об оспаривании решения



Дело №2-5056/11 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Черкасовой А.А.,

с участием представителя заявителя – Останиной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ,

представителя третьего лица – ОАО «Пермглавснаб» – Давидович И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению администрации Ленинского района г. Перми на действия департамента земельных отношений администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Пермглавснаб»,

установил:

администрация Ленинского района г. Перми обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент), выразившиеся в отказе согласования уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенно­го по адресу: <адрес>, между Открытым акционерным обществом «Пермглавснаб» (далее по тексту – Общество) и админи­страцией Ленинского района г. Перми; возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность согласовать уступку прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу <адрес> между Обществом и администрацией Ленинского района г. Перми (л.д. 2-5).

В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ ад­министрации Ленинского района г. Перми предоставлен в аренду земельный участок площадью 1986,5 кв. метра, находящийся по адресу <адрес>, под строительство жилого дома со встроенными административными помещениями сроком на три года; во исполнение вышеуказанного постановления между департаментом иму­щественных отношений администрации города Перми и администрацией Ленин­ского района г. Перми заключен договор аренды земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ ; в соответствии с решением Пермской город­ской Думы от 12.09.2006 № 210 департамент имущественных отношений адми­нистрации города Перми реорганизован путем выделения из его состава де­партамента земельных отношений администрации города Перми, с наделением выделяемого департамента полномочиями по управлению и распоряжению зе­мельными участками на территории города Перми. Также, между ОАО «Пермглавснаб» и администрацией Ленинского района г. Перми за­ключен договор о совместной деятельности по освоению указанного выше земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; в последующем, при постановке земельного участка на кадастровый учет, выяснилось, что часть земельного участка является федеральной собственностью; в связи с чем, согласно постановлениям администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью 595,8 кв. метра, являющийся федеральной собственностью, исключен из предос­тавленного ранее земельного участка, о чем составлено дополнительное со­глашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ зе­мельного участка, расположенного по адресу <адрес>; таким образом, площадь земельного участка, находящегося в настоящее время в аренде у администрации Ленинского района г. Перми, составляет 1389,64 кв. метра; также, вышеуказанным дополнительным соглашением срок аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение прошло государственную регистра­цию; использование земельного участка продолжается, в связи с чем, в настоя­щее время договор аренды, в силу пункта 2 ст. 621 и ст. 610 Гражданского кодекса РФ считается заключенным на неопределенный срок; в целях приведения существующих правоотношений в соответствии с дей­ствующим законодательством от Общества поступило пред­ложение о заключении договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, и направлен проект договора; письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ за в согласовании уступки прав и обязанностей по договору аренды администрации Ленинского района г. Перми по следующим основаниям: в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления земельные участки могут предоставляться только на праве постоянного (бессрочного) пользования, вместе с тем, заключенный с админи­страцией Ленинского района договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям указанной нормы права; в соответствии с Положением о терри­ториальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 207 не предусмотрены полномочия администраций районов на совершении подобных сделок с имуществом. С данным отказом представитель заявителя не согласен в силу следующего: предоставление земельного участка администрации Ленинского района г. Перми имело место в ДД.ММ.ГГГГ; положения ст. 20 Земельного Кодекса РФ содержат перечень субъектов, которым земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, что означает, что иным лицам земельные участки на указанном праве не предоставляются; при том, от­ношения, связанные с арендой земельных участков, указанная норма права не регулиру­ет; правоотношения по аренде земельных участков регулируются ст. 22 Зе­мельного кодекса РФ; положения указанной статьи, а также другие нормы зе­мельного законодательства не содержали и не содержат запрета на предоставле­ние земельных участков органам местного самоуправления на праве аренды, рав­но как и на правообладание земельным участком на указанном праве теми же ор­ганами; с целью приведения существующих правоотношений в соответствие с дей­ствующим законодательством, а также с учетом договора о совместной деятель­ности по освоению земельного участка по адресу: <адрес>, в квартале Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ администрация Ленинского района намере­на передать Обществу права и обязанности по договору аренды зе­мельного участка взамен передачи в муниципальную собственность жилых по­мещений; отсутствие в Положении о территориальном органе администрации города Перми полномочий на совершение сделок по уступке прав и обязанностей по до­говору аренды земельного участка, само по себе не может свидетельствовать о наличии запрета на их совершение; указанное Положение является универсаль­ным, рассчитанным на неоднократное применение и не может содержать пере­чень сделок, на совершение которых, уполномочен территориальный орган адми­нистрации города; при этом, в правоотношениях по догово­ру аренды администрация выступает в роли обычного участника земельных от­ношений; заключенный договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит запрета на передачу прав и обязанностей по договору аренды; также отсутствует и закон, запрещающий совершение подобных сделок; на основании изложенного, представитель администрации полагает, что отказ Департамента земельных отно­шений администрации города Перми в согласовании заключения договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка, подписанного между Обществом и ад­министрацией Ленинского района г. Перми, является незаконным.

Представитель заявителя в судебном заседании на предъявленных требованиях настаивает по изложенным выше доводам.

Представитель заинтересованного лица – Департамента земельных отношений администрации г. Перми – в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление (л.д. 40), также направила в суд письменный отзыв, в котором указала следующее: ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Перми, с одной стороны, и администрация Ленинского района г, Перми, с другой стороны, па основании постановления Главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за заключили договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 986,5 кв. метра, кадастровый номер 38-6; участок предоставлялся под строительство жилого дома со встроенными административными помещениями Пермского филиала ОАО ВНИПИ «Тяжпромэлектропроект»; срок действия договора аренды – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан по акту приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с пунктом 1 ст. 20 Земельного колдекса РФ (в ред. от 25.10.2001), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления; таким образом, на праве аренды администрации Ленинского района г. Перми спорный земельный участок представлен быть не мог; кроме того, полномочия территориального органа администрации г. Перми определены Типовым положением о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207 (далее по тексту – Типовое положение); в соответствии с пунктом 1.1 Типового положения, территориальный орган администрации города Перми – администрация района в городе Перми, администрация поселка Новые Ляды (далее – Территориальный орган) – создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительной функции на соответствующей территории; оперативное руководство и контроль за деятельностью указанного территориального органа осуществляет глава администрации города Перми в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Перми; согласно пункту 1.2, настоящее Типовое положение определяет компетенцию Территориального органа по решению вопросов местного значения и переданных в установленном порядке государственных полномочий; полномочия на заключение соглашений о переуступке прав и обязанностей по договорам аренды Типовым положением для территориального органа администрации г. Перми не предусмотрены; в своей деятельности территориальный орган администрации г. Перми обязан руководствоваться Типовым положением и не вправе выходить за рамки установленных полномочий; на основании изложенного, представитель департамента просит в удовлетворении требований отказать (л.д. 41-42).

Представитель третьего лица – ОАО «Пермглавснаб» – в судебном заседании требования, заявленные администрацией Ленинского района г. Перми, поддерживает в полном объеме, указывая на то, что отказ Департамента земельных отно­шений администрации города Перми в даче согласия на заключение договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка между ОАО «Пермглавснаб» и ад­министрацией Ленинского района нельзя признать законным по следующим основаниям: предоставление земельного участка Администрации Ленинского района имело место в ДД.ММ.ГГГГ; действующий на тот момент Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 предусматривал возможность муниципальных учреждений владеть земельным участком на любом законном основании, в том числе на праве аренды; после внесения изменений в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ, пункт 2.4. ст.6 вышеуказанного закона стал предусматривать запрет на предоставлении земельных участков, государственным или муниципальным учреждениям на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования; Каких либо сроков для приведения в соответствие с изменившимся законодательством, способов и порядка расторжения либо прекращения существующих земельных правоотношений на иных правах, отличных от права постоянного (бессрочного) пользования либо последствий, при не приведении в соответствие с изменениями, закон не содержит; для приведения существующих земельных правоотношений в соответствие с действующим законодательством, Администрация Ленинского района передала ОАО «Пермглавснаб» по договору арендные права и обязанности на земельный участок. Также просит принять во внимание, что отсутствие в Положении о территориальном органе администрации города Перми, полномочий администрации Ленинского района г. Перми на совершение сделок по уступке прав на аренду земельного участка, также не основано на нормах права; так, пунктом 2 ст. 382 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором; заключенный между Обществом и Администрацией г. Перми договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ за Л не содержит запрета на совершение уступки прав; также отсутствует и закон, запрещающий совершение подобных сделок; более того, учитывая, что договорные правоотношения между Обществом в отношении данного земельного участка существуют фактически с ДД.ММ.ГГГГ, а юридически – с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более пяти лет, то в силу пункта 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, согласие администрации г. Перми на передачу прав и обязанностей и не требуется.

Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, оценив доводы заявления, а также доводы, изложенные в письменных отзывах, исследовав материалы дела, суд находит требования администрации Ленинского района г. Перми обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела:

постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ администрации Ленинского района предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 986,5 кв. метра, находящийся по адресу: <адрес>, под строительство жилого дома со встроенными административными помещениями сроком на три года (л.д. 6),

ДД.ММ.ГГГГ между департаментом иму­щественных отношений администрации города Перми (арендодатель) и администрацией Ленин­ского района г. Перми (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства (л.д. 7-10),

в соответствии с пунктом 1.1 данного договора, Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды указанный выше земельный участок,

данный земельный уча­сток предоставляется для использования под строительство жилого дома со встроенными административными помещениями Пермского филиала Открытого акционерного общества ВНИПИ «Тяжпромэлектропроект» (пункт 1.2 договора),

срок действия договора, согласно пункту 4.1, уста­новлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что в соответствии с решением Пермской город­ской Думы от 12.09.2006г. №210, департамент имущественных отношений адми­нистрации города Перми реорганизован путем выделения из его состава де­партамента земельных отношений администрации города Перми, с наделением данного департамента полномочиями по управлению и распоряжению зе­мельными участками на территории города Перми (л.д. 22).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между О ткрытым акционерным обществом «Пермглавснаб» (застройщик) и администрацией Ленинского района г. Перми был за­ключен договор о совместной деятельности по освоению земельного участка по адресу: <адрес> в квартале Ленинского района (л.д. 29-30),

согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора, администрация Ленинского рай­она г. Перми поручает и дает право по своей доверенности застройщику выступить заказчиком по проектированию и строительству жилого дома по <адрес> в квартале Ленинского района г. Перми,

разделом 3 данного договора на администрацию Ленинского района г. Перми возложены следующие обязанности: выдать доверенность застройщику на право выступить заказчиком по проектированию и строительству жилого дома; оказать помощь в получении технических условий на ПИР; при необходимости оказать содействие в утверждении эскизного проекта, в проведении государст­венной вневедомственной экспертизе, в получении разрешений на подготови­тельные и строительно-монтажные работы и другие вопросы; решать совместно с застройщиком вопросы сноса объектов, подпадающих в зону застройки (пункты 3.1-3.4),

в свою очередь, Застройщик обязался выполнить функции заказчика, пере­дать в муниципальную собственность 15% от общего объема площади дома жильем по отдельному соглашению после утверждения рабочего проекта за вычетом объема сноса, если он будет произведен за счет Застройщика, возмес­тить администрации затраты, связанные с выделением земельного участка под строительство (пункты 3.5-3.7).

Как следует из содержания поданного заявления и не оспаривается сторонами, Открытое акционерное общество «Пермглавснаб» во исполнение обязательств, принятых на себя по указанному выше договору, запросило технические условия у служб города, вынесло сети с земельного участка, на котором предпола­галось строительство, а также предоставило ОАО ВНИПИ «Тяжпромэлектропроект» другие помещения, регулярно уплачивало арендную плату за пользование земельным участком, т.е. понесло затраты, связанные с выполнением указанных ме­роприятий,

в последующем, при постановке земельного участка на кадастровый учет выяснилось, что часть земельного участка является федеральной собственностью, в связи с чем, в соответствии с постановлениями администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью 595,8 кв. метра, являющийся федеральной собственностью исключен из предос­тавленного ранее земельного участка, о чем составлено дополнительное со­глашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ зе­мельного участка, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 13),

таким образом, площадь земельного участка, находящегося в аренде у администрации Ленинского района г. Перми составила 1 389,64 кв.метра (пункт 1 дополнительного соглашения),

срок аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2 дополнительного соглашения),

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пермглавснаб» обратилось в администрацию Ленинского района г. Перми с предложением о заключении договора о передаче Обществу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, и направлен проект договора (л.д. 34),

письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Обществу отказано в согласовании уступки прав и обязанностей по договору аренды по тем основаниям, что, в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ, органам местного самоуправления земельные участки могут предоставляться только на праве постоянного (бессрочного) пользования; заключенный с админи­страцией Ленинского района договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям указанной нормы права; кроме того, в соответствии с Положением о терри­ториальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 207, не предусмотрены полномочия администраций районов на совершении подобных сделок с имуществом (л.д. 32).

Вышеуказанные обстоятельства установлены в судебном заседании, объективно подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правоотношения по аренде земельных участков регулируются положениями статьи 22 Земельного кодекса РФ, которая не содержит запрета на предоставление земельных участков органам местного самоуправления на праве аренды, равно как и на правообладание земельным участком на указанном праве теми же органами.

С учетом данного обстоятельства, суд не усматривает оснований для признания договора аренды земельного участка, заключенный с администрацией Ленинского района г. Перми, несоответствующим действующему законодательству.

При этом, суд принимает во внимание, что указанный выше договор аренды в установленном законом порядке (ст.ст. 450-452 Гражданского кодекса РФ) какой-либо из сторон не оспорен.

Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что договор аренды противоречит положениям ст. 20 Земельного кодекса РФ, является несостоятельной, поскольку, исходя из характера возникших спорных правоотношений, учитывая предмет и основания иска, данная норма права не подлежит применению, т.к. не регулирует отношения, связанные с арендной земельных участков.

Как установлено судом выше и подтверждается содержанием договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-10), условия договора не содержат запрета относительно передачи прав и обязанностей по данному договору.

Более того, из содержания поданного заявления следует, что оно направлено на приведение существующих правоотношений в соответствие с дей­ствующим законодательством, а также с учетом договора о совместной деятель­ности по освоению спорного земельного участка, администрация Ленинского района намере­на передать ОАО «Пермглавснаб» права и обязанности по договору аренды зе­мельного участка взамен передачи в муниципальную собственность жилых по­мещений, что не противоречит нормам действующего законодательства (Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ).

Отсутствие в Положении о территориальном органе администрации города Перми, полномочий на совершение сделок по уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, само по себе не может свидетельствовать о наличии запрета на их совершение, поскольку указанное Положение является универсаль­ным, рассчитанным на неоднократное применение и не может содержать пере­чень сделок, на совершение которых, уполномочен территориальный орган администрации города.

При этом суд учитывает, что в данном случае в правоотношениях по догово­ру аренды администрация выступает в роли обычного участника земельных от­ношений.

При таких обстоятельствах, суд находит отказ Департамента земельных отно­шений администрации города Перми в даче согласия на заключение договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка между ОАО «Пермглавснаб» и ад­министрацией Ленинского района г. Перми незаконным и, как следствие, считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

На основании вышеизложенного,руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление администрации Ленинского района г. Перми на действия департамента земельных отношений администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Пермглавснаб» - удовлетворить,

признать незаконными действия департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе согласовать уступку прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ за , заключенному между админи­страцией Ленинского района г. Перми и Открытым акционерным обществом «Пермглавснаб», аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>,

возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании уступки прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ за , заключенному между админи­страцией Ленинского района г. Перми и Открытым акционерным обществом «Пермглавснаб», аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>