Дело № 2-5261/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., с участием представителя истца – прокурора Кировского района г. Перми – Колотовой Л.А., истца Гусельниковой В.И., представителя ответчика – Правительства Пермского края – Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах Гусельниковой В.И. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Кировского района г. Перми (далее по тексту – прокурор) в интересах Гусельниковой В.И. обратился с иском в суд к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Гусельниковой В.И. и ее дочерям – Гусельниковой И.В. и Гусельниковой К.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв.м. в черте г. Перми. Иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Гусельниковой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к прокурору проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что родители Гусельниковой В.И. по решению Губахинского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гусельниковой В.И.лишены родительских прав; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гусельникова В.И. воспитывалась в <данные изъяты>; решением Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ договор приватизации квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией г. Губахи и Гусельниковой Л.А., Гусельниковой В.И., Гусельниковой Л.И., Гуссельниковой Е.И., Гусельниковым В.И., признан недействительным в части передачи этой квартиры в собственность Гусельниковой В.И.; постановлением администрации Губахинского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ п. 1 постановления администрации г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за детьми Гусельноковой В.И., Гусельниковой Л.И., Гусельниковой Е.И.», внесены изменения об исключении закрепления жилья за Гусельниковой В.И., в связи с чем она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилья. Также прокурор указал, что Гусельникова В.И. проживает в общежитии по адресу: <адрес>, комната жилой площадью 12 кв.м., в ней зарегистрированы Гусельникова В.И. и ее дочери, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ; данное жилое помещение Гусельниковой В.И. по договору социального найма не предоставлялось, на праве собственности не принадлежит, на одного члена семьи Гусельниковой В.И. в данной комнате приходится менее 15 кв.м. жилой площади. Гусельникова В.И. ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты>, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивали. Ранее истец суду пояснила, что комната на <адрес> ей предоставлялась ОАО «<данные изъяты>» через ее (истца) знакомого. Представитель ответчика иск не признала, не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением по норме предоставления, установленной по городу Перми, и поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, предоставление жилого помещения с учетом членов семьи истца и в соответствии с нормами, установленными Законом Пермского края № 255-ПК от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» неправомерно. Администрация города Перми в письменных возражения также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, тоже не согласна с размером жилого помещения, требуемого к предоставлению истцу и ее детям, просит рассмотреть дело без участия представителя. Выслушав стороны, оценив возражения администрации города Перми, исследовав материалы настоящего дела и материалы гражданских дел №, рассмотренного Ленинским районным судом г. Перми, и №, рассмотренного Губахинским городским судом Пермского края, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что Гусельникова В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к прокурору с просьбой предъявить настоящий иск в суд в интересах ее и ее детей (л.д. 7). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Гусельниковой В.И. и ее детей. Разрешая иск по существу, суд исходит из следующего. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Судом установлено, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители – Гусельникова Л.А. и Гусельников И.П. по решению Губахинского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении истца родительских прав, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывалась в <данные изъяты>, находилась на полном государственном обеспечении; на момент помещения в детский дом имущество у истца отсутствовало; после выпуска из детского дома истец обучалась в <данные изъяты>, который окончила в ДД.ММ.ГГГГ., в период обучения в данном учебном заведении проживала в общежитии по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес>, где истцу предоставлялось койко-место ОАО «<данные изъяты>», владевшим данным общежитием на ДД.ММ.ГГГГ Также судом установлено, что истец жилых помещений на праве собственности не имела и не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма не является, с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку внеочередников за №, как воспитанница <данные изъяты>, проживающая в общежитии по <адрес>; закрепленное за истцом жилье в связи с помещением ее в детский дом отсутствует; в жилое помещений по адресу: <адрес> истец никогда не вселялась, приватизация этой квартиры с участием истца по договору от ДД.ММ.ГГГГ признана судом недействительной в части передачи этой квартиры в собственность истца, а постановление администрации г. Губаха от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления за истцом этого жилого помещения признано судом незаконным. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями в паспорте истца (л.д. 8), справками детского дома, паспортиста общежития <данные изъяты>, специалиста Губахинского гороно (л.д. 13, 14, 80; гр.дело №, л.д. 24), путевкой Пермского облоно (л.д. 11), протоколом личного осмотра истца при помещении в детское учреждение (л.д. 82), решениями Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10, 27-28), регистрационным удостоверением БТИ г. Губаха (л.д. 22), справками ГУП «ЦТИ Пермского края» (Губахинский филиал) и Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 21, 23, 62, 66, 89), актами обследования жилищных условий истца в период проживания с родителями и в общежитии на <адрес> (л.д. 15-16, 74), постановлением администрации города Губахи от ДД.ММ.ГГГГ № (гр.дело №, л.д. 23), постановлением администрации Губахинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 24), постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 26), извещением администрации Кировского района г. Перми (л.д. 69), объяснениями истца в адрес прокурора (л.д. 30-31) и в судебном заседании, ответчиками не оспаривались и не опровергнуты. Как следует из ответа департамента имущественных отношений администрации города Перми, квартиры в <адрес> постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр муниципальной собственности города Перми (гр.дело №, л.д. 100). Из содержания технического паспорта на данный дом следует, квартира № в этом общежитии включает в себя комнату, коридор, два шкафа и туалет, общая площадь данного жилого помещения – 15,0 кв.м., жилая – 9,1 кв.м. (л.д. 121-139). ДД.ММ.ГГГГ у истца родились дочери – Гусельникова И.В. и Гусельникова К.В., которые зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в том же жилом помещении (л.д. 17-20); по данным МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» договор социального найма на указанное жилое помещение не заключался, оснований для регистрации Гусельниковой В.И. и ее детей в этом учреждении не имеется (л.д. 119); в ОАО «<данные изъяты>» документы о предоставлении истцу жилого помещения в этом общежитии не сохранились, при этом из ответа в адрес истца следует, что ордера на проживание в общежитии не выдавались (л.д. 141); сама истец суду пояснила, что о предоставлении ей места в общежитии договаривался ее знакомый, заявление для вселения в общежитие она передавала коменданту, которая решала этот вопрос с кем-то из руководства ОАО «<данные изъяты>», какое решение было принято, ей (истцу) не известно, документы не выдавались, договор найма на эту комнату с ней не заключался. Учитывая, что доказательств проживания в указанном жилом помещении на основании договора найма, социального найма суду не представлено, то исходя из установленных по делу обстоятельств суд приходит о том, что проживание истца в этом жилом помещении на договоре найма или социального найма не основано, в связи с чем истец должна быть обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. При этом суд учитывает, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, после окончания учебного заведения не была обеспечена жилым помещением, несмотря на то, что состояла и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Дети истца по данным Управления Росреестра по Пермскому краю жилых помещений на праве собственности не имеют (л.д. 87, 88). Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу и ее детям жилого помещения является правомерным. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 54 кв.м., поскольку семья истца состоит из трех человек. Доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, суду не представлено. При этом, как следует из содержания искового заявления, истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено. Возражения ответчиков относительно обеспечения истца жилым с учетом ее детей и по норме, установленной Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», судом во внимание приняты быть не могут с учетом изложенного выше. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Представленные суду Правительством Пермского края копии распоряжений о выделении в 2011 г. денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 96-105), не свидетельствуют о том, что данные денежные средства направлены на обеспечение жилым помещением истца и ее детей. Ссылки Правительства Пермского края и администрации города Перми на то, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, судом отклоняются, как несостоятельные. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Кировского района г. Перми удовлетворить- возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Гусельниковой В.И. на нее и ее дочерей – Гусельникову И.В. и Гусельникову К.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах города Перми общей площадью не мене 54 кв.м. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова) <данные изъяты>