Дело № 2-1502/12 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Рубан О.Н., при секретаре Кобелевой И.В., с участием представителя заявителя Никоновой Н.А., действующей на основании доверенности (л.д. 5), представителя заинтересованного лица – Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю – Трушковой Т.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбатюк М.Н. о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, возложении обязанности, заинтересованные лица – Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, Управление ФНС по Пермскому краю, у с т а н о в и л: Горбатюк М.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии судом решения о ликвидации некоммерческой организации», возложении обязанности его отменить (л.д. 3 – 4). В обоснование заявленных требований Горбатюк М.Н. указал, что является <---> <наименование>. Решением <---> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная некоммерческая организация ликвидирована. Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №, которым решено осуществить внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации <наименование>, на основании вступившего в законную силу судебного решения. Заявитель считает указанное распоряжение незаконным, поскольку оно вынесено Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю минуя процесс ликвидации юридического лица, предусмотренный ст.ст. 63-64 ГК РФ. Горбатюк М.Н. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Представитель Горбатюк М.Н. в судебном заседании требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме. Заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 41), его представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывая, что требований к данному заинтересованному лицу Горбатюк М.Н. не предъявлено (л.д. 35). Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое распоряжение полностью соответствует требованиям действующего законодательства (возражения - л.д. 36 – 38). Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего. Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Решением <---> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <наименование> ликвидирован. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32 – 33). Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Приказом Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее по тексту – Административный регламент). Согласно п. 1 Административный регламент устанавливает порядок государственной регистрации центральным аппаратом, территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений. Государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России (территориальных органов) (далее - государственные служащие) – п. 3 Административного регламента. При исполнении государственной функции осуществляется взаимодействие с Федеральной налоговой службой (далее - регистрирующий орган) – п. 4 Административного регламента. Согласно п. 6 Административного регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр, формирование и выдача документов заявителю). Таким образом, Административным регламентом на Территориальные органы Министерства юстиции РФ, в том числе Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, возложена обязанность по уведомлению Федеральной налоговой службы о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, утверждены Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю издано распоряжение № «О внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии судом решения о ликвидации некоммерческой организации». В пункте 1 указано на необходимость осуществления внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации <наименование>, на основании вступившего в законную силу решения <---> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом № распоряжения решено направить копию данного решения и документы в Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Пунктом № решено аннулировать ранее выданный устав, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Оспариваемое заявителем распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует форме №, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Действующим законодательством на территориальные органы Министерства юстиции РФ не возложена обязанность по созданию ликвидационных комиссий некоммерческих организаций в случае принятия судом решения об их ликвидации. Согласно п. 31 Административного регламента срок исполнения государственной функции при государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней. На момент издания Управлением МЮРФ по Пермскому краю распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ учредителями <наименование> ликвидационная комиссия создана не была, что заявителем не оспаривается. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено. При таких обстоятельствах у Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю не было оснований для направления в Федеральную налоговую службу уведомления по форме №, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю в пределах полномочий, предоставленных ему Административным регламентом, и соответствует требованиям ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 20 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 62 ГК РФ, согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о законности распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии судом решения о ликвидации некоммерческой организации». Данное распоряжение само по себе не является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации <наименование>. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с п.п. 1, 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является Федеральная налоговая служба (ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 21 для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Документов, подтверждающих соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица - <наименование>, завершения расчетов с его кредиторами, Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю в Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю представлено не было. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено. При таких обстоятельствах отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица. Согласно положениям ч. 2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии судом решения о ликвидации некоммерческой организации» права заявителя не нарушены. Поскольку данное распоряжение соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований, заявленных Горбатюк М.Н. Заявленные в судебном заседании доводы представителя заявителя о наличии у <наименование> имущества и неисполненных обязательств перед кредиторами соответствующими доказательствами не подтверждены. Однако в случае наличия имущества, кредиторской задолженности и необходимости проведения процедуры ликвидации заявитель не лишен возможности предъявить требование об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о ликвидации <наименование>, возложении на Федеральную налоговую службу, ее территориальные органы обязанности внести в реестр сведения о нахождении фонда в процессе ликвидации, после чего создать ликвидационную комиссию и провести процедуру ликвидации в соответствии с требованиями ст.ст. 61 – 64 ГК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении требований Горбатюк М.Н. отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан) < > Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ