Дело № 2-5479/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 6 февраля 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А., с участием заявителя Карпова В.А., представителя заинтересованных лиц Кудряшовой Ю.Т., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова В.А. о признании незаконным бездействия администрации г. Перми, администрации Индустриального района г. Перми, у с т а н о в и л : Карпов В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Перми и администрации Индустриального района г. Перми. В обоснование своих требований указал, что проживает в доме по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ по заказу районного управления благоустройства между тротуаром и газоном, расположенным вдоль <адрес> было установлено металлическое ограждение. В ДД.ММ.ГГГГ указанное ограждение трижды было сломано владельцами автомашин, которые паркуют автомобили на газонах. По данным фактам было возбуждено два уголовных дела, расследование которых приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В результате газоны в местах парковок раскатаны, растительность на них уничтожена, вместо нее грязь и лужи. В целях уменьшения воздействия на жильцов дома негативного воздействия интенсивного автомобильного движения и обеспечения их права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ, придомовая территория должна быть достаточно озеленена. Для этого на газонах должны быть посажены необходимые насаждения и для их сохранности (предотвращения парковок) должны быть установлены ограждения. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он обращался в администрацию района и в администрацию города с письменными жалобами по указанным фактам, просил принять меры по восстановлению сломанного ограждения и установлению ограждений на прилегающих к фасаду дома газонах, чтобы исключить на них парковки, но в удовлетворении данных заявлений ему было отказано. Карпов В.А. просил признать незаконным бездействие заинтересованных лиц от восстановления сломанного ограждения и установки ограждений на газонах у фасада и торцов дома, в котором проживает, обязать заинтересованных лиц восстановить сломанное ограждение напротив фасада дома, в котором он проживает, установить ограждения на всех прилегающих к торцам и фасаду дома газонах, так, чтобы они препятствовали парковкам на этих газонах. В судебном заседании заявитель требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Пояснил, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» благоустройство территории является обязанностью органов местного самоуправления. Считает, что благоустройство придомовой территории не может быть возложено на жильцов дома, так как земельный участок под домом не сформирован и не оформлен в собственность жильцов. Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании требования не признала, пояснила, что сломанное ограждение у <адрес> находится на балансе <наименование1>, которое занималось установкой данного ограждения и дважды восстанавливало его. В настоящее время <наименование1> отказывается восстанавливать данное ограждение за свой счет, пока правоохранительными органами не будет решен вопрос с лицами, ломающими его. Ранее в судебном заседании поясняла также, что сломанной ограждение является конструктивным элементом дороги. Что касается установки ограждения по периметру дома, то проектом планировки и межевания территории квартала от ДД.ММ.ГГГГ под жилой многоквартирный дом по <адрес> отведен земельный участок площадью 3858,5 кв.м. Данный участок входит в состав общего имущества дома, бремя его содержания и благоустройства несут жители дома, проведение работ на придомовой территории за счет бюджетных средств будет расцениваться как их нецелевое использование. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Карпова В.А. подлежат удовлетворению частично на основании следующего. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения… Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3.7 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 207 территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в области внешнего благоустройства: организует и контролирует мероприятия по содержанию и ремонту (за исключением случаев софинансирования расходов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, с учетом доли бюджета городского округа) автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных и внутридворовых проездов (пункт 3.7.2); согласовывает, утверждает проектно-сметную документацию и техническое задание, необходимые для выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, объектов озеленения общего пользования, фонтанов в пределах административных границ (пункт 3.7.17), организует и обеспечивает на автомобильных дорогах местного значения содержание и ремонт дорожных ограждений и направляющих устройств (за исключением участков автомобильных дорог, расположенных на искусственных дорожных сооружениях, находящихся в муниципальной собственности), установку, восстановление, замену, содержание, ремонт, демонтаж ограждений объектов озеленения в границах улично-дорожной сети (пункт 3.7.24). Согласно п. 4.2 указанного Положения при выполнении своих целей и задач Территориальный орган обязан соблюдать требования законодательства; обеспечить решение задач и выполнение функций, установленных настоящим Положением. Согласно п. 10 Положения территориальный орган в процессе осуществления своих функций взаимодействует с функциональными и территориальными органами, функциональными подразделениями администрации города Перми, государственными органами, организациями, предприятиями и учреждениями в пределах своих полномочий. Территориальный орган в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением, вступает в правоотношения с юридическими и физическими лицами, заключает договоры и соглашения. Факт отсутствия 9 секций металлического ограждения напротив дома <адрес> подтверждается заявлением и жалобой <наименование1> начальнику <наименование4> (л.д. 24, 28), постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д. 23), фотографиями, имеющимися в материалах дела. При этом из материалов дела усматривается, что указанное ограждение является ограждением придорожного газона, отделяет тротуар от проезжей части ул. Баумана, то есть является элементом обустройства автомобильных дорог – дорожным ограждением. Согласно ответу администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Карпова В.А. по вопросу порчи ограждений газонов, в связи с поступившим в ДД.ММ.ГГГГ заявлением <наименование2> о сломанном ограждении по адресу: <адрес>, администрацией Индустриального района г. Перми направлено письмо на имя начальника <наименование5> о необходимости проведения проверки указанных в обращении фактов и привлечении виновных к ответственности. По информации, полученной из ОМ № 2, в связи с порчей и пропажей части ограждения по вышеуказанному адресу, в органы внутренних дел также поступило заявление от <наименование3> - организации, осуществлявшей установку ограждений в соответствии с муниципальным контрактом. На основании данного заявления возбуждено уголовное дело №. Расследованием дела занимаются сотрудники отдела дознания <наименование4>. По вопросу установки ограждения газонов, непосредственно прилегающих к жилому дому <адрес>, собственникам жилых помещения следует обратиться непосредственно в управляющую компанию <наименование2>. Для этого необходимо решением общего собрания собственников жилых помещений принять и утвердить требуемый перечень работ по благоустройству и включить его в план управляющей компании для исполнения. Поскольку способ управления жилым домом осуществляется управляющей компанией на основании соответствующего договора с собственниками помещений, последние являются заказчиками работ для компании. В свою очередь, управляющая компания несет ответственность перед собственниками за расходование денежных средств, поступающих на ее счет в оплату за содержание жилья и благоустройство (л.д. 8, 9). Представителем заинтересованных лиц суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией Индустриального района г. Перми предпринимались какие-либо меры по восстановлению поврежденного дорожного ограждения. Таким образом, анализ представленных суду доказательств свидетельствует о бездействии администрации Индустриального района г. Перми, выразившемся в невыполнении предусмотренных п. 3.7 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми функций по содержанию и ремонту автомобильных дорог и в частности дорожных ограждений. Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава г. Перми, Решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207 "О территориальных органах местного самоуправления г. Перми", Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми надлежащее содержание дорожных ограждений должно обеспечиваться органом местного самоуправления, в данном случае функциональным подразделением администрации г. Перми – администрацией Индустриального района г. Перми. Доказательств, свидетельствующих о том, что данные обязанности. возложенные на орган местного самоуправления, были кому-либо переданы, суду не представлено. Ссылка представителя заинтересованных лиц на то, что указанное ограждение находится на балансе <наименование1>, которым заключен муниципальный контракт с <наименование3> на установку данного ограждения, не может быть признана обоснованной. Согласно ответу на запрос суда ограждение жилого дома по <адрес> на балансе <наименование1> не числится. Кроме того, согласно Уставу <наименование1> финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета г. Перми на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном порядке. Источниками финансового обеспечения учреждения являются средства, выделяемые из бюджета муниципального образования город Пермь согласно утвержденной бюджетной смете, в том числе на выполнение муниципального задания (в случае его установлении) и иные источники, не противоречащие законодательству РФ. Муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, Учреждение заключает от имени муниципального образования город Пермь в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п. 3.1.6 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по размещению муниципального заказа на выполнение работ на автомобильных дорогах местного значения по содержанию и ремонту дорожных ограждений и направляющих устройств, их установку, восстановление, замену, содержание, ремонт. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. Таким образом, финансирование муниципальных учреждений, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация Индустриального района г. Перми, как территориальный орган администрации г. Перми является исполнительно-распорядительным органом, созданным с целью обеспечения осуществления полномочий, отнесенных к вопросам местного значения. Тот факт, что непосредственное исполнение функций по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и их элементов осуществляет казенное учреждение путем размещения муниципального заказа, не снимает с администрации Индустриального района г. Перми ответственности за надлежащую организацию и обеспечение выполнения функций, возложенных на нее Типовым положением о территориальных органах администрации города Перми. Таким образом, ответственным за организацию ремонта элементов автомобильных дорог на территории Индустриального района г. Перми является администрация Индустриального района г. Перми. Оспариваемым бездействием указанного территориального затрагиваются права заявителя как жителя дома по <адрес>, в частности его право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем его требования о признании незаконным бездействия администрации Индустриального района г. Перми по уклонению от восстановления ограждения на придорожном газоне на <адрес> напротив дома по <адрес> подлежат удовлетворению. В порядке устранения допущенных нарушений суд считает необходимым возложить на администрацию Индустриального района г. Перми обязанность организовать восстановление ограждения на придорожном газоне на <адрес> напротив дома по <адрес>. Разрешая требования заявителя о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц в части установки ограждений на газонах у фасада и торцов дома, в котором проживает заявитель, суд исходит из следующего. Постановлением администрации г. Перми от 29 июля 2010 года № 468 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории кварталов N 237, 645, 711, 849, 850, 855, ограниченных <адрес>. Согласно экспликации земельных участков к проекту межевания под жилой дом по <адрес> отведен земельный участок площадью 3858,5 кв.м (л.д. 38-47). Как следует из пояснений заявителя в судебном заседании, представленного им плана-схемы (л.д. 14), он просит возложить на администрацию района и города обязанность по установке ограждений вокруг прилегающих к дому по <адрес> газонов, которые находятся в периметре земельного участка, сформированного под придомовую территорию, и являются элементом благоустройства этой территории. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона без индивидуального волеизъявления об этом и без государственной регистрации. Заключения каких-либо договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность либо издания органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах действующим законодательством не предусмотрено. Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Из анализа норм ст. 36, 39 Жилищного кодекса РФ следует, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны содержать помимо прочего имущества дома и земельный участок, на котором расположен дом. Отсутствие зарегистрированного права на земельный участок не свидетельствуют об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен и об отсутствии обязанности собственников помещений содержать данный земельный участок и нести расхода на его благоустройство. Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Таким образом, обязанность по благоустройству земельного участка под многоквартирным домом лежит на собственниках жилых помещений в данном доме и вопросы благоустройства земельного участка должны решаться на общем собрании собственников в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом. Доказательств того, что земельный участок, на котором расположены прилегающие к дому газоны, находится в муниципальной собственности и распоряжении администрации района, суду не представлено. В связи с этим суд не усматривает бездействия администрации города Перми и администрации Индустриального района г. Перми в части уклонения от установки ограждений на газонах, прилегающих к фасаду дома по <адрес>. Оснований для возложения на заинтересованных лиц соответствующей обязанности не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований Карпова В.А. в указанной части суд считает необходимым отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Индустриального района г. Перми по уклонению от восстановления ограждения на придорожном газоне на <адрес> напротив дома по <адрес>. Возложить на администрацию Индустриального района г. Перми обязанность организовать восстановление ограждения на придорожном газоне на <адрес> напротив дома по <адрес>. В удовлетворении остальной части заявленных требований Карпову В.А. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья /подпись/ (Н.А. Иванова) < >