. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Полыгалову Н.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру, в черте города Перми общей площадью 15 кв.м., пригодную для проживания, отвечающую санитарным и техническим требованиям. Возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить Полыгаловой М.Н., Полыгалову Э.Н. и Давыдовой С.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма в границах г. Перми другое отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,4 кв. м., жилой площадью не менее 15,2 кв.м. в виде комнаты в трехкомнатной квартире, соответствующее санитарным и техническим требованиям. Полыгаловой М.Н., Полыгалову Э.Н. и Давыдовой С.Н. в удовлетворении иска к администрации города Перми о предоставления жилого помещения по нормам предоставления отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме. Председательствующий: (О.В. Бузмакова)