РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., с участием заявителя Валеева И.Р., представителя заинтересованного лица – департамента земельных отношений администрации города Перми – Яковлева А.В., действующего на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми заявление Валеева И.Р. о признании незаконными действий департамента земельных отношений администрации города Перми по исчислению платежей по договору аренды, восстановлении нарушенного права, установил: Валеев И.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия департамента земельных отношений администрации города Перми (далее по тексту – Департамент) по начислению платежей по договору аренды земельного участка № 113-10Щ от 08.12.2010 г. в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. № 604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» (далее по тексту – Закон Пермского края № 604-ПК), возложить обязанность восстановить его нарушенное право – произвести расчет размера арендных платежей в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК. Свое заявление Валеев И.Р. обосновал тем, что 08.12.2010 г., как арендатор, заключил с Департаментом договор аренды земельного участка (кадастровый номер №) площадью 800 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: <адрес>, под незавершенный строительством жилой дом; по сведениям из государственного кадастра разрешенное использование земельного участка – под строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено уведомление о расчете размера подлежащей уплате за 2011 г. арендной платы, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК, в соответствии с которым арендная плата исчислена в размере двукратной ставки земельного налога. 06.09.2011 г. в его адрес направлено новое уведомление о расчете размера арендной платы, в котором указано об отзыве предыдущего уведомления и определен новый размер арендной платы, исчисленный в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК. В ответ на его обращение о разъяснении спорной ситуации Департамент направил письмо от 27.10.2011 г., где сообщил, что при исчислении размера арендной платы руководствуется отсутствием на земельном участке жилого помещения, относит земельный участок к прочим землям и производит расчет арендной платы в размере 4% от кадастровой стоимости земельного участка. С данным решением он (Валеев) не согласен, так как по договору аренды земельный участок предоставлен под незавершенный строительством жилой дом, т.е. является очевидным, что на данном участке ведется строительство жилого дома – индивидуальное жилищное строительство. В судебном заседании заявитель на своем заявлении настаивал. Представитель Департамента с заявлением не согласился, подтвердив по существу содержание ответа Департамента от 27.10.2011 г. в адрес заявителя. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление правомерным в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 255 ГПК РФ определяет, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что 08.12.2010 г. между Валеевым И.Р. и Департаментом заключен договор аренды земельного участка № 113-10Щ от 08.12.2010 г., в соответствии с которым Валееву И.Р, передан земельный участок (кадастровый номер №) площадью 800 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: <адрес>, под незавершенный строительством жилой дом (п. 1.1.); разрешенное использование земельного участка – виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4 (п. 1.2.); срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.1.) (л.д. 6-13). По сведениям из кадастрового паспорта на земельный участок поставлен на учет 03.02.2004 г., находится на землях населенных пунктов (г. Пермь) и предназначен под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 21-23). В судебном заседании заявитель пояснил, что на земельном участке находится незавершенный строительством жилой дом (фундамент), что представителем Департамента не опровергнуто. На основании части 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным: 1) двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков: в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства; 2) ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и кооперативными гаражами, хозяйственными постройками, используемыми для личных нужд граждан, лодочными станциями, а также в отношении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Пермского края с численностью населения более 500 тыс. человек и предоставленных на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения автостоянок (специальных открытых площадок, предназначенных для хранения автомототранспортных средств); 3) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, занятых открытыми стадионами, спортплощадками, автодромами, ипподромами, картодромами; 4) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для строительства, на период инженерных изысканий, период проектирования и нормативный срок строительства, если иное не установлено настоящим Законом и законодательством Российской Федерации; 4.1) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для жилищного и гражданского (общественные здания, сооружения, объекты капитального строительства гаражного назначения) строительства, а также объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на период инженерных изысканий, период проектирования и нормативный срок строительства, если иное не установлено настоящим Законом и законодательством Российской Федерации; 4.2) двукратной ставке земельного налога на соответствующий земельный участок в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости; 5) 1,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, занятых бассейнами, спорткомплексами; 6) 1,5 процента от кадастровой стоимости изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков, в том числе при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования изъятыми из оборота или ограниченными в обороте земельными участками на право аренды изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков; 7) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, предусмотренных под строительство объектов газотранспортной и газораспределительной систем; 8) 2,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; 9) 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков на период с 10.12.2008 по 31.12.2012, но не более 2,3 размера арендной платы, рассчитанной для 2007 года в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 394 Налогового кодекса РФ определяет, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Согласно пункту 2 Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. № 187, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,1 процента в отношении земельных участков: предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); 0,2 процента в отношении земельных участков: предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям); 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Таким образом, размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается по пункту 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК с применением коэффициента 0,002. В соответствии с подп. 4.2. договора аренды арендная плата, действующая в течение 2010 года, устанавливается в размере, указанном в приложении № 2 к договору, и составляет 122,4 рубля, а в дальнейшем – в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5. настоящего договора. Пункт 4.5. договора аренды предусматривает, что в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке. Установление Валееву И.Р. арендной платы в 2010 г. в размере <хххх> рублей объективно подтверждается упомянутым приложением № 2 к договору аренды (л.д. 14) и уведомлением от 22.02.2011 г., из которого также следует, что размер арендной платы за 2011 г. Валееву И.Р. Департаментом определен в сумме <хххх> рублей 77 копеек (л.д. 16). Как пояснил представитель Департамента и следует из содержания уведомления, кадастрового паспорта и пункта 4.2. договора аренды, размер арендной платы Валееву И.Р. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек исчислен исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК (<данные изъяты>). В уведомлении от 06.09.2011 г. Департамент определил размер арендной платы Валееву И.Р. за 2010 г. в сумме <хххх> рублей 95 копеек, за 2011 г. – в размере <хххх> рублей 35 копеек, применив коэффициент 0,04 на основании п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК, что подтверждается не только текстом уведомления (л.д. 17), но и пояснениями в судебном заседании представителя Департамента и ответом Департамента заявителю от 27.10.2011 г. (л.д. 18, 19-20). Исходя из установленных по делу обстоятельств, из назначения земельного участка и вида разрешенного использования, определенных в договоре аренды, в кадастровом паспорте, из содержания части 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК, суд приходит к выводу о том, что действия Департамента по исчислению арендной платы в соответствии п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК являются неправомерными. Кроме того, суд установил, что порядок исчисления арендной платы именно в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК по существу определен сторонами непосредственно в договоре аренды (п. 4.2.), что не отрицал в судебном заседании представитель Департамента; условие договора аренды в пункте 4.2. и в приложении № 2 сторонами не изменялось; условия, предусмотренные п. 4.5. договора аренды, а также иные условия, позволяющие исчислять эту плату на основании положений п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК, Департаментом не доказаны, судом не установлены. Довод представителя Департамента об отсутствии на земельном участке индивидуального жилого дома, ссылку на положения ст. 15 Жилищного кодекса РФ суд с учетом установленных обстоятельств по делу, изложенных выше, не принимает. Следовательно, действия Департамента по изменению размера арендной платы путем ее исчисления по п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК нельзя признать законными, в связи с чем полагает права заявителя нарушенными. Как предусмотрено ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд, установив нарушение прав заявителя действиями Департамента, считает необходимым возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя Валеева И.Р. По правилу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ и исходя из положений абз. 9 ст. 94 ГПК РФ суд взыскивает с Департамента в пользу заявителя его расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы по юридической помощи в размере 500 рублей, понесенные заявителем в связи с составлением ему заявления в суд. Расходы по юридической помощи суд признает необходимыми, так как заявление применительно к требованиям ст. 131 ГПК РФ подается в суд в письменной форме. Факт несения заявителем данных расходов объективно подтверждается платежными документами (л.д. 2, 28). Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: заявление Валеева И.Р. удовлетворить – действия департамента земельных отношений администрации города Перми по исчислению платежей по договору аренды земельного участка № 113-10Щ от 08.12.2010 г. в соответствии с подп. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. № 604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края», признать незаконными. Возложить обязанность на департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенное нарушение прав Валеева И.Р.. Взыскать с департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу Валеева ФИО8 расходы по оплате государственной пошлины в размере <хххх> рублей, расходы по юридической помощи в размере <хххх> рублей. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий - подпись (О.В. Бузмакова)