О предоставлении жилья



Дело № 2-123/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 16 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием представителя истца Демидовой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах Батурина Николая Анатольевича к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах Батурина Н.А. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении Батурину Н.А. на семью из двух человек благоустроенного жилого помещения не менее 42 кв. м общей площади в черте г. Перми, ссылаясь на то, что Батурин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 лишена родительских прав, отец был записан со слов матери. На основании решения исполнительного комитета Свердловского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. определен в детский дом, за ним закреплено жилье по <адрес>. В соответствии со сведениями ГУП «ЦТИ Пермского края» домовладение по указанному адресу не зарегистрировано, объект является самовольной постройкой. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. проживал в Очерском детском доме, затем обучался в училище и проживал в общежитии в <адрес>. В настоящее время Батурин Н.А. не имеет регистрации в г. Перми и Пермском крае, жилых помещений в собственности не имеет, состоит на жилищном учете по списку детей-сирот. ДД.ММ.ГГГГ у Батурина Н.А. родился ребенок – ФИО2, отцом которого он признан на основании свидетельства об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ. Участником пилотного проекта на получение жилищного сертификата либо на перечисление денежных средств на счет кредитной организации Батурин Н.А. не является. Прокурор считает, что обязанность по предоставлению Батурину Н.А. жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели.

Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Батурин Н.А. в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора поддерживал, пояснял, что проживает в <адрес> по адресу: <адрес> с Челпановой С.А. без регистрации брака, имеется общий ребенок ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В указанном жилом помещении проживают по договору коммерческого найма. Жилых помещений в собственности ни он, ни Челпанова С.А., ни их ребенок не имеют. Со слов старшего брата знает, что до детского дома проживал в доме по <адрес>, в настоящее время этот дом снесен.

Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, администрация г. Перми просит рассмотреть дело в их отсутствие. В ранее представленном письменном отзыве указано, что администрация г. Перми исковые требования не признает, поскольку обеспечение детей-сирот жилыми помещения производится органами исполнительной власти в порядке очередности, за счет средств бюджета Пермского края, администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края, в связи с чем считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Пермского края. Кроме того, считает, что Батурин Н.А. имеет право на предоставление жилого помещения исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103. Требования о предоставлении жилого помещения в размере 42 кв.м на основании Закона Пермского края от 14 июля 2008 г. № 255-ПК являются необоснованными, поскольку администрация г. Перми не вправе предоставлять жилые помещения на основании данного закона. (л.д. 80).

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела Правительство Пермского рая извещено надлежащим образом. Согласно письменному отзыву (л.д. 52-54) Правительство Пермского края исковые требования не признает, указывает, что средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением по договорам социального найма детям-сиротам. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляются органами местного самоуправления. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме, из бюджета Пермского края ежеквартально распределяются денежные средства органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением по договорам социального найма детям-сиротам. Таким образом, Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот. Кроме того, считает, что жилое помещение подлежит предоставлению без учета членов семьи и по норме предоставления, утвержденной Решением Пермской городской Думы.

Челпанова С.А., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений по иску не представила.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 5 указанного ФЗ РФ, предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом установлено, что Батурин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родился в г. Перми, является лицом из числа детей-сирот; мать – ФИО1 решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 13), умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), отец записан со слов матери (л.д. 11).

Решением исполнительного комитета Свердловского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. определен в детский дом, за ним закреплено жилье по <адрес> (л.д. 15).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. находился в <адрес> детском доме (л.д. 20).

С ДД.ММ.ГГГГ Г. по ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> (общежитие «Управления общежитиями Пермского края»), обучался в <наменование> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18).

В настоящее время Батурин Н.А. регистрации по месту жительства не имеет (л.д. 9, 27).

Согласно свидетельству об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. признан отцом ребенка ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ у Челпановой С.А., с присвоением ребенку фамилии Батурина (л.д. 34).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Батурина Н.А., ФИО1, Челпановой С.А., ФИО2 на жилые помещения не зарегистрированы (л.д. 28, 142), по данным ГУП «ЦТИ Пермского края», МУП «Верещагинское БТИ» Батурин Н.А., ФИО1, Челпанова С.А., ФИО2 не имеют недвижимости, принадлежащей им на праве собственности (л.д. 32, 37, 69, 74).

Постановлением Главы администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Батурин Н.А. постановлен на жилищный учет (л.д. 26).

Согласно информации ГУП «ЦТИ Пермского края» домовладение по адресу: <адрес> не зарегистрировано; по данным последней инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке площадью 432 кв. м расположен самовольно возведенный бревенчатый жилой дом площадью 22,3 кв.м (л.д. 21). Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного домовладения значится ФИО3 без указания правоустанавливающих документов (л.д. 71-78).

В настоящее время на земельном участке по <адрес> строений, пригодных для проживания не имеется, что подтверждается актом, протоколом осмотра (л.д. 23, 124).

Суд считает, что сам по себе факт закрепления за Батуриным Н.А. при определении его в детский дом жилого помещения по <адрес> не свидетельствует о том, что на сегодняшний день Батурин Н.А. является лицом из числа детей-сирот, имеющих закрепленное жилое помещение, которые в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не подлежат обеспечению жилыми помещениями. В судебном заседании установлено, что указанный жилой дом в настоящее время фактически не существует, доказательств обратного суду не представлено. При таких обстоятельствах после окончания пребывания в учреждении для детей-сирот Батурин Н.А. фактически не имел закрепленного за ним жилого помещения, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением на общих основаниях.

Ответчиками суду не представлено доказательств наличия у Батурина Н.А. права пользования каким – либо иным жилым помещением.

Доказательств свидетельствующих о том, что Батурин Н.А. приобрел право пользования на территории <адрес>, где он в настоящее время проживает, суду не представлено.

Оценивая факт регистрации Батурина Н.А. по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что общежитие предоставлялось ему в связи учебой, является временным местом жительства, доказательств, свидетельствующих о сохранении за ним на сегодняшний день права пользования данным жилым помещением суду не представлено, Батурин Н.А. снят с регистрационного учета по данному адресу и фактически выселен из данного жилого помещения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Батурин Н.А., как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по месту постановки на учет, то есть в черте города Перми по заявленным в иске основаниям. При этом обязанность по предоставлению ему жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством); при этом в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Суд исходит из того, что законом предусмотрено предоставление жилья данной категории граждан во внеочередном порядке, при этом право Батурина Н.А. на внеочередное обеспечение жилой площадью, предусмотренное законом, не может ставиться в зависимость от наличия иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан и 42 кв. м - для на семью из двух человек

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа в большем размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

В то же время, суду не представлено доказательств того, что Батурин Н.А. является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, поскольку Батурин Н.А. выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенный Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Жилое помещение подлежит предоставлению Батурину Н.А. с учетом члена его семьи – несовершеннолетнего ребенка, поскольку, как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, супруги и их дети подлежат обеспечению жилым помещением по установленным нормам. Поскольку ФИО2 является членом семьи Батурина Н.А., проживает совместно с ним, следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено также на ребенка по установленным законом нормам.

При этом в судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя ФИО2, так же как и ее мать Челпанова С.А., не имеют жилых помещений, предоставленных по договору социального найма либо в собственности, не являются членами семьи нанимателя либо собственника жилого помещения. Несовершеннолетняя ФИО2 в настоящее время регистрации по месту жительства не имеет. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю ее мать Челпанова С.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение закреплено за ней, как ребенком, оставшимся без попечения родителей, Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139). Согласно данным Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о правах на указанный жилой дом не зарегистрированы (л.д. 143). Согласно справке ГУ МЧС России по Очерскому муниципального району ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар; матери Челпановой С.А. – ФИО4, как пострадавшей от пожара, было предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес> на семью из четырех человек, при этом Челпанова С.А. в договор социального найма указанного жилого помещения не включена (л.д. 118 - постановление, л.д. 121 - договор). Согласно информации администрации Очерского городского поселения Челпанова С.А. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена (л.д. 120).

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из этого, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Батурину Н.А. на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г. Перми.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию города Перми предоставить Батурину Николаю Анатольевичу, на семью из двух человек, в том числе ФИО2, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 квадратных метров, в черте города Перми, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предусмотренных в бюджете на эти цели.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.

< >