Дело № 2-1285/12 Именем Российской Федерации 10 февраля 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Цилинской Ю.А., с участием представителя заявителя Бережко А.В., представителя Пермской городской Думы Китикарь И.С., представителя администрации г. Перми Каракуловой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «УК «СТРЭЖ» об оспаривании Постановления администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, абзацев 3, 4, 5 п. 2.5.4 Решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, установил: ООО «УК «СТРЭЖ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании Постановления администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, абзацев 3, 4, 5 п. 2.5.4 Решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что заявителю ограничено право доступа к муниципальным земельным участкам для размещения контейнерных площадок, поскольку ООО УК СТРЭЖ является организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов, а не отходообразователем, и оно лишено возможности получить на предусмотренном законом праве земельный участок для указанных целей. Ст. 34 ЗК РФ не ограничивает круг лиц, имеющих право на получение земельных участков для целей, не связанных со строительством. Обязанность получать разрешения на размещение мест сбора и накопления отходов федеральным законодательством не предусмотрена. Выдача разрешений на размещение мест сбора и накопления отходов только отходообразователю безосновательно ограничивает круг лиц, обладающих правом на обращение с заявлением о выдаче разрешений на размещение контейнерных площадок. Заявительный принцип выдачи разрешений противоречит принципам открытости и доступности, реализуемым в процедуре торгов, закрепленной гл. IV ЗК РФ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Оспариваемые нормативные акты создают препятствия и ограничения для ООО УК СТРЭЖ в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО. Кроме того, используя в своей деятельности офис и транспорт, ООО УК СТРЭЖ одновременно является отходообразователем. Считает необоснованным возложение на отходообразователей обязанности организовывать места сбора отходов. При этом закрепление права обращения за разрешением за отходообразователем является предъявлением к коммерческим организациям дополнительных требований, не предусмотренных Федеральным законодательством. В судебном заседании представитель заявителя на доводах заявления настаивала. Представитель Пермской городской Думы считала доводы заявителя необоснованными, указав в возражениях, что заявитель ссылается на ограничение доступа к земельным участкам в порядке, предусмотренном решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, однако само это решение не оспаривает. Ответ ДЗО на обращение заявителя не подтверждает факт нарушения прав последнего нормативными актами, поскольку содержит отказ по иным основаниям: в связи с отсутствием соответствующей городской земли. Правовые основания размещения мест сбора и накопления отходов законодательством не установлены. Организация сбора, вывоза и утилизации отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, связана с соблюдением санитарных требований, предусмотрена на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности путем выдачи соответствующих разрешений. Нормами Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрен порядок продажи и заключения договоров аренды сформированных земельных участков и не регламентируется выдача разрешений на размещение мест сбора и накопления отходов (л.д. 63-65). Представитель администрации г. Перми считала доводы заявителя необоснованными, указав в возражениях, что оспариваемый нормативно-правовой акт не регламентирует вопросы распоряжения землями в связи с чем не может противоречить Земельному кодексу РФ. Организация сбора, вывоза и утилизации отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые вправе принимать правовые акты по вопросам местного значения. Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и накопления отходов на территории г. Перми устанавливается процедура для целей размещения таких мест отходообразователями в случаях отсутствия у них возможности размещения соответствующих указанных емкостей для сбора отходов на предоставленных им земельных участках. Выдача разрешений на размещение мест сбора и накопления отходов не влечет выделения земельных участков в натуре, их предоставление отходообразователям на каком-либо праве (л.д. 66-70). Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в возражениях указал, что отходообразование происходит в результате основной деятельности, в связи с чем самостоятельным объектом не является. Цель предоставления земельного участка должна быть связана с какой-либо основной деятельностью. Формирование специальных земельных участков для накопления или сбора отходов противоречит действующему законодательству. Отношения по обращению с отходами земельным законодательством не урегулированы. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ признаком места сбора и накопления отходов является его временность. Формирование отдельного земельного участка для складирования отходов соответствует статусу объекта размещения отходов, что регулируется иными требованиями законодательства. Принимая оспариваемые нормативные акты, орган местного самоуправления действовал в пределах предусмотренных законом полномочий по организация сбора, вывоза и утилизации отходов (л.д. 74-77). Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела. Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от ДД.ММ.ГГГГ № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми, решениями Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми", в целях организации сбора и вывоза отходов, обеспечения чистоты и благоустройства территории города Перми администрация города Перми утвержден Порядок выдачи разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов на территории города Перми. Пунктом 2.5.4 Решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ в Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены изменения: подпункт 3.1.2 изложен в редакции: "3.1.2. Организация сбора и вывоза отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов, установленным администрацией города Перми; 3.1.2.1. разрешение выдается отходообразователю в соответствии с действующим законодательством сроком до 5 лет; 3.1.2.2. основанием для выдачи разрешения является заявление отходообразователя. Разрешение получает отходообразователь, подтвердивший наибольший объем образования отходов на территории обслуживания места сбора и(или) накопления отходов при соблюдении требований, установленных Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов; 3.1.2.3. на одно место сбора и(или) накопления отходов может быть выдано только одно разрешение." Сопоставив оспариваемые правовые нормы с п. 7 ст. 1, ст. 11.1, ст. 34, ст. 65 Земельного кодекса РФ, суд не усматривает противоречия, поскольку нормы земельного законодательства не регулируют правоотношения по сбору и накоплению отходов, в том числе по выделению или предоставлению земельных участков для этого. Предоставление земельных участков под места сбора и накопления отходов статьей 34 ЗК РФ не предусмотрено. В соответствии с ст. 1 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Суд считает обоснованными доводы представителей заинтересованных лиц о временном характере расположения места сбора и хранения отходов, в связи с чем сбор и хранение отходов не могут рассматриваться как цели приобретения земельных участков на основании ст. 34 ЗК РФ. Формирование отдельного земельного участка для складирования отходов соответствует статусу объекта размещения отходов, что регулируется иными требованиями законодательства. Доводы заявителя о необоснованном ограничении круга лиц, имеющих право на получение разрешений на размещение мест сбора и накопления отходов (только отходообразователю), суд считает несостоятельными, поскольку каких-либо прав лиц, не являющихся отходообразователями, на организацию мест сбора и накопления отходов действующее законодательство не предусматривает. Следовательно установленный оспариваемыми нормативно-правовыми актами порядок не противоречит закону. Заявительный принцип выдачи разрешений на организацию мест сбора и накопления отходов не противоречит Земельному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не относится к вопросам приобретения земельных участков. Наличие нарушения прав ООО «УК «СТРЭЖ», как организации, осуществляющей экономическую деятельность по сбору и вывозу отходов, на получение земельного участка для указанных целей проверено Арбитражным судом Пермского края, который не установил, что оспариваемые нормативно-правовые акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (копии решения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 7-21, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа л.д. 22-32). Доказательств нарушения оспариваемыми нормативно-правовыми актами прав ООО «УК «СТРЭЖ», как отходообразователя, суд также не усматривает. Из представленного заявителем ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-53) следует, что ООО «УК «СТРЭЖ» не является отходообразователем по месту нахождения испрашиваемого участка. Следовательно права ООО «УК «СТРЭЖ», как отходообразователя, названным ответом ДЗО администрации г. Перми не затрагиваются. Доказательств невозможности размещения либо отказа в согласовании места сбора и накопления отходов по месту осуществления хозяйственной деятельности (отходообразования) ООО «УК «СТРЭЖ», суду заявителем не представлено. Оспариваемые нормативно-правовые акты приняты органом местного самоуправления в пределах предоставленных законом полномочий по организация сбора, вывоза и утилизации отходов. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Подпунктом 24 п. 1 ст. 16 того же Федерального закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа. Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона органы местного самоуправления уполномочены на издание муниципальных правовых актов в целях решения вопросов местного значения. Согласно п. 2 ст. 41 Устава города Перми Дума принимает общеобязательные правила по предметам ведения городского самоуправления. В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления ООО «УК «СТРЭЖ» об оспаривании Постановления администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, абзацев 3, 4, 5 п. 2.5.4 Решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении заявления ООО «УК «СТРЭЖ» об оспаривании Постановления администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, абзацев 3, 4, 5 п. 2.5.4 Решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: