О признании решения незаконным, возложении обязанности включить в число участников программы



Дело №­­ 2-625/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Закоптелова И.А., Закоптеловой С.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, третьи лица – Министерство социального развития Пермского края, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в число участников программы,

установил:

Истцы Закоптелов И.А., Закоптелова С.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании решения Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании истцов и членов их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности включить семью истцов в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении их семьи, состоящей из четырех человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.», к заявлению приложили все необходимые документы. Однако распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных отношений, а также включении семьи в число участников долгосрочной программы, так как в соответствии с представленными документами общая площадь жилых помещений превышает учетную норму на одного человека. Данное распоряжение истцы считают незаконным и подлежащим отмене, поскольку молодая семья состоит только из четырех ее членов. Другие родственники истцов членами их семьи не являлись и не являются. Таким образом, ответчиками необоснованно для учета принято во внимание жилое помещение, принадлежащее матери Закоптеловой С.А. – ФИО4 (л.д. 3-4).

Судом в порядке ст. 43 ГПК РФ для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социального развития Пермского края, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом. Истец Закоптелова С.А. просила дело слушанием отложить ввиду заболевания ребенка.

Представители Министерства социального развития Пермского края, Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Администрация г.Перми в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении слушания дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просила, о причинах неявки суд не уведомила, дополнительно доказательства оп делу не представила.

Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом по последнему известному месту жительства, об отложении судебного заседания, о его проведении в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не уведомили, письменные возражения суду не представили.

Ранее представитель третьего лица - Министерства социального развития Пермского края – с доводами иска не согласилась, считая, что истцам обоснованно отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как при определении нуждаемости принимаются во внимание все жилые помещения, находящиеся в собственности либо по социальному найму в пользовании всех членов семьи истцов, в частности тех, с которыми они проживает в одном жилом помещении.

Представитель Управления жилищных отношений администрации г.Перми в письменных возражениях с иском также не согласилась, полагая позицию истцов ошибочной, поскольку при решении вопроса о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий следует принимать во внимание все жилые помещения, находящиеся в пользовании всех членов семьи. При этом к членам семьи истцов ответчик отнес родителей Закоптеловой С.А., которые имеют в собственности другие жилые помещения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Доводы истца об обстоятельствах отложения судебного заседания ввиду болезни ребенка, суд во внимание не принимает, уважительной причиной неявки в судебное заседание не считает.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).

В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Закоптеловы И.А., С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении их семьи из 4-х человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцам на состав семьи из четырех человек отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы.

Судом установлено, что на момент принятия решения и рассмотрения настоящего дела истцы и их несовершеннолетние дети фактически проживали в квартире по адресу: <адрес>. Регистрацию по указанному адресу Закоптелов И.А. не имеет. Вместе с ними по данному адресу имеют постоянную регистрацию по месту жительства ФИО3 (отец Закоптеловой С.А.), ФИО4 (мать Закоптеловой С.А.), ФИО7 (брат), ФИО8 (брат), которые в силу ст.31 Жилищного кодекса РФ являются членами семьи истцов, поскольку обратное не доказано.

Данное жилое помещение находится в собственности ФИО4, имеет общую площадь 47,6 кв. метров.

При этом Закоптелов И.А. совместно со своими родителями зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>, где, кроме истца, постоянно по месту жительства имеют регистрацию также ФИО6 (мать), ФИО5 (отец), ФИО9 (брат), ФИО10 (брат), а сам Закоптелов И.А. имеет в указанном жилом помещении собственности 1/4 долю в праве собственности на квартиру общей площадью 35,7 кв. метров.

Вместе с тем, ФИО3 имеет в собственности 1-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет 30,8 кв. метров. В указанной квартире никто по месту жительства не зарегистрирован.

ФИО4, в свою очередь, на праве собственности также принадлежит 1-этажный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 60,1 кв. метров.

Закоптелова С.А., ФИО1, ФИО2 жилых помещений на праве собственности либо на ином праве не имеют, что подтверждается данными ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», Управлением Росреестра по Пермскому краю.

Проанализировав изложенное выше законодательства, а также представленные суду доказательства, суд считает, что при принятии решения о нуждаемости молодой семьи в предоставлении субсидии для приобретения жилья Управление жилищных отношений обосновано включило в состав членов семьи истцов ФИО3, ФИО4, поскольку указанные лица являются родителями Закоптеловой С.А., доказательств, того, что они не являются членами ее семьи суду на момент рассмотрения дела не представлено.

Законным и обоснованным является также и то, что при определении нуждаемости были приняты во внимание все жилые помещения, находящиеся в собственности у ФИО4, ФИО3, ФИО1.

Таким образом, фактически одного человека приходится более учетной нормы общей площади, согласно решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103 которая составляет 12 квадратных метров.

Таким образом, истцы не нуждаются в улучшении жилищных условий при изложенных выше основаниях, следовательно, претендовать на участие в программе «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.» не могут.

Учитывая изложенное выше, Закоптелову И.А., Закоптеловой С.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

В силу ст. 94, 98 ГПК РФ судебные расходы в случае отказа в удовлетворении иска возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Закоптелова И.А., Закоптеловой С.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, третьи лица – Министерство социального развития Пермского края, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в число участников программы, возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – (Е.И. Гачегова)