Дело № 2-5516/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 15 декабря 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Чухланцева В.В. к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение субсидии для приобретения жилья, установил: Чухланцев В.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В обоснование заявленных требований Чухланцев В.В. указал, что решением Кунгурского городского народного суда Пермской области от 24.07.1995 г. признан лицом, подвергшимся нацистским преследованиям, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в нацистских концлагерях, гетто (с лагерным режимом), расположенных на оккупированных территориях бывшего СССР. ДД.ММ.ГГГГ ему выдано органами социальной защиты удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в ДД.ММ.ГГГГ выдан вкладыш к удостоверению, который подтвердил право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом 3 группы. С ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления истец и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Для реализации своего права в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» администрацией г.Кунгура были подготовлены необходимые документы и отправлены в Министерство социального развития Пермского края. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в получении субсидии со ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07. С решением Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ заявитель не согласен, поскольку разъяснение Министерства регионального развития РФ не является нормативным актом. Руководствуясь ст. 14 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. 12 Гражданского кодекса РФ просит удовлетворить заявленные требования. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против вынесения заочного решения (л.д. 82). Просил принять к сведению судебную практику, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 09.09.2010 года по делу № 6-В11-5. Министерство социального развития Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте проведения судебного заседания извещёно надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 74-75), из которого следует, что Министерство регионального развития РФ в пределах своей компетенции в Письме от ДД.ММ.ГГГГ № «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» дает разъяснение в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а именно: пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узника фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Указывает, что вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме, таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат. Считает, что согласно ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ перечень лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны четко ограничен, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, указанным законом не отнесены к ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме того, ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей наделены лишь правами, предусмотренными для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, регламентированными ст. ст. 14, 15 «О ветеранах». Положениями законодательства указанные лица не признаны ветеранами Великой Отечественной войны. Полагает, что Указ Президента от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» носит персонифицированный характер, то есть распространяется на определенную категорию граждан – инвалидов и участников Великой Отечественной войны, к которым бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не относятся, следовательно, действие Указа на данных лиц не распространяется. Таким образом, в удовлетворении заявленных исковых требованиях истцу следует отказать в полном объеме. Оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Чухланцева В.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку приходит к выводу, что истец не является лицом, подлежащим обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» на основании нижеследующего. Согласно п. 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 08.05.2008г. N 714, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. В силу ст. 2 указанного закона, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. 2. Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Из материалов дела следует, что решением Кунгурского городского народного суда Пермской области от 24.07.1995 г. истец признан подвергшимся нацистским преследованиям, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в нацистских концлагерях, гетто (с лагерным режимом), расположенных на оккупированных территориях бывшего СССР (л.д. 10). ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано органами социальной защиты удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, на основании которого он имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой воны, при этом в 2007 г. выдан вкладыш к удостоверению, который подтвердил право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». (л.д. 9). С ДД.ММ.ГГГГ истец является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, что подтверждается справками ВТЭК (л.д. 70, 71). Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Чухланцев В.В. и члены его семьи обратились в администрацию г.Кунгура с заявлением о принятии на учёт, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи тем, что в занимаемое ими жилое помещение является ветхим, износ квартиры составляет 67%, кроме того истец является бывшим несовершеннолетним узником нацистских концлагерей и инвалидом 3 группы (л.д. 14). Согласно уведомлению администрации г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ № Чухланцев В.В. и члены его семьи поставлены на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма (л.д. 12). Согласно письму Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ имя начальника Главы города Кунгура, бывшие несовершеннолетние узники обеспечению жильём в рамках реализации Указа Президента РФ не подлежат, в связи с чем, Чухланцеву В.В. отказано в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д. 5). Из разъяснения заместителя Министра регионального развития Российской Федерации № 10496-СК/07 от 19.03.2010 г. в адрес Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.200 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д. 6-8). Проанализировав вышеуказанное законодательство, материалы дела, суд пришёл к выводу, что решение об отказе в выдаче субсидии Чухланцеву В.В. на улучшение жилищных условий в рамках реализации программы Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны в 1941-1945 годов» Министерством социального развития Пермского края принято в соответствии с законом и действующему законодательству не противоречит. Проанализировав изложенные выше нормы закона, исковое заявление Чухланцева В.В. и объем возражений, суд приходит к выводу о том, что ст. 2 ФЗ «О ветеранах» перечень лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, чётко ограничен. Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, указанным законом не отнесены к ветеранам Великой Отечественной войны и не приравнены к этой категории в полной мере. Действительно, статьёй 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей наделены лишь правами, предусмотренными для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, регламентированными ст. 14 ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Из положений изложенного выше законодательства не следует, что указанные лица признаны ветеранами Великой Отечественной войны и в том же объеме приобрели все предусмотренные для ветеранов Великой Отечественной войны права и социальные гарантии. Кроме того, Указ Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» носит персонифицированный характер, указывает завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий четко определенной категории граждан, поскольку распространяется только на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не на все категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах» как ошибочно полагает заявитель. Вместе с тем, к этой категории бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не относятся. Следовательно, действие Указа на данных лиц не распространяется. Доводы заявителя о том, что Указ Президента от 07.05.2010 года № 714 следует расценивать, как акт, предоставляющий дополнительную социальную гарантию, суд считает несостоятельными и основанными на неправильном применении акта. Как было указано выше, Указ не устанавливает дополнительных социальных гарантий для лиц, попадающих под действие ФЗ «О ветеранах», а лишь определяет порядок и сроки обеспечения жильем ограниченной категорий граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах» и этот перечень расширенному трактованию не подлежит. При этом, исследовав предоставленные суду доказательства, суд считает, что истец и члены его семьи обоснованно поставлены на учёт, как нуждающиеся в улучшении жилого помещения по договору социального найма, что даёт им право на получение жилья в порядке очередности. Ссылка истца на решение судебную практику, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 09.09.2010 года по делу № 6-В11-5, удовлетворение иска не влечет, поскольку основанием для удовлетворения иска Верховным Судом РФ явились иные нормы закона. При этом суд учитывает, что по иным основаниям истец не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих жилищных прав. Таким образом, основания для признания за истцом права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого в рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» отсутствуют, однако, истец не лишен права обратиться в суд по иным основаниям. Руководствуясь главой 22 ГПК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Чухланцеву В.В. в удовлетворении иска к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение субсидии для приобретения жилья – отказать. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий (Е.Г.Курнаева)