Дело № 2-672/12 РЕШЕНИЕ 23 января 2012 года, город Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Егорова Д.С., прокурора Колотовой Л.А., при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием: представителя истца Башкурова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Военного комиссариата Пермского края – Федоровой М.Е., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Министерства финансов РФ – Шугаевой Л.Н., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова В.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Пермского края и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за вред здоровью, У с т а н о в и л: Абрамов В.Е. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за вред здоровью, с индексацией просит: взыскивать в его пользу за счет средств, выделенных на эти цели, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в размере <хххххххххх>, с последующей её индексацией; взыскать с Военного комиссариата Пермского края, за счет средств, выделенных на эти цели, задолженность по выплате денежной компенсации за вред здоровью с учетом индексации в размере <хххххххххх>. Также истец просит взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере <хххххххххх>. Впоследствии истец, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, уточнял исковые требования /л.д.49/, в окончательной форме /л.д.88-90,91/ просит: взыскивать в его пользу за счет средств, выделенных на эти цели, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию за вред здоровью в размере <хххххххххх>, с последующей её индексацией; взыскать с Военного комиссариата Пермского края, за счет средств, выделенных на эти цели, задолженность по выплате денежной компенсации за вред здоровью с учетом индексации в размере <хххххххххх>. Также просит взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере <хххххххххх>. В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус инвалида 3 группы, 50% потери трудоспособности вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – ЧАЭС), а с ДД.ММ.ГГГГ данный статус установлен бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление Конституционного Суда РФ №, в котором восстановлены права военнослужащих чернобыльцев в получении сумм возмещения вреда здоровью. В связи с изменением в правовом регулировании, обусловленным принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Статьёй 3 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 02.06.1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ утратили силу) по 15.02.2001г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов, определяться Правительством РФ. Во исполнение данного Предписания, постановлением Правительством РФ от 08.06.2001 г. № 455 утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата недополученной денежной компенсации в возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, производится за период со 02.061998 г. по 15.02.2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Конституционный Суд постановил: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действую правового регулирования, не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении ДД.ММ.ГГГГ №, но некоторые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности). В пункте 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № разъясняется порядок индексации сумм возмещу вреда, причинённого инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, за период с февраля 1997 года до января 2001 года включительно. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы за этот период исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 01.07.2000г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. Вместе с тем, исходя из ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), предусматривавшей защиту от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, суд вправе проиндексировать эти суммы с учетом индекса роста потребительских цен, определяемо порядке, установленном ст. 3 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Таким образом, специальной нормой, регулирующей индексацию сумм возмещения вреда, является ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. Она же отсылала к Закону РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1, статьей которого предусмотрено: индексация представляет собой механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Она может сочетаться в некоторых случаях и заменяться с иными методами государственного регулирования доходов населения граждан, в частности с пересмотром уровня оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2011 г. № 5-ФЗ возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15.02.2001г. вместо ежемесячных сумм возмещение вреда так же выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако, если размер компенсации, установленный п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) РФ на очередной финансовый год. Если была произведена индексация в период с февраля 1997 года до 01.07.2000г. указанных сумм на основании базового Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000г. по 01.01.2001 г. Порог индексации, с которого начинается индексация, устанавливается в 6% (ст. 4 Закона 1799-1). Выплата проиндексированных сумм производится ежемесячно по месту получения дохода, начиная с месяца, следующего за тем, в котором опубликован индекс потребительских цен (по истечении календарного год сумма выплат (суммы индексации) включаются в состав соответствующих «базовых (минимальных)» выплат. Средствами для индексации являются ассигнования из бюджета, на котором лежит обязанность финансирования «базовых» выплат, т.е. индексация выплачивается с момента превышения роста индекса потребительских цен более чем на 6%. В соответствии со ст. 15 ГС РФ он (истец), право которого нарушено, также требует полного возмещения причиненных убытков. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П более детально обоснована необходимость применения индексации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.12.2003 г. № 468 указано, что введение индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, неприменение индексации органами государственной власти влечет нарушение конституционных прав граждан РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона предусматривалась защита от инфляции сумм во вред здоровью, государственных пенсий, пособий, компенсаций и иных установленных данным Законом выплат, в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Первая индексация может быть произведена с 01.07.2000 г. до 01.01.2001 г. на основе федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда», индексация производится, исходя из минимального размера оплаты труда равного 1,581 (132/83,49) и с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200/132). В связи с принятием ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» такой порядок изменился. Согласно ч. 3 ст. 2 данного Закона размер выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, денежных компенсаций, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышается пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Федеральным Законом от 26.04.2004г. № 31-Ф3 изменен механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Закону придана обратная сила – с 19.06.2002 г. С 19.06.2002г. индексация производится с учётом коэффициентов инфляции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. Ежемесячные денежные суммы индексируется с 01.06.2004 г., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами на каждый год. Согласно представленному расчету, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность Военного комиссариата по Пермскому краю по денежной компенсации составила <хххххххххх>. Поскольку причитающаяся к выплате сумма денежной компенсации за вред здоровью на сегодняшний день значительно утратила покупательскую способность, она должна быть выплачена с учетом индексов потребительских цен, в сумме <хххххххххх> за вред здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в связи с тем, что ему несвоевременно и необоснованно не произведена предусмотренная законом ежегодная индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, образовалась задолженность, которую он (истец) и просит взыскать с ответчиков. Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части взыскания индексации суммы денежной компенсации за вред здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прекращено на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом /л.д.66/, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя /л.д.100,101/. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме. Пояснил, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Конституционного Суда РФ №, которым восстановлены права военнослужащих чернобыльцев в получении сумм возмещения вреда здоровью, то у истца возникли основания для перерасчета индексации вреда здоровью с 1998 г. Представитель ответчика Военного комиссариата Пермского края с иском не согласна, пояснила, что в соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 24.04.2006 г. № 31-ФЗ «Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Согласно постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. № 35, суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 09.01.1997г. № 6-ФЗ и от 19.06.2000г. № 82-ФЗ). Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года, исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Однако, если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), и о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 года, не могут быть пересмотрены только по тому основанию, что редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.2004г. № 31-ФЗ, поскольку эти решения были постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона с учетом положений, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Согласно ст. 29 № Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 (ред. от 07.08.2000г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при получении двух пенсий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта (Пенсия по старости и пенсия по инвалидности), и пенсии, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта (Лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», размер пенсии увеличивается на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктом «а» статьи 23 указанного Закона), выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится. Доводы истца о том, что Военным комиссариатом Пермского края неправомерно выплачивается компенсация в возмещение вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и последний обязан был выплачивать компенсацию, исходя из среднемесячного заработка, ответчик считает несостоятельными и не основанными на законе, так как правовых оснований для индексации получаемой истцом суммы в возмещение вреда здоровью не имелось. После ДД.ММ.ГГГГ в действие вступил Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.2001г. № 5-ФЗ. Законодатель перестал отождествлять возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями. Следовательно, назначение ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности, не представлялось возможным. Военный комиссариат Пермского края выплачивал и выплачивает истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы в размере 1000 руб. как инвалиду 3 группы, не нарушая действующего законодательства. Ранее Абрамов В.Е. не обращался за назначением выплат в возмещение вреда здоровью из расчета заработка, а значит, после вступления в силу указанного закона право выбора у него отсутствует. Более того, Постановление КС РФ № принято ДД.ММ.ГГГГ, а значит, не может применяться для перерасчета с 2000 года, поскольку Постановления КС РФ не имеют статуса закона и, следовательно, не обладают обратной силой. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный Закон РФ устанавливающий твердые суммы ежемесячной компенсации в зависимости от группы инвалидности. Полагает, что признав не соответствующей Конституции РФ положения Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относительно прав военнослужащих на получение возмещения вреда, исходя из размера денежного довольствия и степени утраты трудоспособности, Конституционный Суд РФ фактически признал за ними право на обращение за назначением возмещения в соответствующем размере, поскольку на основании ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Право на получение компенсации возмещения вреда носит заявительный характер. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда здоровью выплачивается ежемесячная компенсация в зависимости от установленной группы инвалидности, однако, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная компенсация выплачивается в размере назначенной сумме. Поскольку ранее Абрамов В.Е. за назначением возмещения вреда исходя из размера денежного довольствия в Военный комиссариат Пермского края не обращался, то в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 12.01.2011 г. № 5-ФЗ размер компенсации вреда здоровью ему был установлен в твердой денежной сумме и выплачивается по настоящее время согласно требований действующего законодательства. Военным комиссариатом Пермского края представлены возражения на иске, аналогичного содержания /л.д.96-97/. Представитель ответчика Министерства Обороны РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не заявлял. Представитель ответчика Министерства финансов РФ с иском не согласна в полном объеме. Пояснила, что п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. Постановления Пленума от 11.05.2007 г. № 23) установлено, что в силу ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абз. 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 названного закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. ст. 50, 51 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством Обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Непосредственная организация работы по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную и правоохранительную службу, и их семей регулируются соответственными ведомственными нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом «а» статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (редакция от 01.07.2011 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», пенсионное обеспечение лиц, в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством Обороны Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их семей. Таким образом, в настоящее время определен государственный орган, который в силу части 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ уполномочен выступать от имени казны Российской Федерации в качестве представителя надлежащего ответчика по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 и ч.1 ст. 39 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (редакции Закона РФ от 24.11.1995г. № 179 ФЗ) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право получения ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Перечисленные в исковом заявлении требования, регулируются постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, компенсации на оздоровление граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Исходя из текста Постановления Конституционного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими законами. В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявляемые по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более, чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Таким образом, требования истца не могут быть удовлетворены в размере, указанном в иске. Абзацем 3 пункта 2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Таким образом, требования истца об увеличении размера указанных сумм, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, могло иметь место только до момента издания соответствующих нормативных актов. Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.04.2004г. (внесение изменений в базовый закон) и принятые в соответствии с ним Постановления Правительства Российской Федерации: № 847 от 27.12.2004г. «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», № 292 от 07.05.2005г. «Об индексации размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», № 326 от 25.05.2005г. «О порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 -2006 годах недополученных сумм», № 246 от 25.04.2006г. «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», № 171 от 21.03.2007г. «Об индексации в 2007году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривают индексацию выплат и порядок индексации данных выплат. В указанных Постановлениях Правительства Российской Федерации определено, что размер выплачиваемых компенсационных сумм уже содержит размер индексации, следовательно, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Министерством финансов РФ представлены возражения на иск, аналогичного содержания /л.д.98-99/. Прокурор в своём заключении полагала, что исковые требования Абрамова В.Е. удовлетворению не подлежат. При таких обстоятельствах, с учётом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке. Заслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, Личное дело Абрамова В.Е. № (далее по тексту – Личное дело), считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 1,2 ч. 1 ст. 13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат с 01.04.1999 г. по 15.02.2001 г.). С 15.02.2001 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. В силу пункта 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004, действующего в период спорных правоотношений и на момент рассмотрения настоящего дела), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон, устанавливающий твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в зависимости от группы инвалидности. В судебном заседании установлено, что Абрамов В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пению за выслугу лет /л.д.40об., Личное дело/. ДД.ММ.ГГГГ истцу по общему заболеванию установлена третья группа инвалидности, на срок до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Абрамову В.Е. на срок до ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности, заболевание общее. ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 50%, ДД.ММ.ГГГГ третья группа инвалидности и 50% потери трудоспособности подтверждены, установлено, что заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой /л.д.41об./, материалами Личного дела и ответчиками не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ). Как следует из материалов Личного дела, ДД.ММ.ГГГГ истец в адрес Военного комиссариата Пермской области обратился с заявлением о назначении пенсии на выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым В.Е. в Военный комиссариат Пермской области подан рапорт о выплате ему (истцу) ежемесячно денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <хххххххххх> в соответствии с ФЗ от 12.01.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается материалами Личного дела. В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <хххххххххх>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 455 от 08.06.2001г. «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы». Данные компенсационные выплаты произведены всем пострадавшим военнослужащим, право на возмещение вреда здоровью которых в зависимости от утраты трудоспособности и размера денежного довольствия было признано в Постановлении Конституционного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Вопрос о взыскании задолженности по возмещению вреда здоровью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешен заочным решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.44-45,82-83, Личное дело/, из которого следует, что в пользу истца с Военного комиссариата Пермского края взыскана задолженность по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в размере <хххххххххх>. Возложена обязанность на Военный комиссариат Пермского края обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и за счет денежных средств, выделяемых на эти цели, производить Абрамову В.Е. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере <хххххххххх> с последующей её индексацией в соответствии с действующим законодательством. На основании указанного судебного акта, по настоящему делу вынесено определение о прекращении производства по настоящему делу в указанной части. Из материалов личного дела № следует, что истцу установлена ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <хххххххххх>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <хххххххххх>. Признав не соответствующими Конституции РФ положения ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относительно прав военнослужащих на получение возмещения вреда, исходя из размера денежного довольствия и степени утраты трудоспособности, Конституционный Суд РФ фактически признал за ними право на обращение за назначением возмещения в соответствующем размере, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Право на получение компенсации возмещения вреда носит заявительный характер. В соответствии со ст. 2 ч. 1 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда здоровью, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в зависимости от установленной группы инвалидности, однако, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная компенсация выплачивается в размере ранее назначенной сумме. В судебном заседании установлено, что истец за назначением возмещения вреда, исходя из размера его денежного довольствия и степени утраты трудоспособности в Военный комиссариат Пермского края не обращался, назначение и выплата компенсации возмещения вреда здоровью указанным способом не производились. В связи с вступлением в силу ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ размер компенсации возмещения вреда здоровью истцу установлен в твёрдой денежной сумме и выплачивается с учётом требований действующего законодательства. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцу выплачивается ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в полном объёме с учётом индексации. В силу изложенного, суд не находит оснований для взыскания с Военного комиссариата Пермского края задолженности по выплате денежной компенсации за вред здоровью в соответствии с действующим законодательством с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на основании вышеуказанных обстоятельств, следовательно, доводы истца о том, что Военным комиссариатом Пермского края неправомерно выплачивается компенсация в возмещение вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и ответчик обязан был выплачивать компенсацию, исходя из среднемесячного заработка, являются несостоятельными и не основанными на законе, поскольку правовых оснований для индексации получаемой истцом суммы в возмещение вреда здоровью не имелось. Ссылки истца на Постановление Конституционного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворение иска о перерасчете компенсации возмещения вреда здоровью с 1998 года не влекут, поскольку Постановления Конституционно Суда РФ не имеют статуса закона и, следовательно, не обладает обратной силой. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № признал часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). При этом следует, что конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в этом Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Вместе с тем, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятое Судебной коллегией решение не препятствует пересмотру во внесудебном порядке ежемесячной денежной компенсации в том размере, в каком Абрамову В.Е. были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью с момента провозглашения Конституционным Судом РФ постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" явилась жалоба гражданина ФИО1 В пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу гражданина ФИО1. Из материалов дела усматривается, что Абрамов В.Е. не обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с подобным заявлением, соответственно, поэтому выводы истца о пересмотре в отношении него решений суда со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, на законе не основаны. При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Абрамову В.Е. следует отказать, поскольку нарушение его прав на индексацию и выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством отсутствует. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд Р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Абрамова В.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Пермского края и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за вред здоровью отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента его составления в окончательной форме. Председательствующий: