Дело № 2-637/12 31 января 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Цилинской Ю.А., с участием истца Сметкина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сметкина А.А. к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о восстановлении срока для постановки на жилищный учет, установил: Сметкин А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признании нуждающихся в жилом помещении, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отца он никогда не видел. В ДД.ММ.ГГГГ году над ним установлено попечительство, попечителем назначена ФИО До настоящего времени проживает в общежитии, закрепленного жилого помещения не имеет. Попечитель своевременно не поставила его на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, о чем ему известно не было. В ДД.ММ.ГГГГ году обратился в УЖО администрации г. Перми с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако получил отказ в связи с тем, что на учете нуждающихся в жилье не состоит, в связи с достижением 23-летнего возраста утратил статус лица из числа детей-сирот. Считает, что при установлении попечительства органами местного самоуправления не были в полной мере проверены его жилищные условия, в связи с чем нарушены его жилищные права. Истец в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил требования удовлетворить, пояснив что в ДД.ММ.ГГГГ. обратился к попечителю за сведениями о постановке его на жилищный учет, от которой узнал, что с таким заявлением в администрацию она не обращалась, считая его зарегистрированным по прежнему месту жительства с матерью. Представитель ответчика в возражениях на иск указала, что Сметкин А.А. мог быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, однако этого не сделал, по достижении данного возраста он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении по данной категории не имеется. Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела. Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц Администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ над Сметкина А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющимся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, установлено попечительство (л.д. 9). На период учебы в специализированном образовательном учреждении Сметкин А.А. был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 10), в настоящее время регистрации не имеет. Жилых помещений в собственности либо по договору социального найма Сметкин А.А. не имеет (справки л.д. 17-18). На учет нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сметкин А.А. до достижения возраста 23 лет поставлен не был (письма л.д. 12-13). В силу ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 того же Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пп. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пп. 2). В силу ч.1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательство, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. В силу ч.3 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве» попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. В силу п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться: 1) законные представители детей-сирот: от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Согласно ч.1 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Согласно п.п. 1,2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Судом приходит к выводу, что Сметкин А.А. является нуждающимся в жилом помещении, поскольку не является ни нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Отсутствие постановки Сметкина А.А. на жилищный учет в органе местного самоуправления по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет явилось следствием ненадлежащего исполнения его попечителем своих обязанностей, установленных законом, что привело к нарушению жилищных прав истца. Отсутствие постановки Сметкина А.А. на жилищный учет в органе местного самоуправления по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента достижения им 18-летнего возраста и до достижения им возраста 23 лет явилось следствием заблуждения истца относительно обстоятельств постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении в несовершеннолетнем возрасте. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Из ответов Управления жилищных отношений администрации г. Перми на обращения Сметкина А.А. (л.д. 12-14) следует, что истец обратился в компетентный орган местного самоуправления за постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений через несколько дней после достижения 23 лет. В связи с изложенным суд находит причины пропуска Сметкиным А.А. срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, уважительными, а исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исковые требования Сметкина А.А. к администрации г. Перми удовлетворению не подлежат, поскольку обязанность ведения учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложена на УЖО администрации г. Перми согласно Положению, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 года № 213. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: удовлетворить требования Сметкина А.А. к Управлению жилищных отношений администрации <адрес>: - признать Сметкина А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся в предоставлении жилого помещения, - восстановить Сметкина А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении требований Сметкина А.А. к администрации г. Перми о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, восстановлении срока для постановки на жилищный учет - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: