о признании недействительным в части акта органа местного самоуправления



Дело № 2-4064/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Целищевой М.А., с участием:

представителя заявителей Кириллова А.В., на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованных лиц: Администрации города Перми и Департамента планирования и развития территории города Перми, Челпановой А.А., на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федотова Е.В., Вьюжанина Д.В., Челюкановой Д.Н. и Дочия З.В., о признании недействительным в части правового акта местного самоуправления,

заинтересованные лица: Администрация города Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми,

У с т а н о в и л:

Федотов Е.В., Вьюжанин Д.В., Челюканова Д.Н. и Дочия З.В., указывая заинтересованным лицом – Администрацию города Перми, в порядке Гл. 24 ГПК РФ, обратились в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим со дня его принятия Постановление Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов <адрес>», в части установления красных линий в отношении: земельного участка по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ; земельного участка по адресу: <адрес> имеющего кадастровый номер ; земельного участка по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ; земельного участка по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер .

Свои требования заявители обосновывают тем, что являются собственниками названных земельных участков, расположенных в <адрес>, при этом, на земельном участке с кадастровым номером принадлежащем Вьюжанину Д.В. и земельном участке с кадастровым номером принадлежащем Дочия З.В., расположены строения находящиеся в собственности владельцев участков.

Согласно сведений, представленных Департаментом планирования и развития территории города Перми, принадлежащие заявителям земельные участки расположены частично за красными линиями, утвержденными оспариваемым правовым актом местного самоуправления.

Заявители полагают, что в части установления красных линий проходящих по территории их участков, Постановление Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов <адрес>» является незаконным и необоснованным, поскольку данными линиями, часть принадлежащих им участков фактически изъята и отнесена к территории общего пользования, что нарушает права собственников, т.к., в установленном законом порядке, решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не принималось, вместе с тем отнесение их к территории общего пользования предоставляет неопределенному кругу лиц право пользования такой территорией без соблюдения процедуры изъятия земельных участков.

Учитывая изложенное, а также то, что вышеназванные земельные участки были впервые проданы Департаментом земельных отношений из муниципальной собственности в период согласования оспариваемого правового акта, а также после его принятия, заявители считают, что Постановление Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов <адрес>», в части должно быть признано незаконным и недействующим с момента его принятия, как нарушающее права заявителей - собственников земельных участков.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 30.06.2011 г. /л.д.1/ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент планирования и развития территории города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми.

В судебное заседание заявители не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей Кириллов А.В. на требованиях доверителей настаивал, пояснил, что при приобретении в собственность земельных участков заявители не были поставлены в известность о том, что частично данные земельные участки находятся за пределами красных линий. Прохождение по территории участков красных линий препятствует заявителям в полном объеме реализовывать право собственности на землю, в т.ч. получить соответствующие согласования и разрешения на осуществление строительства. Кроме того, полагает, что при установлении красных линий не была учтена существующая застройка земельных участков с кадастровыми номерами , что также ограничивает права собственников строений расположенных на данных земельных участках. Полагает, что установление красных линий по территории земельных участков заявителей ничем не обоснованно, заинтересованными лицами не представлено каких либо доказательств наличия необходимости такого расположения красных линий на территории жилых районов <адрес>.

Представитель заинтересованных лиц Администрации города Перми и Департамента планирования и развития территории города Перми Челпанова А.А. с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что оспариваемый правовой акт местного самоуправления был подготовлен и принят уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с установленными законом требованиями, в т.ч. с соблюдением положений ст., ст. 41 - 46 Градостроительного кодекса РФ, в т.ч. по вопросу обсуждения проекта планировки территорий жилых районов <адрес>, были организованы и проведены публичные слушания. То обстоятельство, что красные линии установленные оспариваемым правовым актом проходят по территории принадлежащих заявителям участков, не означает, что соответствующие части участков изъяты для государственных и муниципальных нужд и фактически являются местами общего пользования, поскольку в силу положений п. 11 ст. 1, ст., ст. 41-43 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями могут обозначаться как элементы существующей структуры, так и параметры планируемого развития элементов планировочной структуры. При названных обстоятельствах, установлением красных линий, определяющих планируемые границы территорий общего пользования, право собственности заявителей нарушено быть не может, в т.ч., в настоящее время, отсутствуют какие либо препятствия в осуществлении права собственности на принадлежащие заявителям участки, доказательств обратного ими не представлено. Кроме того, следует отметить, что земельные участки заявителями приобретены уже после принятия и вступления в силу оспариваемого правового акта, соответственно, при их приобретении заявители могли и должны были знать об установлении красных линий.

Администрацией города Перми и Департаментом планирования и развития территории города Перми представлены письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.50-52,96-97,54-56/, аналогичного содержания.

Департамент земельных отношений администрации города Перми о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.63-65/, по своему содержанию аналогичный возражениям Администрации города Перми.

С учетом мнения представителя заявителей и явившегося в судебное заседание представителя заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителей заявителей и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Федотова Е.В., Вьюжанина Д.В., Челюкановой Д.Н. и Дочия З.В., и признания правового акта местного самоуправления противоречащим закону, в силу следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ № 313-ФЗ).

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (абз. 1 ст. 13 ГК РФ).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Перми принят муниципальный правовой акт – Постановление № 492 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов <адрес>» /л.д.59/, которым утвержден проект планировки территории жилых районов <адрес> (в составе основной утверждаемой части) /л.д.60/, в т.ч. чертеж красных линий: разборчивый чертеж красных линий, ведомость координат красных линий, инв. ДСП /л.д.109,116-122/.

Решение Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в печатном средстве массовой информации - Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь, и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 2 и. п. 3 ст. 9 Устава города Перми.

Заявителю Федотову Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер , заявителю Челюкановой Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер , заявителю Вьюжанину Д.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: 2-этажное здание конторы с антресольным этажом, с жилыми квартирами (лит. А,А1), навес, гараж и замощение (лит. Г,Г1,1), а также земельный участок на котором расположены данные объекты недвижимости, по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер , заявителю Дочия З.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: 1-этажное здание автогаража с подвалом (лит. А), забор, а также земельный участок на котором расположены данные объекты недвижимости, по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права /л.д.27-30/, кадастровыми паспортами земельных участков /л.д.23-26/, объяснениями представителя заявителей, и не оспаривается заинтересованными лицами.

Как следует из писем Департамента планирования и развития территории города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16, 20-21, 22/, вышеназванные земельные участки, в соответствии с расположением красных линий, установленным Проектом планировки территории жилых районов <адрес>, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492, находятся частично за пределами красных линий, т.е. часть территории данных участков подлежит отнесению к территории общего пользования.

При оценке доказательств, содержащих сведения относительно соблюдения установленного законом порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта, суд приходит к выводу о том, что Постановление Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 принято в пределах полномочий исполнительного органа местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в соответствии со ст. 7, п. 26 ст. 16, ст. 28 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, п. 26 ст. 8, п.п. 3 п. 3 ст. 13.1, ст. 59, ст. 59.1 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.), с соблюдением процедуры, установленной названными нормативными актами, а также ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в т.ч., с организацией и проведением публичных слушаний, согласно Постановления Главы города Перми от 27.04.2007 г. № 44 «О назначении публичных слушаний по проектам территории жилых районов <адрес>» /л.д.98,62,100-106/.

Согласно п. 11 и п. 12 ч. 1 ст. 1, ч. 1, ч. 2, п.п. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (п. 11 ч. 1 ст. 1);

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ч. 1 ст. 1).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42).

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2 ст. 42).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в т.ч. красные линии (п.п. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42).

Из вышеприведенных положений закона следует, что отображение красных линий в составе чертежей планировки территории в проекте планировки территории, как составной части градостроительной документации, не является установлением для соответствующих участков, по территории которых проходят красные линии, статуса территории общего пользования, поскольку, в соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями могут обозначаться границы как существующих, так и планируемых мест общего пользования. Как следует из материалов дела, каких либо фактически существующих мест общего пользования, расположенных полностью или частично на территории земельных участков находящихся в собственности заявителей не имеется, что свидетельствует о том, что оспариваемым муниципальным правовым актом установлены красные линии, обозначающие границы планируемых территорий общего пользования.

При названных обстоятельствах, суд считает, что утверждение Проекта планировки территории жилых районов <адрес>, в т.ч. обозначение красными линиями границ территорий на которых планируется размещение мест общего пользования, является усмотрением компетентных органов местного самоуправления, в рамках градостроительной деятельности, и каких либо прав заявителей и их законных интересов не нарушает, поскольку оспариваемый муниципальный правовой акт не является актом, устанавливающим ограничения прав на землю (ст. 56 ЗК РФ), актом резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.1, ст. 70.1 ЗК РФ), и актом установления в отношении принадлежащих заявителям земельных участков публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ).

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что при подготовке и осуществлении планируемой застройки территории жилых районов <адрес>, в т.ч. строительстве (размещении), на территории принадлежащих заявителям земельных участков, объектов общего пользования, и/или линейных объектов, соответствующие органы государственной власти и/или местного самоуправления, будут обязаны осуществить в установленном законом порядке процедуры ограничения прав заявителей на земельные участки, а также, при необходимости, процедуры изъятия данных земельных участков для государственных и/или муниципальных нужд, с соблюдением требований закона о возмещении убытков причиненных такими действиями (ст. 57 ЗК РФ).

Доводы заявителей о допущенных, при принятии оспариваемого муниципального правового акта, нарушениях их прав и интересов, суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что, как следует из материалов дела, при приобретении земельных участков заявителями, оспариваемый правовой акт был принят и действовал, соответственно, действуя разумно и добросовестно (ст. 10 ГК РФ), заявители имели объективную возможность проверить расположение земельных участков относительно планируемой застройки территорий жилых районов <адрес>, оценить все возможные риски и возможные ограничения прав на землю, при последующей застройке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Постановления Администрации города Перми от 23.11.2007 г. № 492 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов <адрес>», по заявленным и исследованным в судебном заседании основаниям, не противоречат действующему законодательству, оснований для применения положений ст. 13 ГК РФ не имеется, в связи с чем, заявление Федотова Е.В., Вьюжанина Д.В., Челюкановой Д.Н. и Дочия З.В., удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Федотову Е.В., Вьюжанину Д.В., Челюкановой Д.Н. и Дочия З.В., в удовлетворении заявления о признании правового акта местного самоуправления недействительным в части, отказать.

Решение в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий:

<данные изъяты>