О возложении обязанности предоставить земельный участок, определить порядок пользования системой льгот, принять меры прокурорского реагирования



Дело №­­ 2-1056/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Целищевой М.А.,

с участием заявителя Кимсанова А.Т.,

представителя заявителя – Бессонова А.Б., действующего на основании устного ходатайства,

представителя заинтересованного лица – прокуратуры Пермского края – Кузнецовой И.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми заявление Кимсанова А.Т. к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок, определить порядок пользования системой льгот, принять меры прокурорского реагирования,

установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми с требованиями о возложении обязанности предоставить земельный участок, определить порядок пользования системой льгот для многодетных семей, принять меры прокурорского реагирования.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что состоит в зарегистрированном браке с Истмановой Н.С., имеет троих несовершеннолетних детей. В соответствии с указом Президента РФ «О государственной поддержке многодетных семей» имеет ряд льгот. Заявитель обратился к мэру г.Перми, губернатору Пермского края, прокурору Пермского края с просьбой о создании условий для реализации прав, в частности на получении бесплатно земельного участка. Однако, как следует из ответов, представленных администрацией г.Перми, прокурора Пермского края, право заявителя на получение земельного участка будет реализовано при принятии соответствующего закона Пермского края. Данная позиция противоречит действующему законодательству. Более того, законодательством Российской Федерации установлена система льгот, но ни одна льгота не была предложена семье заявителя. Заявитель просил прокурора Пермского края принять меры прокурорского реагирования в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» с целью создания необходимых условий реализации его прав, однако данные меры прокурором Пермского края приняты не были (л.д. 3-5).

Заявитель, его представитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали, утверждая, что заявителю льготы, предусмотренные действующим законодательством для многодетных семей, не предоставляются. При этом считали, что данные льготы должны быть предоставлены заявителю независимо от обращения заявителя в соответствующие структуры администрацией г.Перми самостоятельно, поскольку администрация владеет информацией о всех многодетных семьях в г.Перми. Суду также пояснили, что для предоставления земельного участка в администрацию г.Перми либо ее структурные подразделения не обращались, обращение, ответ на которое заявитель оспаривает, было адресовано мэру г.Перми, какие-либо документы к данному обращению в подтверждение своего статуса как многодетной семьи ни заявитель, ни члены его семьи предоставляли, статус малоимущей семьи для предоставления льгот не подтверждали.

Представитель прокуратуры Пермского края с заявленными требованиями не согласилась, считая, что заявление Кимсанова А.Т. было рассмотрено в соответствии с законодательством, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан, оснований для принятия актов прокурорского реагирования не имелось.

Генеральная прокуратура РФ, администрация г.Перми, Департамент земельных отношений администрации г.Перми своего представителя в суд не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, администрация г.Перми, Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. ст. 167, 257 ГПК РФ.

При разрешении настоящего гражданского дела суд принимает во внимание, что права многодетных семей, предусмотрены Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», согласно которого для многодетных семей установлены:

скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Кроме того, согласно данного указа, следует оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

В соответствии с Указом обязанность определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить указанные льготы возложена на Правительства республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

На основании ст. 15, 18.7, 18.8 Закона Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2007 N 130-п «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам» предусмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки на территории Пермского края.

В целях реализации Закона Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки учащимся из малоимущих многодетных и малоимущих семей определены в Законе Пермского края от 10.09.2008 N 290-ПК «О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки учащимся из малоимущих многодетных и малоимущих семей», к которым относятся:

бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учебных заведений из малоимущих многодетных семей, обучающихся по очной и очно-заочной (вечерней) форме, бесплатное обеспечение одеждой для посещения школы, а также спортивной формой для учащихся общеобразовательных учебных заведений из малоимущих многодетных семей, обучающихся по очной форме;

бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учебных заведений из малоимущих семей, обучающихся по очной и очно-заочной (вечерней) форме (ст. 1).

В силу ст. 2 Закона Пермского края от 10.09.2008 N 290-ПК «О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки учащимся из малоимущих многодетных и малоимущих семей» государственными полномочиями, указанными в статье 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края (далее - органы местного самоуправления), перечень которых определяется законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом расходы по предоставлению мер социальной поддержки учащимся из малоимущих многодетных и малоимущих семей учитываются в составе регионального фонда компенсаций и передаются органам местного самоуправления в виде субвенций (Закон Пермского края от 10.09.2008 N 290-ПК (ред. от 10.11.2010) "О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки учащимся из малоимущих многодетных и малоимущих семей").

Таким образом, меры социальной поддержки, гарантированные федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, оказываются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края только в том случае, если они переданы указанным органам в установленном законами порядке.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законодательств Собранием Пермского края 17.11.2011 г. принят Закон Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», согласно которого земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

При этом в составе многодетной семьи не учитываются:

дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

дети, в отношении которых отменено усыновление.

Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются:

а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации), при этом родители многодетной семьи зарегистрированы на территории Пермского края по месту жительства не менее пяти лет;

в) члены многодетной семьи не имеют земельного участка в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, или члены многодетной семьи имеют земельный участок в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, размер которого меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".

Согласно ст. 3 земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.

Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края.

К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка прилагаются:

1) копии свидетельств о рождении всех несовершеннолетних членов многодетной семьи;

2) копии паспортов гражданина Российской Федерации всех совершеннолетних членов многодетной семьи;

3) копии документов, подтверждающих усыновление (удочерение) всех несовершеннолетних членов многодетной семьи (при наличии усыновленных (удочеренных) детей);

4) копия свидетельства о браке - для супругов (не распространяется на неполную семью);

5) справка, подтверждающая факт обучения в образовательном учреждении на очной форме обучения, - для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

6) выписка из домовой или похозяйственной книги или справка о регистрации членов многодетной семьи по месту жительства;

7) справка о составе семьи;

8) справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая, что родители не лишены родительских прав;

9) справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая, что в отношении усыновленных (удочеренных) детей не отменено усыновление (удочерение).

Решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае его включения в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям (далее - Перечень).

Перечень, изменения и дополнения к Перечню утверждаются органами местного самоуправления Пермского края и подлежат опубликованию в течение 10 рабочих дней после утверждения в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления Пермского края.

Решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного Перечня принимается органом местного самоуправления не позднее 30 дней со дня подачи заявления.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является:

1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом;

3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Проанализировав изложенное выше законодательство, суд пришел к выводу о том, что во всех случаях меры социальной поддержки для многодетных семей оказываются исполнительными органами государственной власти, субъекта РФ, органами местного самоуправления на основании обращения таких многодетных семей, поскольку порядок предоставления льгот носит заявительный характер. Вместе с тем, ряд льгот, предусмотренных законами, оказываются только тем многодетным семьям, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Судом установлено, сторонами не оспаривается, что семья заявителя является многодетной. Однако доказательства того, что данная семья также являлась либо является малоимущей, суду на момент рассмотрения дела не представлены.

Заявитель не оспаривал, что в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях) льготы, связанные с бесплатным питанием его детей его семье предоставляется, форма в данных учреждениях не введена.

Таким образом, свои обязательства по переданным государственным полномочиям органы местного самоуправления в отношении заявителя исполнили в полном объеме. Иные льготы, указанные в Указе Президента РФ, органам местного самоуправления государственными исполнительными органами Пермского края не передавались, обязанность по их предоставлению на органы местного самоуправления не возлагалась.

На вопрос суда о том, какие именно льготы, на которые семья заявителя имеет право, а ей эти льготы не предоставлены, заявитель ответить затруднился, для предоставления указанных в Указе Президента РФ льгот в соответствующие органы не обращался, документы в подтверждение статуса семьи как многодетной, малоимущей в органы местного самоуправления никогда не предоставлял.

Оценивая доводы заявителя о законности действий органов местного самоуправления при разрешении обращения Кимсанова А.Т., суд принимает во внимание, что данное обращение было адресовано мэру г.Перми, в полномочия которого разрешение вопросов, указанных в обращении не входит.

Данное обращение было разрешено органами местного самоуправления в лице Департамента земельных отношений, аналогичные заявления разрешены прокуратурой Пермского края, в результате чего заявителю даны разъяснительные ответы.

Давая оценку законности действий при разрешении обращения Кимсанова А.Т., суд руководствуется следующим.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которого установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Вместе с тем, поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены указанным выше законом, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200.

В ходе проведения проверки, в том числе при обращении граждан, прокурор вправе вносит акты прокурорского реагирования, в частности представления, протесты, предостережения, возбуждать дела об административных правонарушениях.

Разрешая обращения Кимсанова А.Т., указанными выше органами не были допущены нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок и сроки рассмотрения таких обращений. По существу данные заявителю письменные ответы являются мотивированными, а из содержания ответов следует, что Кимсанову А.Т. следует обратиться для предоставления льгот в компетентные органы, предоставив соответствующий перечень документов для предоставления конкретных льгот, в том числе подтверждая свою нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Одновременно с этим суд считает, что отсутствие установленного законом Пермского края порядка предоставления земельных участков в собственность граждан не могло препятствовать заявителю в предоставление ему льготы, установленной ст.28 Земельного кодекса РФ. Однако это не освобождало Кимсанова А.Т. от обязанности при обращении подтвердить свой статус многодетной семьи, что последним сделано не было.

Поскольку в настоящее время такой порядок установлен на законодательном уровне, заявитель вправе претендовать на предоставление земельного участка в собственность, но с соблюдением требований Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».

Разрешая требования заявителя о фактическом бездействии прокуратуры Пермского края в связи с непринятием мер прокурорского реагирования, суд обращает внимание на то, что акты прокурорского реагирования вносятся только в случае предупреждения нарушения закона, а также по уже допущенным нарушениям закона. Обращение Кимсанова А.Т. в прокуратуру края указанные сведения не содержало, фактически сводилось к отсутствию правовой базы для предоставления льгот без указания конкретных фактов, следовательно, основанием для проведения проверок не являлось.

При рассмотрении настоящего гражданского дела заявителем суду также не сообщены конкретные факты нарушения прав заявителя.

Суд также считает, что определение порядка пользования системой льгот не входит в функции и задачи, а также полномочия органов прокуратуры и местного самоуправления, так как устанавливаются на уровне законов и подзаконных актов.

Учитывая изложенное выше, требования Кимсанова А.Т. к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок, определить порядок пользования системой льгот, принять меры прокурорского реагирования следует оставить без удовлетворения.

Заявленные требования Кимсанова А.Т. разрешены с учетом положений гл. 23, 25 ГПК РФ.

В связи с тем, что заявителю отказано в удовлетворении заявления, оснований для возмещения судебных расходов в силу ст. 94, 98 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Кимсанову А.Т. в удовлетворении заявления к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок, определить порядок пользования системой льгот, принять меры прокурорского реагирования, возмещении судебных расходов – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

< >