предоставление жилого помещения сироте



Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре ФИО5, с участием:

старшего помощника прокурора ФИО3 <адрес> ФИО6, на основании служебного удостоверения,

истца ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 <адрес> в интересах ФИО7, ФИО9 и ФИО11 к ФИО2 <адрес> и <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор ФИО3 <адрес>, в интересах ФИО7, ФИО9 и ФИО11 обратился в суд с иском к ФИО2 <адрес> и <адрес>, о понуждении к предоставлению жилого помещения, просит обязать ФИО2 <адрес> предоставить истцу, на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее «….» кв.м. общей площади, в черте <адрес>.

В обоснование иска прокурор указывает, что ФИО7, «….» года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств бюджета <адрес>, однако ФИО7, в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов <адрес>, Управление жилищных отношений ФИО2 <адрес>, Министерство социального развития <адрес>, Министерство ЖКХ <адрес> /л.д.1/.

Представитель прокуратуры в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что ФИО7, как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета <адрес> во внеочередном порядке.

Истец ФИО7.ФИО12.етланы Валерьевны,ельства <адрес> ФИО8, на основани исковые требования Прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что жилья в собственности и в пользовании не имеет. Зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. «….», однако по месту регистрации не проживает, в связи с отсутствием условий для проживания, никаких прав на данное жилое помещение не имеет.

Ответчики - <адрес> и ФИО2 <адрес> - о времени и месте рассмотрения дела извещены, их представители в судебное заседание не явились, представитель <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствии /л.д.70/.

<адрес> представлены письменные возражения относительно иска /л.д.66-70/, согласно которым, иск не подлежит удовлетворению, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, соответственно <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу. В материалах дела отсутствует сведения об отсутствии прав на жилые помещения родителей истца. Предоставление жилого помещения на семью их трех человек, с учётом детей ФИО7 не основано нормах закона.

ФИО2 <адрес> представлены письменные возражения относительно иска /л.д.76-78/, в которых указано, что предоставить из государственного жилищного фонда <адрес>, с учётом ч.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК, где Уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является <адрес>, ФИО2 <адрес>, не вправе, т.е. <адрес> является надлежащим ответчиком по делу. В материалах дела имеются сведения о том, что ФИО7 и члены её семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>, ул. «….», однако в данном жилом помещении не проживают, поскольку оно является непригодным для проживания. Полагает, что истец и члены её семьи имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, как малоимущие граждане.

Представитель третьего лица Министерства <адрес>, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв относительно иска /л.д.61-63/, согласно которому, Министерство <адрес> в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является участником бюджетного процесса и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, в число которых финансирование, приобретение, строительство или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит, указанные полномочия относятся к полномочиям других органов государственной власти, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ФИО2 <адрес>.

Представитель третьего лица, Министерства социального развития <адрес>, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск /л.д.73/, в котором полностью поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск <адрес>.

Остальные третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд не направили, каких-либо ходатайств не заявляли.

С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора и истца, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах ФИО7, ФИО9, ФИО11, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Как установлено судом, ФИО7, «….» года рождения, уроженка г. «….»,«….» области, Республики «….», гражданка РФ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители - мать «….», отец – «….» – решением ФИО3 районного суда <адрес> от «….» г., лишены родительских прав. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении /л.д.9/, паспортом гражданина РФ /л.д.7-8/, решением ФИО3 районного суда <адрес> от «….» г. /л.д.10/.

В соответствии с постановлением ФИО1 <адрес>«….» от «….» г. /л.д.11/, в связи с тем, что ФИО7 осталась без попечения родителей, над ней установлена опека «….», что также подтверждается удостоверением от «….» г. /л.д.12/.

ФИО7, поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, её номер очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на «….» г. – «….», что подтверждается извещением ФИО1 <адрес> от «….» г. /л.д.14/, заявлением «….» /л.д.13/.

«….» г. у ФИО7 родилась дочь – ФИО9 (отец – ФИО10), «….» г. родился сын ФИО11 (отец не указан), что подтверждается свидетельствами о рождении /л.д.18,19/.

Как следует из паспорта гражданина РФ /л.д.7,8/, справок /л.д.15,16/, истец с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. «….», общей площадью «….» кв.м., вместе с ней зарегистрированы по месту жительства по данному адресу ещё два человека. Согласно пояснений истца, и что не оспорено ответчиками (ст. 56 ГПК РФ), в данном жилом помещении ФИО7 с детьми не проживает, поскольку, в указанном жилом помещении, отсутствуют условия для проживания, никаких прав на данную жилплощадь истец не имеет.

Согласно сообщений ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от «….» г. № «….» /л.д.21/, № «….» от «….» г. /л.д.60/ ФИО7, ФИО9, ФИО11, ФИО10 не имеют в <адрес> квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности.

Как следует из уведомлений УФСГРКиК по <адрес> /л.д.17,20,23,24,56,57,58,59/ сведения о правах ФИО7, ФИО9, ФИО11 и ФИО10 на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО7 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, не была обеспечена жилой площадью, соответственно истец, имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Те обстоятельства, что ФИО7 специализированного образовательного учреждения не заканчивала и соответственно в настоящее время не имеет права на жилое помещение, правового значения для разрешения настоящего спора, не имеют, поскольку над истцом была установлена опека, соответственно ФИО7 объективно не могла закончить специализированное учебное учреждение и, соответственно имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Иное бы нарушало принцип равенства, гарантированный каждому Конституцией РФ (ст. 19).

Также не имеет значение и то, что истец с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. «….», общежитие, комната «….», поскольку фактически в данном жилом помещении ФИО7 с детьми не проживает, ввиду отсутствия условий для проживания, никаких прав на данную жилплощадь истец не имеет.

Суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на ФИО2 <адрес> за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете <адрес>, поскольку в соответствии со ст. 8 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование мер по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет бюджета <адрес>, в силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, в т.ч. органам местного самоуправления <адрес>.

Решая вопрос о возложении обязанности по предоставлении истцу жилья на ФИО2 <адрес>, суд также учитывает, что п. 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). В собственности муниципального образования <адрес> может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования <адрес>, в случаях, установленных федеральными законами и законами <адрес> (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава <адрес>).

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 2 решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 9. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами <адрес> не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 18 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Согласно п. 9 ст. 1 названного закона, его действие распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , таким образом, суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК.

Кроме того, суд учитывает также, что из преамбулы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК следует, что он регулирует права и обязанности, вытекающие из реализации отдельными категориями граждан льгот и дополнительных (по сравнению с остальными лицами) гарантий. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, перечислены в числе других категорий граждан, на которых распространяется данный закон (п.9 ч.1 ст.1 Закона). Размер площади предоставляемого жилого помещения определен п.3 ст.9 указанного Закона, при этом норма не содержит каких-либо исключений применительно к категории граждан, на которых рассчитано применение настоящего закона. Следовательно, при толковании названных положений, следует исходить из того, что при предоставлении жилого помещения, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей члены их семей также подлежат учету при разрешении вопроса о размере площади предоставляемого жилого помещения.

Таким образом, ФИО7 на семью из трех человек должно быть предоставлено жилое помещение не менее «….» кв.м. общей площади (18 х 3 = 54).

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах ФИО7, ФИО9 и ФИО11 к ФИО2 <адрес> и <адрес>, о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, следует: возложить на ФИО2 <адрес> обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО7, «….» г.р. на семью из трех человек, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее «….» кв.м. в черте <адрес>, исполнение данной обязанности следует осуществить за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на эти цели.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора ФИО3 <адрес> в интересах ФИО7, ФИО9 и ФИО11 удовлетворить: возложить на ФИО2 <адрес> обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО7, «….» г.р. на семью из трех человек, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее «….» кв.м. в черте <адрес>, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на эти цели.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: