Дело <данные изъяты> Мотивированное заочное решение изготовлено 15.02.2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 10 февраля 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием представителя истца – прокуратуры г. Перми – Леушиной Е.М., действующей на основании служебного удостоверения, истца – Федотовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокуратуры г. Перми, действующей в интересах Федотовой Анастасии Андреевны, к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор г. Перми, действуя в интересах Федотовой А.А., обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить Федотовой А.А., а также ее детям – Федотову А.Д., Федотовой Е.Д., во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метра на каждого члена семьи (л.д. 2-5). Свои требования истец мотивировал следующим: прокуратурой г. Перми в связи с обращением Федотовой А.А. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Федотова (Юртаева) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; мать Федотовой А.А. – Ю. – решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; данные об отце Федотовой А.А. записаны со слов матери; постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Федотовой А.А. назначена З., с указанного времени и до совершеннолетия Федотова А.А. находилась под опекой указанного лица; в 2002 году Федотова А.А. окончила обучение в Пермском промышленно-коммерческом колледже; зарегистрирована в общежитии по <адрес> в г. Перми без закрепления за ней какой-либо конкретной комнаты; вместе с тем, сведения об основаниях регистрации ее по указанному адресу в МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» отсутствуют; фактически истец по данному адресу не проживает, оплата за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги ею не производятся; со слов Федотовой А.А., данная прописка была оформлена ей с целью трудоустройства; Федотова А.А. в собственности жилья не имеет, в приватизации не участвовала; на основании Постановления Главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, Федотова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; также, в настоящее время на иждивении Федотовой А.А. находятся двое несовершеннолетних детей – Федотов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Федотова Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дети прописаны с отцом по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированы и проживают 6 человек; таким образом, регистрация на данной площади детей Федотовой А.А. повлекла нуждаемость зарегистрированных на указанной жилплощади лиц в улучшении жилищных условий; до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Определением Ленинского районного суда г. Перми от 8 июня 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края (л.д. 1). Представитель истца, истец в судебном заседании на требованиях настаивают по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 138), просила провести судебное заседание в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление (л.д. 139), также, направила в суд письменный отзыв по иску, в котором указала, что исковые требования являются незаконными и необоснованными в силу следующего. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Согласно положениям пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. №103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м. При этом, в силу части 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК, уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края. Также, финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, главным распорядителем которых является Правительство Пермского края, в связи с чем администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем указанных выше категорий граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края (л.д. 38-39). Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом (л.д. 109), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо заявлений или ходатайств не представил; ранее направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования являются незаконными и необоснованными, в силу следующего. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона №159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Перми, и не входят в полномочия Правительства Пермского края. Вместе с тем, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Также, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Федотова А.А. была поставлена на учет, кроме того, выводы о том, что Федотова А.А. имеет право на получение жилого помещения площадью 18 кв.м. на каждого члена семьи, необоснованны, поскольку данная норма предоставления жилого помещения предусмотрена при предоставлении жилья государственного жилищного фонда, в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда, следовательно, исковые требования, заявленные прокурором, удовлетворению не подлежат (л.д. 43-48). При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, постановить по настоящему делу заочное решение в соответствии с частью 1 ст. 233 ГПК РФ. Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления, мнение ответчиков, изложенное в письменных отзывах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года#M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: Федотова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – Ю. решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; данные об отце записаны со слов матери (л.д. 8-9, 11, 12); постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Федотовой А.А. назначена З. (л.д. 7); в 2002 году Федотова А.А. окончила обучение в Пермском промышленно-коммерческом колледже (л.д. 26-27); зарегистрирована в общежитии по <адрес> в <адрес> (л.д. 13); ДД.ММ.ГГГГ Федотова А.А. заключила брак с Ф., от данного брака имеет двух несовершеннолетних детей – Федотова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Федотову Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые зарегистрированы и проживают с отцом по адресу: <адрес> (л.д. 16, 17, 23, 24, 41); из письма Управления жилищных отношений администрации г. Перми следует, что Федотова А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с ДД.ММ.ГГГГ, очередь на ДД.ММ.ГГГГ - № (л.д. 10). Согласно данным, представленным ГУП «ЦТИ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, какое-либо жилье на праве собственности Федотова А.А., ее мать – Ю., не имеют, в приватизации жилья не участвовали; жилые помещения за Федотовой А.А. не закреплены и ранее не закреплялись (л.д. 25, 30, 74, 84, 89, 96, 97). Из материалов дела судом также установлено, что по адресу места регистрации: <адрес> <адрес> истец фактически не проживает; оплата за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги ею не производятся; сведения об основаниях регистрации ее по указанному адресу в МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» отсутствуют (л.д. 18, 19, 20). Более того, Приказом Управления жилищных отношений администрации г. Перми №-ж от ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше жилой дом, используемый в качестве общежития, исключен из специализированного жилищного фонда, признан многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 22). Как следует из содержания искового заявления и объяснений истца, данных ею в предварительном судебном заседании 14.09.2011г., в настоящее время Федотова А.А. проживает совместно с мужем и двумя несовершеннолетними детьми в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 57-58 – протокол предварительного судебного заседания от 14.09.2011г.). Вместе с тем, сведения о том, что данное помещение когда-либо передавалось Федотовой А.А. в собственность либо за ней признавалось право постоянного пользования им, в материалах дела отсутствуют, как и сведения о том, что данное жилое помещение принадлежит Ф. (мужу истца) на праве собственности либо предоставлено ему по договору социального найма, в связи с чем суд приходит к выводу, что у Федотовой А.А. право пользования вышеуказанным жилым помещением не возникло. Также, согласно справке о составе семьи, выданной ТД Кондоминиум «<данные изъяты>», по указанному выше адресу зарегистрированы следующие лица: Ф. (муж истца), Федотов А.Д. (сын истца), Федотова Е.Д. (дочь истца), Ф. (мать супруга истца), Ф. (брат супруга истца), Ф. (племянница супруга истца), всего шесть человек; общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. метра (л.д. 24). Таким образом, на каждого из лиц, зарегистрированных по указанному выше адресу, в том числе и на Федотова А.Д., Федотову Е.Д., приходится по <данные изъяты> кв. метра общей площади (<данные изъяты>), т.е. менее учетной нормы, установленной по городу Перми Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года за № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» и равной 12 кв. метра. С учетом изложенного, Федотов А.Д., Федотова Е.Д. относятся к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, право пользования которой принадлежит указанным выше лицам, является менее учтенной нормы, установленной по городу Перми. Согласно сведениям, представленным ГУП «ЦТИ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, за Ф. на праве долевой собственности зарегистрированы следующие жилые помещения: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (л.д. 75-83). Вместе с тем, судом установлено, что данное лицо не является супругом Федотовой А.А., является однофамильцем ее мужа – Ф., что объективно подтверждается имеющимися в материалах дела документами (л.д. 121, 122, 124, 125-126, 130), сторонами не оспаривается. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что какие-либо жилые помещения за Федотовой А.А. на праве постоянного пользования не закреплялись и в настоящее время не закреплены (л.д. 25, 30). Какие-либо жилые помещения за родителями истца – Ю., Ю. – на праве собственности (либо ином праве) также не зарегистрированы (л.д. 74, 84, 89, 96, 97). Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд считает, что иск прокурора г. Перми, действующего в интересах Федотовой А.А., является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что Федотова А.А. является лицом из числа детей-сирот, она своевременно встала на жилищный учет в администрации Орджоникидзевского района г. Перми, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Суд приходит к данному выводу, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава города Перми). Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Действие данного Закона Пермского края, согласно пункту 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Доводы ответчиков о том, что требования истца о предоставлении ей жилого помещения площадью 18 кв. метра на каждого члена семьи являются незаконными и необоснованными, суд отвергает за несостоятельностью по изложенным выше основаниям. В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Таким образом, Федотовой А.А. и ее несовершеннолетним детям – Федотову А.Д. и Федотовой Е.Д. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метра на каждого члена семьи. Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд решил: возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Федотовой Анастасии Андреевне, несовершеннолетним Федотову Александру Дмитриевичу, Федотовой Елене Дмитриевне, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метра на каждого. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина) Копия верна. Судья: (Ю.Г. Выдрина)