о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3667/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 15 декабря 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием представителя истца Тонких П.В., заинтересованного лица Лесиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орждоникидзевского района г. Перми в интересах Лесиной А.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах Лесиной А.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади в черте г. Перми. В обоснование исковых требований указано, что в связи с обращением Лесиной А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что Лесина А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Управлении жилищных отношений администрации г. Перми в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ, за ; после достижения совершеннолетнего возраста жилое помещение ей не предоставлено, что нарушает ее права.

Представитель истца и заинтересованное лицо Лесина А.В. в судебном заседании на иске настаивали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Администрация г. Перми в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее направила в суд письменный отзыв, в котором указала, что, поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта Российской Федерации, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края (л.д. 65-66).

Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, ранее направляло в суд письменный отзыв по иску, указывая, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Перми, и не входят в полномочия Правительства Пермского края. Вместе с тем, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Также, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Лесина А.В. была поставлена на учет, а также сведения, подтверждающие отсутствие у родителей Лесиной А.В. жилых помещений на праве собственности или пользования Кроме того, выводы прокурора о том, что Лесина А.В. имеет право на получение жилого помещения площадью 33 кв.м., необоснованны, поскольку данная норма предоставления жилого помещения предусмотрена при предоставлении жилья государственного жилищного фонда, в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда, следовательно, исковые требования, заявленные прокурором, удовлетворению не подлежат (л.д. 75-79).

Выслушав представителя истца, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 5 указанного ФЗ РФ, предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения

Судом установлено, что Лесина А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей-сирот; мать – Лесина А.Г. лишена родительских прав решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери (л.д. 6,10).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лесина А.В. воспитывалась в ГКОУ «Санаторный детс кий дом » г. Перми и находилась на полном государственном обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в ПЛ г. Перми (л.д.17-18)

Из письма Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лесина А.В. состоит на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с ДД.ММ.ГГГГ, ее очередь на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84).

Согласно данным, представленным ГУП «ЦТИ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, какое-либо жилье на праве собственности Лесина А.В. не имеет, в приватизации жилья не участвовала

Ответчиками суду не представлено доказательств наличия у Лесиной А.В. права пользования каким–либо жилым помещением.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Лесина А.В., как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в черте города Перми по заявленным в иске основаниям. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения Лесиной А.В. должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством); при этом в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Суд исходит из того, что законом предусмотрено предоставление жилья данной категории граждан во внеочередном порядке, при этом право Лесиной А.В. на внеочередное обеспечение жилой площадью, предусмотренное законом, не может ставиться в зависимость от наличия иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа в большем размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

В то же время, суду не представлено доказательств того, что Лесина А.В. является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, поскольку Лесина А.В. выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенный Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Лесиной А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию города Перми предоставить Лесиной А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров, в черте города Перми, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предусмотренных в бюджете на эти цели.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий- /подпись/ Иванова Н.А.

<данные изъяты>