об оспаривании нормативного акта



Дело № 2-2074/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием помощника прокурора г.Перми - Шлегерис Е.В.,

представителя заинтересованного лица - администрации г.Перми– Челпановой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - Департамента планирования и развития территории г.Перми – Челпановой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю - Старковой В.А., действующей на основании доверенности,

представителей заинтересованного лица - ТСЖ «К10» - Горницина Е.М., действующего на основании Устава, и Михеевой Т.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анисимовой О.И. об оспаривании нормативного правового акта администрации г.Перми в части,

установил:

Анисимова О.И. обратилась в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением о признании недействительным Постановления № 647 от 04.10.2010 г. администрации г.Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143, ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе - Центр Ленинского района г. Перми», в части утверждения проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории квартала № 113, ограниченного ул.Большевистской, ул.Кирова, ул.Н.Островского, ул.Клименко, с экспликацией земельного участка с кадастровым номером по проекту межевания № .

В обоснование заявленных требований указано, что заявителю принадлежит на праве долевой собственности 1/2 доли в 1-комнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 63.3 кв. м. Указывает, Объект недвижимого имущества — жилой дом по <адрес>, согласно данным Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, имеет общую площадь, принадлежащую собственникам жилых и нежилых помещений – 13886 кв.м. По данным УФРС по Пермскому краю в собственность собственникам жилых и нежилых помещений переданы земельный участок с кадастровым номером кв. м. , земельный участок с кадастровым номером кв.м. и земельный участок с кадастровым номером кв.м. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ данные земельные участки принадлежат на праве долевой собственности собственникам жилых и нежилых помещений в доме по <адрес> в <адрес>, следовательно, и заявителю на праве долевой собственности без выдела доли в натуре принадлежат земельные участки под домом и на придомовой территории.

Постановлением № 647 от 04.10.2010 г. администрации г. Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143. ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района г. Перми», соответственно утверждены прилагаемые проекты планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143, ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе - Центр Ленинского района г. Перми (шифр 172-07/2009-ПП и 172-07/2009-ПМ).

Заявитель с данным Постановлением в части не согласна, считает, что его издание произведено в нарушение требований гражданского и земельного законодательства, а именно: п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 552 Гражданского кодекса РФ, п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 396, в связи с чем, полагает, что оспариваемым Постановлением нарушен процедурный вопрос по утверждению проектов планировки и межевания территории кварталов.

Кроме того, считает, что земельные участки под многоквартирным жилым домом по <адрес> и придомовая территория являются приватизированными и как следствие – сформированными и поставленными на земельный кадастровый учет. Следовательно, новое формирование и изменение границ красных линий во изменение уже сформированных и существующих земельный участков является незаконным и направлено на перераспределение прав собственности на принадлежащий собственнику объект недвижимости.

Также указывает, что Постановление администрации города
Перми № 647 от 04.10.2010 г. в части утверждения проекта планировки (в части
установления красных линий) и Плана межевания территории квартала 113, не
соответствует требованиям ст. ст. 131, 216, 274, 277 ГК РФ, поскольку устанавливает
«публичный сервитут» для земельного участка в квартале № 113.
Полагает, что в оспариваемом Плане межевания квартала № 113 отражен «публичный сервитут». Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитутом признается - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, для собственника недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. Общие условия установления сервитута указаны в ст. 274 ГК РФ, следовательно, обязательным условием для установления сервитута определяется невозможность в обеспечении прав других субъектов, не являющихся собственниками объекта недвижимого имущества в отношении которого установлен сервитут, однако, мотивация установления публичного сервитута в оспариваемом Постановлении вообще не указана. Таким образом, установление публичного сервитута в данном случае является злоупотреблением правами органом местного самоуправления, что подтверждается Планами межевания территории, в которых никаких публичных сервитутов не установлено, несмотря на наличие коммуникаций и объектов, принадлежащих третьим лицам, по факту установления публичного сервитута не проведена экспертиза его необходимости с точки зрения установления факта невозможности использования каких-либо объектов неопределенным кругом лиц. Проезд (проход) к объектам недвижимого имущества, расположенного во дворе дома по <адрес> существует, в том числе через арки дома по <адрес> и проход между домами и по <адрес>, однако по данным проездам и проходам никаких публичных сервитутов не установлено.

Заявитель также полагает, что данным Постановлением нарушены требования п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 2, 3 ст. 23 Земельного Кодекса РФ, п.п. 2), 3) п. 3, п. 5, п. 7, п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 388 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, на основании ст.ст. 23, 64, 65, 69 Земельного кодекса РФ, ст. 388 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 12, 131, 216, 274, 277 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 жилищного кодекса РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ удовлетворить заявленные требования.

Впоследствии заявитель неоднократно уточняла требование, в окончательном варианте, она просит признать Постановление № 647 от 04.10.2010 г. администрации г.Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143, ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе - Центр Ленинского района г. Перми» недействующим в части приложения «План красных линий» квартала 113, касающегося прохождения красных линий по земельным участкам с кадастровым номером площадью 168,00 кв.м. и с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м. и недействующим в части приложения «План межевания территории» квартала 113, касающегося установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м.

В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом (л.д. 180), ранее в судебном заседании поясняла, что публичные слушания по заявленным требованиям не проводились, следовательно, нарушена процедура по утверждению проекта, а также ст.ст. 274, 552 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Земельного кодекса РФ, ст. 388 Налогового кодекса РФ. Указала, что Постановлением администрации г.Перми нарушены ее права (л.д. 79-81).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие, на удовлетворении уточненных заявленных требованиях настаивал (л.д. 186). Ранее в судебном заседании пояснял, что заявленные требования поддерживает в полном объеме. Указывал, что нарушены права заявителя, как собственника, то есть она не имеет возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своей долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, право заявителя нарушено третьими лицами, считает, что никаких оснований не имелось для установления сервитута.

Представитель администрации г.Перми в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях, из которых следует, что с заявленными требованиями администрация г.Перми не согласна, поскольку они являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Согласно ст. 251 ГПК РФ гражда­нин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свобо­ды, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетен­ции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противореча­щим закону полностью или в части. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт госу­дарственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, преду­смотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом не­действительными. Следовательно, для признания нормативного акта, принятого органом мест­ного самоуправления, незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.

Указывает, что Постановлением администрации города Перми № 647 от 04.10.2010 г. был утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова и др., утверждение данной документации по планировке территории было осуще­ствлено с соблюдением процедуры, установленной Градостроительным кодексом РФ. Разработка документации выполнена по инициативе органа местного само­управления на основании муниципального контракта. По утвержденной документации во исполнение требований ч. 5 ст. 46 Градо­строительного кодекса РФ были проведены публичные слушания (проекты пла­нировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского ок­руга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ)). По теме обсуждения проекта публичные слушания были проведены 05.08.2010 г. в здании общественного центра «Энергия». Постановление Главы го­рода Перми от 24.06.2010 г. № 110 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания террито­рии кварталов № 42, 74 и др.» было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муни­ципального образования город Пермь» от 02.07.2010 г. № 49, также в данном издании было опубликовано сообщение о проведении пуб­личных слушаний по вышеназванной документации по планировке территории. В целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованных лиц с ут­верждаемой документацией территориальным оргкомитетом при администрации Ленинского района города Перми совместно с ООО «УралГео» (разработчиками проекта) в холле администрации Ленинского района города Перми была разме­щена экспозиция в виде проекта планировки и проекта межевания с экспликация­ми и дополнительной информацией поясняющего характера. Согласно Решению Пермской городской Думы от 22.02.2005 г. N 32 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Перми" публичные слу­шания - это форма реализации прав жителей муниципального образования (обще­ственности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.

Также указывает, что в соответствии с ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ участники пуб­личных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания тер­ритории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слуша­ний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправле­ния городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта пла­нировки территории или проекта межевания территории, для включения их в про­токол публичных слушаний, следовательно, информация о проведении публичных слушаний по назван­ному проекту планировки была доступна всем заинтересованным лицам, в связи с чем любое лицо было вправе представить в ходе проведения публичных слуша­ний свои предложения и замечания. Каких-либо предложений и замечаний в ходе проведения публичных слу­шаний от заявителя не поступало. Считает, что публичные слушания проведены в соответствии с действующим законода­тельством и нормативными правовыми актами города Перми. Во исполнение требований п. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведения публичных слушаний заключение о результатах публич­ных слушаний было опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 20.08.2010 г. № 63 (357). После проведения публичных слушаний и необходимой корректировки про­екта документация была направлена главе администрации города Перми для при­нятия решения (орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации местного поселения, главе местной администрации городского округа) подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слу­шаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и за­ключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний (ч. 12 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной админи­страции поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний прини­мает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправ­ления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Таким образом, поскольку документация была разработана в соответствии с нормами дейст­вующего законодательства, при разработке была соблюдена установленная про­цедура, документация по планировке территории была утверждена.

Считает, что утвержденная документация по планировке территории не нарушает прав и интересов заявителя, которая является собственницей квартиры в жилом доме по <адрес>, расположенном в пределах территории, на которую разра­ботана и утверждена документация по планировке территории, а именно, в квар­тале №113. Полагает, что заявитель необоснованно указывает на невозможность изменения сформированных границ земельных участков, поскольку при проведении межевания территории и при утверждении красных линий границы земельных участков по <адрес>, изменены не были, так как ранее границы данных участков уже были установлены и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается планом межевания территории квар­тала №113 и экспликацией земельных участков, из которых следует, что границы участков остались без изменений. Следовательно, изменения границ участков, прошедших ранее кадастровый учет, произведено не было, в связи с чем, не были затронуты и нарушены права заявителя и других собственников на земельный участок, расположенный под жилым домом. В связи с указанными обстоятельствами при подготовке проекта межевания не требуется какого-либо согласования границ земельных участков с собственни­ками таких земельных участков, поскольку границы участков являются установ­ленными.

Кроме того, заявителем указано на незаконность установления публичного серви­тута на плане межевания территории квартала № 113, однако в соответствии с ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отобра­жаются, в том числе, границы зон действия публичных сервитутов. Согласно ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавлива­ется законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков, установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Феде­ральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущест­во и сделок с ним" (ч. 9 ст. 23 Земельного кодекса РФ). Согласно Федерального закона "О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, если сервитут от­носится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к докумен­там, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, со­держащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сер­витута. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Таким образом, для установления публичного сервитута помимо проведения публичных слушаний, принятия акта органа местного самоуправления об уста­новлении публичного сервитута, необходимо проведение государственной реги­страции сервитута в регистрирующем органе. Публичный сервитут на часть земельного участка по <адрес>, обозначенный в проекте межевания, не зарегистрирован в качестве обременения, следовательно, публичный сервитут в установленном законом порядке не уста­новлен. Утвержденный проект межевания в таком случае содержит информацию о планируемом расположении на данной территории публичного сервитута. Следовательно, отображение планируемого публич­ного сервитута в утвержденном проекте межевания не может нарушать прав зая­вителя (л.д. 38-42, 79-81, 144-147).

Дополнительно в судебном заседании представитель администрации г.Перми пояснила, что нарушений при установлении красных линий не было допущено, также не было допущено нарушений прав заявителя как собственника данного участка, поскольку красная линий по границе земельного участка дома по <адрес>, не проходит. Указала, что публичный сервитут проектом межевания предусмотрен на будущее, его установление принималось на публичном слушании, информация о котором была размещена в средствах массовой информации, также публичный сервитут не зарегистрирован как обременение.

Представитель Департамента планирования и развития территории г.Перми в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях на заявление (л.д. 32-36), которые аналогичны возражениям администрации г.Перми (л.д. 79-81, 144-147).

Департамент земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 177). Ранее представлен отзыв на заявление, из которого следует, что заявленные требования заинтересованное лицо не признает на основании следующего. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмот­рено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выде­ления элементов планировочной структуры, установления параметров планируе­мого развития элементов планировочной структуры, проект планировки террито­рии состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ ре­шения о подготовке документации по планировке территории принимаются упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного само­управления. В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996 года (далее по тексту - Устав), администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского са­моуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значе­ния. Пунктом 26 ст. 8 Устава к вопросам местного значения отнесено утвер­ждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и за­стройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормати­вов градостроительного проектирования городского округа, ведение информаци­онной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем вы­купа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Следовательно, оспариваемое постановление принято администрацией го­рода Перми в рамках полномочий.

Считает, что порядок подготовки и утверждения документации по планировке террито­рии регламентирован статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Феде­рации. Так, решение о подготовке указанной документации подлежит опублико­ванию в порядке, установленном для официального опубликования муниципаль­ных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган мест­ного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документа­ции по планировке территории. Проекты планировки территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправле­ния городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотре­нию на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту пла­нировки территории определяется уставом муниципального образования. В целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земель­ных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории проводятся с их участием, если законные интере­сы их могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган мест­ного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официально­го опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информа­ции, и размещается на официальном сайте городского округа в сети "Интернет". Утвержденная документация по планировке территории, подлежит опубликова­нию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня ут­верждения указанной документации и размещается на официальном сайте муни­ципального образования в сети "Интернет". В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996 года, официальное опубликова­ние правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского само­управления средстве массовой информации либо в средствах массовой информа­ции, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных дейст­вующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь. Следовательно, проект планировки, утвержденный оспариваемым поста­новлением, принят в соответствии с предусмотренной Градостроительным кодек­сом РФ процедурой. На основании изложенного считает, что оспариваемое постановление Администрации г. Перми является законным. Согласно п.5 ст. 251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного право­вого акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Кодекса и содержать указание на то, какие права и свободы гражданина или не­определенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. В силу п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный пра­вовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному пра­вовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об от­казе в удовлетворении соответствующего заявления, в связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме (л.д. 68-70, 112-114).

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях на заявление (л.д. 24-26, 72-74), из которых следует, что согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (далее по тексту - ГКН), земельный участок с кадастровым номером , площадью 6 856 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет разрешенное использование «под жилой дом с административными помещениями». Правообладателями земельного участка на праве общей долевой собственности являются К,И.Н., К.С.А., К.Д.В., К.Е.В., К.В.А. Указывает, что ГКН не содержит сведений о наличии обременении данного земельного участка в виде сервитута, сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ГКН 02.04.2008 г.

Считает, что возможность устанавливать публичный сервитут проектом межевания территории, земельным и градостроительным законодательством прямо не предусмотрена, однако, в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. (л.д. 24-26, 72-74).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица указала, что согласно имеющейся документации, отсутствуют сведения о наличии обременения и сервитута на данном земельном участке.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 183). Ранее представило письменные возражения, из которых следует, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) содержатся сведения в отношении объекта недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 6856,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 16. Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись о праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, правообладателями являются собственники многоквартирного дома;

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 55,00 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 16. Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись о праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, правообладателями являются собственники многоквартирного дома;

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 168,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 16. Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись о праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, правообладателями являются собственники многоквартирного дома.

Обременения в виде публичного сервитута на земельных участках в регистрационном органе регистрацию не проходили (л.д. 159-160).

Представители ТСЖ «К10» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, из которого следует, что заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего. Считают, что заявителем не соблюдено требование п. 5 ст. 251 ГПК РФ, а именно: не указано какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушены оспариваемым постановлением администрации г.Перми № 647 от 04.10.2010 г. Указывают, что при проведении межевания территории и при утверждении красных линий границы земельных участков по <адрес> изменены не были, что подтверждается планом межевания территории квартала № 113, экспликацией земельных участков, следовательно, не были затронуты и нарушены права заявителя. Полагают, что публичный сервитут был предусмотрен проектной документацией, разработанной при проектировании многоквартирного дома по <адрес>, что подтверждается схемой дополнительных отводов и изъятие территории при межевании квартала № 113, выполненный еще на стадии технико-экономических обоснований. Кроме того указали, что в Арбитражном суде Пермского края рассматривался спор по делу № А50-4330/2010 г. по иску ТСЖ «К10» к ТСЖ Б24 о признании незаконными действий ответчика, а именно: перекрытие проезда к дому через существующие арки в <адрес>, создающих препятствия для осуществления собственниками жилых помещений по <адрес> права пользования своим имуществом, решение суда вступило в законную силу, то есть данным решением установлен факт, что проезд к дому по <адрес> возможен только через две арки в <адрес>, при этом данное решение имеет преюдициальное значение, повторному доказыванию не подлежит.

Кроме того указали, что письменное извещение о проведении публичных слушаний было разослано всем заинтересованным лицам, при этом председатель ТСЖ «К10» - Горницин Е.М. - принял участие 05.08.2010 г. в этих слушаниях в здании общественного центра «Энергия». Постановление Главы города Перми № 110 от 24.06.2010 г. «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143» было опубликовано в средствах массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 02.07.2010 г. № 49, в этом же издании было опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вышеназванной документации по планировке территории. В холле администрации Ленинского района г.Перми в целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованными лицами с утверждаемой документацией территориальным органом при администрации Ленинского района г.Перми совместно с ООО «УралГЕО» была размещена экспозиция в виде проекта планировки и проекта межевания с экспликациями и дополнительной информацией поясняющего характера.

Полагают, что требование заявителя об установлении платы за публичный сервитут со ссылкой на п.7 ст.23 Земельного кодекса РФ является несостоятельным, поскольку установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, однако, данный земельный участок и до установления публичного сервитута использовался исключительно для проезда во двор многоквартирного жилого <адрес>. После установления публичного сервитута данный земельный участок используется только для этой же цели. Таким образом, в данной ситуации требование п.5 ст.23 Земельного кодекса РФ о наименее обременительном способе установления публичного сервитута для собственников земельного участка, в отношении которого он установлен, соблюдено.

Также считают несостоятельной ссылку заявителя на Налоговый кодекс РФ в обоснование расходов, понесенных на содержание земельного участка, обремененного сервитутом, считают, что на основании ст.56 ГПК РФ данная ссылка не может быть принята во внимание. Кроме того указывают, установленный оспариваемым постановлением публичный сервитут, не зарегистрирован, следовательно, в силу ч. 1 ст. 27 ФЗ-122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не вступил в законную силу, следовательно, недействующим сервитутом права заявителя не могут быть нарушены. На основании изложенного, просят в удовлетворении заявления отказать в полном объеме (л.д. 187-188).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Анисимовой О.И. не основаны на законе (л.д. 196-199), суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Анисимовой А.С. на основании договора дарения доли квартиры от 13.12.2001 г. принадлежит на праве собственности 1/2 доли в 1-комнатной квартире общей площадью 63,3 кв.м. на 10 этаже 8-10-этажного кирпичного жилого дома по адресу: Пермская область, г.Пермь, <адрес> (л.д. 9).

Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.11.2009 г. № , следует, что правообладателями земельных участков в многоквартирном доме площадью 6856 кв.м., 168 кв.м., 55 кв.м. являются участники общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (л.д. 10, 11, 12).

Постановлением Главы города Перми № 110 от 24.06.2010 г. «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковой, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района города Перми» состоится 05.08.2010 г. в 18.30 час. назначены публичные слушания по теме «Обсуждение проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковой, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района города Перми по адресу: 6149001, г.Пермь, ул.Орджоникидзе, 96а, общественный центр «Энергия» (пункт 1). В соответствии с пунктом 3 заинтересованные лица вправе до 04.08.2010 г. представить свои предложения и замечания по теме публичных слушаний в Департамент планирования и развития территории г.Перми по адресу: г.Пермь, ул.Сибирская, 15 каб. 47 и территориальный организационный комитет по проведению публичных слушаний при администрации Ленинского района города Перми по адресу: 614000 г.Пермь, ул.Кирова, 57. Из пунктов 2.6 и 5 следует, что Постановление и сообщение о проведении публичных слушаний была размещена на официальном Интернет-сайте муниципального образования город Пермь и в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» (л.д. 45-47).

Из протокола публичных слушаний от 05.08.2010 г. следует, что проводилось публичное слушание по теме «Обсуждение проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковой, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района города Перми» в 18.30 час. по адресу: 614001 г.Пермь, ул.Орджоникидзе, 96а, общественный центр «Энергия», на котором также присутствовал председатель ТСЖ «К10» Горницин Е.М., которым заявлено ходатайство об установлении публичного сервитута на земельных участках, относящихся к ТСЖ Б24 в связи с отсутствием других прохода к <адрес> в <адрес> (л.д. 48-56).

Результаты публичных слушаний по данному мероприятию были размещены Департаментом планирования и развития территории города Перми 20.08.2010 г. на официальном Интернет-сайте муниципального образования город Пермь и в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», где было дано заключение № 52 «О результатах публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковой, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района города Перми» (л.д. 57-58).

Как следует из Постановления администрации г.Перми № 647 от 04.10.2010 г. «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий» и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112,113,114,117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковый, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района г.Перми» утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112,113,114,117, 143, ограниченных ул.Советской, ул.Николая Островского, ул.Клименко, ул.Ленина, ул.Кирова, ул.Парковой, ул.Большевистской, ул.Максима Горького, ул.Луначарского, ул.Пушкина в жилом районе Центр Ленинского района города Перми (шифр 172-07/2009-ПП и 172-07/2009-ПМ) (далее по текст у- проект планировки в части установления красных линий и проект межевания территории) (пункт 1). Согласно пункта 2 постановления Департаменту планирования и развития территории города Перми указано обеспечить размещение данного постановления, проекта планировки в части установления красных линий и проекта межевания территории в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. На основании пункта 3 постановления функциональным подразделениям, функциональным и территориальным органам администрации города Перми в своей деятельности необходимо руководствоваться утвержденными проектом планировки в части установления красных линий и проектом межевания территории. Из пунктов 3 и 6 вытекает, что Постановление, проект планировки в части установления красных линий и проекта межевания территории должны быть размещены на официальном Интернет-сайте и в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» (л.д. 13), при этом приложены: проект межевания территории квартала № 113 и проект планировки квартала № 113 (л.д. 14, 15).

Из планов земельных участков с кадастровыми номерами: , , (л.д. 6, 7, 8, 28) следует, что они поставлены на государственный кадастровый учет, границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания отображены на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, действующих на момент подготовки проекта межевания.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находится в общей долевой собственности у К,И.Н., К.С.А., К.Д.В., К.Е.В., К.В.А. (л.д. 29).

Из письма заместителя Главы администрации города Перми от 24.12.2010 г. № СЭД-01-63-489 «О законности установления публичного сервитута» следует, что на плане межевании территории квартала № 113. в пределах которого расположен земельный участок по <адрес>, обозначен сервитут, который не зарегистрирован в качестве обременения, следовательно, публичный сервитут в установленном законом порядке не установлен, таким образом, отображение возможного публичного сервитута в утвержденном проекте межевания не может нарушать права заявителя, кроме того, ТСЖ «К10» предложено установить частный сервитут (л.д. 31).

Из сообщения Прокуратуры г.Перми № 509ж-10 от 11.01.2011 г. на обращение Анисимовой О.И. следует, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ границы зон действия предполагаемых публичных сервитутов подлежат отображению в проекте межевания территории, при этом они носят информационный характер, следовательно, указанные в постановлении администрации г.Перми № 647 от 04.10.2010 г. сведения об обременении земельного участка по <адрес> не могут нарушать права и законные интересы заявителя (л.д. 62).

Проанализировав доводы, изложенные в заявлении, исследовав материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.

Как следует из положений Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. При этом обязательным элементом проекта планировки является план красных линий (ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории само по себе не влечет установления красных линий, выделение территорий общего пользования и элементов планировочной структуры. Следовательно, права собственника жилого помещения могут быть нарушены только в случае утверждения в установленном порядке в составе проекта планировки территории красных линий при условии попадания земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее заявителю за красными линиями

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

При этом территории общего пользования – территории которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, на бережные, скверы, бульвары) (п. 12. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находится или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Исходя из ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление границ земельных участков на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Части 2-6 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортный инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытовой назначения, иных объектов капитального строительства.

На территории г. Перми действуют Правила землепользования и застройки г. Перми, утверждённые решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143, которые определяют основные направления социально-экономического и градостроительного развития г. Перми, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Правил, красные линии – это линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные, другие, другие объекты и территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц), границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии входят в основную часть проекта планировки территории.

Как следует из «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (п. 3.3)..

При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (п. 4.4).

После утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (п. 4.5).

Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что администрацией г.Перми предоставлены надлежащие доказательства тому, что проект красных линий выполнен с подготовкой топографической основы, отображающей существующие объекты недвижимого имущества, дороги, проезды, площадки и сети инженерных коммуникаций, а также координаты углов поворота красных линий. При этом доводы заявителя о том, что в отсутствие нанесенных координат поворота углов красных линий невозможно определить их фактическое прохождение, в суде не нашли своего подтверждения, поскольку на представленном и исследованном судом плане красных линий нанесенные красные линии нанесены с учетом координат поворота, что отчетливо позволяет установить их фактическое прохождение. Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не нарушает прав и интересов заявителя, которая является собственницей квартиры в жилом доме по <адрес>, расположенном в пределах территории, на которую разра­ботана и утверждена документация по планировке территории, а именно, в квар­тале №113.

Суд приходит к выводу, что заявитель необоснованно указывает на изменение сформированных границ земельных участков, на котором расположен <адрес>, поскольку как при проведении межевания территории и при утверждении красных линий границы земельных участков по <адрес>, изменены не были, так как ранее границы данных участков уже были установлены и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается планом красных линий, планом межевания территории квар­тала №113 и экспликацией земельных участков, из которых следует, что границы участков остались без изменений (проект ООО «УралГео», л.д. 195, схема прохождения красных линий относительно земельного участка, л.д. 201, план красных линий, л.д. 202, план межевания территории, л.д. 203).

Суд не усматривает противоречия изложенному выше законодательству установление красных линий оспариваемым приложением «План красных линий» к Постановлению № 647 от 04.10.2010 г. администрации г.Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий)

Поскольку изменения границ участков, прошедших ранее кадастровый учет, произведено не было, в связи с чем, доводы заявителя о нарушении ее прав как собственника на земельный участок, расположенный под жилым домом в суде не нашли подтверждение.

Доказательств в обоснование нарушения своих прав заявителем не представлено.

Также в суде не нашли подтверждение доводы заявителя о том, что при утверждении документации нарушены процедуры – не проведены публичные слушания.

Проекты пла­нировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского ок­руга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ)).

В соответствии с ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ участники пуб­личных слушаний проекту планировки территории и проекту межевания тер­ритории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слуша­ний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправле­ния городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта пла­нировки территории или проекта межевания территории, для включения их в про­токол публичных слушаний. Во исполнение требований п. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведения публичных слушаний заключение о результатах публич­ных слушаний было опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 20.08.2010 г. № 63 (357). После проведения публичных слушаний и необходимой корректировки про­екта документация была направлена главе администрации города Перми для при­нятия решения (орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации местного поселения, главе местной администрации городского округа) подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слу­шаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и за­ключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний (ч. 12 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной админи­страции поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний прини­мает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправ­ления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Судом установлено, что по теме обсуждения проекта публичные слушания были проведены 05.08.2010 г. в здании общественного центра «Энергия». Постановление Главы го­рода Перми от 24.06.2010 г. № 110 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки (в части установления красных линий) и проекту межевания террито­рии кварталов № 42, 74 и др.» было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муни­ципального образования город Пермь» от 02.07.2010 г. № 49, также в данном издании было опубликовано сообщение о проведении пуб­личных слушаний по вышеназванной документации по планировке территории. В целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованных лиц с ут­верждаемой документацией территориальным оргкомитетом при администрации Ленинского района города Перми совместно с ООО «УралГео» (разработчиками проекта) в холле администрации Ленинского района города Перми была разме­щена экспозиция в виде проекта планировки и проекта межевания с экспликация­ми и дополнительной информацией поясняющего характера. Согласно Решению Пермской городской Думы от 22.02.2005 г. N 32 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Перми" публичные слу­шания - это форма реализации прав жителей муниципального образования (обще­ственности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (постановлением Главы г.Перми № 190 от 24.06.2010 года, л.д. 45-46; сообщением о проведении публичных слушаний, л.д. 47; протоколом публичных слушаний от 05.08.2010 года, л.д. 48; заключением № 52 о результатах публичных слушаний, л.д. 57; проектом ООО «УралГео», л.д. 59-61).

Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу, что оспариваемая документация была разработана в соответствии с нормами дейст­вующего законодательства надлежащим органом местного самоуправления по результатам проведенных в установленном порядке публичных слушаний.

Также суд не находит оснований для признания недействующим нормативно-правового акта в части приложения «План межевания территории» квартала 113, касающегося установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых в числе прочих сведений отображаются границы зон действия публичных сервитутов (п. 8 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ). Также границы зон действия публичных сервитутов указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п. 2 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.

Частью 1 Правил землепользования и застройки города Перми установлено, что публичный сервитут - право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермской области и г. Перми на основании настоящих Правил и градостроительной документации, в случаях, если это определяется общественными интересами.

Согласно ст. 39 Правил землепользования и застройки города Перми", утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, глава администрации города Перми вправе принимать правовые акты об установлении применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, принадлежащим физическим или юридическим лицам, публичных сервитутов, связанных с обеспечением общественных нужд: проезда, прохода через земельный участок, установки и эксплуатации объектов и коммуникаций инженерно-технического обеспечения (линий электросвязи, водо- и газопроводов, канализации и т.д.), охраны природных объектов, объектов культурного наследия, иных общественных нужд, которые не могут быть обеспечены иначе, как только путем установления публичных сервитутов.

Границы зон действия публичных сервитутов отображаются в проектах межевания территории и указываются в составе градостроительного плана земельного участка. Границы зон действия публичных сервитутов также указываются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок установления публичных сервитутов определяется законодательством и правовыми актами города Перми.

Заявитель обосновывает обращение в суд тем обстоятельством, что в составе проекта межевания территории обозначена граница зоны действия установленного без достаточных на то оснований публичного сервитута. В свою очередь, в возражениях заинтересованные лица ссылаются на отображение в проекте межевания лишь планируемых границ зоны действия публичного сервитута.

Частью 2 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Соответственно на чертежах проекта межевания территории (ч. 5 ст. 43 ГрК РФ) отображаются:

- границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п. 3);

- границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п. 4);

- границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п. 5).

Следовательно, при подготовке проектов межевания учитываются границы сформированных земельных участков, т.е. поставленных на государственный кадастровый учет и границы формируемых земельных участков, в отношении которых впоследствии предстоит осуществление кадастровых действий и постановка на учет в государственном кадастре недвижимости. В отношении сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, как уже застроенных, так и подлежащих застройке.

Границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания.

Вместе с тем, отображение в проекте межевания зон действия планируемых публичных сервитутов не противоречит закону.

Исходя из редакции п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ отражением границ зон действия публичных сервитутов проект межевания не утверждает каких-либо самостоятельных обязательных решений, как, например, проект планировки территории, которым, и только им одним, устанавливаются красные линии. Проект межевания фиксирует то состояние территории, которое уже сложилось, и воспроизводит решения принятых до него градостроительных и иных документов, а также с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории дает предложения по границам формируемых земельных участков.

Как уже было отмечено выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии с ч. 14 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение 14 дней со дня поступления указанной документации.

Для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е. в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ). Требования к содержанию акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания). Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 ст. 23 ЗК РФ) может быть реализовано как на основании отдельного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, так и на основании проекта межевания.

Согласно ч. 1, п. «г» ч. 6 ст. 33 Правил землепользования и застройки города Перми инициаторами подготовки проектов документов, обсуждаемых на публичных слушаниях по проекту документации по планировке территории, могут быть: орган местного самоуправления города Перми, заинтересованные физические и юридические лица, подготовившие проект документации по планировке территории либо проект о внесении изменений в утвержденную в установленном порядке документацию по планировке территории (далее - подготовка проекта документации по планировке территории).

Применительно к проекту планировки территории, содержащему в своем составе проект межевания территории, заключение органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, должно включать: подтверждение необходимости и рациональности установления предлагаемых границ зон действия публичных сервитутов для обеспечения интересов органов местного самоуправления города Перми и населения.

Таким образом, учитывая изложенные выше аргументы, при необходимости обременения таких земельных участков в интересах местного самоуправления или местного населения после их формирования и постановки на государственный кадастровый учет, закон не содержит прямого запрета в проекте межевания территории определять планируемые границы зон действия публичных сервитутов с тем, чтобы впоследствии устанавливать их специальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, исходя из формулировка п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ и ч. 6 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Перми следует, что в проектах межевания территорий границ возможно отобразить зоны действия публичных сервитутов как установленных на момент утверждения проекта, так и предполагаемых с учетом интересов органов местного самоуправления города Перми и населения.

Заявитель полагает, что Постановление администрации города
Перми № 647 от 04.10.2010 г. в части утверждения Плана межевания территории квартала 113, не
соответствует требованиям ст. ст. 131, 216, 274, 277 ГК РФ, на том основании, что устанавливает
публичный сервитут для земельного участка в квартале № 113. Общие условия установления сервитута указаны в ст. 274 ГК РФ, следовательно, обязательным условием для установления сервитута определяется невозможность в обеспечении прав других субъектов, не являющихся собственниками объекта недвижимого имущества в отношении которого установлен сервитут,. Установление публичного сервитута в отсутствие таких оснований нарушает права заявителя, как собственника, поскольку она не имеет возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своей долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома.

Доводы заявителя суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Анализируя положения ст. 274, п. 1 ст. 8 ГК РФ, а также п. 1 ст. 23 ЗК РФ, ст. 61 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что право ограниченного пользования земельным участком может возникнуть из судебного решения, установившего права и обязанности.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2010 года (л.д. 190-194), признаны незаконными действия товарищества "Б24 создававшие препятствия для осуществления собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес> г. Перми права свободного (доступного) пользования своим жилищем (перекрытие 01.02.2010 проезда к дому через существующие арки в доме <адрес>). Товариществу "Б24" запрещено совершать такие незаконные действия в будущем, вплоть до рассмотрения органом местного самоуправления заявления истца об установлении публичного сервитута.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Как установлено судами, проезд к дому <адрес> возможен только через две арки дома <адрес>.

Проезд через данные арки был перекрыт 01.02.2010 с 8 час. до 19 час 30 мин, что подтверждено актом, письмом прокурора Ленинского района г. Перми от 01.04.2010 о направлении председателю товарищества "Б24 представления об устранении нарушения, письмами товарищества "Б24 о возможности прекращения доступа транспортных средств собственников помещений дома <адрес> к указанному дому.

Товарищество "Кирова-10", полагая, что действия товарищества "Б24" по перекрытию проезда к дому <адрес> создают препятствия собственникам помещений данного дома в осуществлении ими права пользования принадлежащими им помещениями, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.

Суды, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, установив факт осуществления товариществом "Б24 незаконных действий, препятствующих собственникам квартир дома <адрес> в осуществлении проезда и пользования принадлежащим им имуществом, чем нарушены соответствующие права собственников помещений дома , удовлетворили исковые требования.

При этом судами принято во внимание, что на момент рассмотрения спора в соответствии с муниципальным контрактом от 30.07.2009 N 172 разработан проект межевания, предусматривающий установление публичного сервитута для обеспечения проезда к дому <адрес>.

В силу ст. 61 ГПК РФ суд считает возможным признать в качестве установленного тот факт, что проезд к дому <адрес> возможен только через две арки дома <адрес>. Доказательств обратного суду не представлено и судом не исследовалось. Доводы о возможности прохода через арки <адрес> в <адрес> и <адрес> в <адрес> не подтверждены надлежащим видом доказательств, в свою очередь, предоставленным документам с изображением объектов недвижимости выводы арбитражного суда не противоречат.

Поскольку судом установлено, что отражение органом местного самоуправления в проекте межевания зоны действия предполагаемого публичного сервитута не противоречит закону, необходимость в установлении публичного сервитута в интересах собственников жилых помещений в <адрес> в <адрес> установлена судебным актом, суд не находит оснований для признания недействующим в части приложение «План межевания территории» квартала 113, касающегося установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. метров.

Доказательства того, что при утверждении Проекта планировки и Плана межевания территории квартала 113 органом местного самоуправления были допущены какие-либо существенные нарушения в области градостроительства и земельных отношений в деле отсутствуют. Заявителем таких доводов не приведено, а судом не установлено.

Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ ре­шения о подготовке документации по планировке территории принимаются упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного само­управления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996 года (далее по тексту - Устав), администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского са­моуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значе­ния.

Пунктом 26 ст. 8 Устава к вопросам местного значения отнесено утвер­ждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и за­стройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормати­вов градостроительного проектирования городского округа, ведение информаци­онной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем вы­купа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Следовательно, оспариваемое постановление принято администрацией го­рода Перми в рамках полномочий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий принимаются муниципальные правовые акты. Такие акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Основанием для такой отмены может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с рекомендациями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судом проверено, что нормативный правовой акт принят в пределах компетенции администрации г.Перми, правовое регулирование вопросов подготовки градостроительной документации возложено именно на орган местного самоуправления; нарушений процедуры принятия акта судом не установлено, соблюден порядок его публикации и публичного обсуждения; также суд пришел к выводу, что оспариваемая часть нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку обстоятельств, влекущих признание Постановления № 647 от 04.10.2010 г. администрации г.Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143, ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе - Центр Ленинского района г. Перми» недействующим в части приложения «План красных линий» квартала 113, касающегося прохождения красных линий по земельным участкам с кадастровым номером площадью 168,00 кв.м. и с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м. недействующим в части приложения «План межевания территории» квартала 113, касающегося установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м. судом не установлено, в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Анисимовой О.И. в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления № 647 от 04.10.2010 г. администрации г.Перми «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории кварталов № 42, 74, 75, 84, 85, 112, 113, 114, 117, 143, ограниченных ул. Советской, ул. Николая Островского, ул. Клименко, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Парковой, ул. Большевистской, ул. Максима Горького, ул. Луначарского, ул. Пушкина в жилом районе - Центр Ленинского района г. Перми» недействующим в части приложения «План красных линий» квартала 113, касающегося прохождения красных линий по земельным участкам с кадастровым номером площадью 168,00 кв.м. и с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м. и недействующим в части приложения «План межевания территории» квартала 113, касающегося установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 6856,00 кв. м. – отказать.

Решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий (Е.Г.Курнаева)