о признании неправомерными действий сотрудников Комитета социальной защиты



Дело № 2-4912/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием истца Попова А.В.,

представителя ответчика – Министерства социального развития Пермского края Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности (л.д. 60),

представителя ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю – Шугаевой Л.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.В. к Министерству социального развития Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, третьи лица – Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю, Министерство финансов Пермского края,

у с т а н о в и л:

Попов А.В. обратился в суд с иском о признании неправомерными действий сотрудников Министерства социального развития Пермского края при исполнении письма Заместителя руководителя Росздрава Л. от ДД.ММ.ГГГГ при составлении списков в ДД.ММ.ГГГГ, не включивших фамилию истца в список лиц, имеющих право на получение автомобилей, а затем федеральный реестр; о признании незаконным продолжающегося бездействия со стороны министра социального развития Пермского края, которым нарушаются требования, предусмотренные п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ; о возложении на министра социального развития Пермского края обязанности в полном объеме устранить допущенное нарушение, обеспечив по отношению к истцу исполнение длящихся правоотношений, предусмотренных ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., а также исполнение в отношении истца Определения Конституционного Суда РФ № 624-О-П от 17.07.2007 г. и в месячный срок обеспечить замену автомобиля; о взыскании с Министерства социального развития Пермского края в пользу истца судебных издержек в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований Попов А.В. указал, что является инвалидом <данные изъяты> группы. В ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан автомобиль сроком эксплуатации - 7 лет. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик неправомерно не произвел замену автомобиля на новый. Соответствующие действия (бездействия) ответчика истец считает незаконными (л.д. 2 – 7).

В судебном заседании Попов А.В. иск поддержал, просит его удовлетворить в полном объеме.

Представители Министерства социального развития Пермского края и Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что действующее законодательство не предусматривает предоставление социальных льгот в натуральной форме (л.д. 47-51).

Третье лицо - Министерство финансов Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 101), своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв на иск, согласно которому в 2008-2009г.г. инвалиды РФ, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01.01.2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должны быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб. Постановлением Правительства РФ № 561 от 06.09.2007г. и Указом Президента РФ № 685 от 06.05.2008г. не предусмотрено право на замену автомобиля новым. Более того, из Указа следует, что лица, получившие легковой автомобиль, подлежат снятию с учета для обеспечения транспортными средствами и соответственно, теряют право на предоставление очередного автомобиля. Также указано, что Министерство финансов Пермского края не является распорядителем средств, выделяемых на обеспечение транспортом инвалидов Великой Отечественной войны и права на распоряжение данными средствами не имеет (л.д. 64-66).

Суд, оценив доводы участвующих в деле лиц, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.10.2003г. № 132-ФЗ» инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со ст. 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

Попов А.В. является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие военной травмы. ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставлено транспортное средство марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ изготовления сроком на семь лет.

Ответами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на обращения истца ответчиком отказано в удовлетворении требования о замене транспортного средства (л.д. 14, 16).

При разрешении данного спора, суд учитывает, что в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004г. № 122-ФЗ статья 30 Закона № 181-ФЗ признана утратившей силу.

Таким образом, из смысла указанного правового регулирования следует, что льготы, предоставлявшиеся инвалиду до 1 января 2005г. в натуральной форме заменены указанной ежемесячной денежной компенсацией.

Согласно ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ в качестве одной из мер социальной поддержки инвалидов предусмотрена ежемесячная денежная выплата, которая исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета, и устанавливается в размере:

1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;

3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.

В силу ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), принят Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее – Указ Президента № 685) и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии медицинскими показаниями» (далее – Порядок).

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что в 2008-2009 г.г. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и на 01.01.2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее представленного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб.

П. 3 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» предусмотрено, что граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию в соответствии с настоящим Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Исходя из положений указанных правовых актов, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 01.01.2005г.

Суд не может согласиться со ссылкой истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007г. № 624-О-П, поскольку в данном правовом акте речь идет об иной категории лиц, имеющих право на социальные гарантии и льготы, к данной категории истец не относится.

Определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 N 624-О-П установлено, что положения абзаца двадцать второго пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 19 пункта 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны - при наличии установленных до 1 января 2005 года соответствующих медицинских показаний - как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.

Истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот, установленных п.п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», так как у него отсутствуют соответствующие заболевания.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.07.1996г от 03.07.1996г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» норматив обеспеченности инвалидов автомобилями составляет: один автомобиль на 7-летний срок эксплуатации.

Из материалов дела следует, что Попов А.В. обеспечен транспортным средством в ДД.ММ.ГГГГ (на срок до ДД.ММ.ГГГГ.).

До 01.01.2005 г. срок эксплуатации транспортным средством, полученным истцом, не истек. На момент признания утратившим силу ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.10.2003г. № 132-ФЗ» у истца не возникло право на получение автомобиля, поэтому в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Попов А.В. органом социальной защиты населения был обоснованно снят с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Постановление Правительства РФ от 14.03.1995г., предусматривавшее право инвалидов на замену транспортного средства по истечении семилетнего срока эксплуатации, признано утратившим суду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008г. № 15.

Таким образом, на основании вышеизложенного у органов социальной защиты населения отсутствовали основания для включения истца в список лиц, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Пермской области от 01.01.2005г.

Требования Попова А.В. о признании незаконным продолжающегося бездействия со стороны министра социального развития Пермского края, которым нарушаются требования, предусмотренные п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, являются производными от основного требования - о возложении на ответчика обязанности обеспечить замену автомобиля, и удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным выше.

Требования истца о взыскании с ответчика судебных издержек не подлежат удовлетворению в силу ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Попова А.В. отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>