Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры



Дело №2-503/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием прокурора Ченцовой Ю.П.,

представителя ответчика Шардиной Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления здравоохранения администрации г.Перми – Оглоблина Л.Л., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника », третьи лица – Управление здравоохранения администрации г.Перми, Департамент имущественных отношений администрации г.Перми об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника », указав в качестве третьих лиц – Управление здравоохранения администрации г.Перми, Департамент имущественных отношений администрации г.Перми об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры путем возложения на ответчика обязанности входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 метров, при уклоне не более 8 %, шириной не менее 1,0 метра, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра, установить входную дверь шириной не менее 0,9 метра, высотой порога в дверном проеме не более 0,025 м.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госсроя РФ от 16.07.2001г. № 73,(далее – СниП) предусмотрены требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям. Прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательстве в сфере защиты прав детей-инвалидов проведена проверка в МУЗ «Городская детская клиническая поликлиника » (далее по тексту – Учреждение), расположенная по <адрес>. В ходе проверки установлено, что в здание Учреждения затруднен беспрепятственный доступ детям–инвалидам, посещающим данное медицинское учреждение, а именно у входной группы в здание высота уклона пандуса не соответствует п. 3.29 СНиП 35-01-2001 (при указанной норме – не более 8%) составляет 20%; высота поручня перил составляет нижний - 0,53 м, верхний - 0,86 м, в соответствии с п.3.32 СНиП 35-01-2001 поручни пандусов должны находится на высоте 0, 7 и 0,9 м; перила установлены только с одной стороны пандуса и начинаются на расстоянии 0,80м. от начала пандуса (п.3.32 СНиП 35-01-2001); высота ступеней у входной группы в нарушение п.3.27 СНиП 35-01-2001 составляет 0,16 (при норме не более 0,15), ширина – 0,32 (при норме – не менее 0,30); отсутствуют перила у входной лестницы (п.3.32 СНиП 35-01-2001), в нарушение п.3.23 СНиП 35-01-2001; ширина входной двери составляет 0,81м. (при норме - не менее 0,9 м.), высота нижнего порога в дверном проеме составляет 0,4 см., верхний порог 0,050 м. (при норме не более – 0,025 м.) п.3.23 СНиП 35-01-2001. Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой за счет бюджетных средств, средств обязательного медицинского страхования, средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности Учреждения, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Учредителем Учреждения является Управление здравоохранения администрации г. Перми, которое координирует и регулирует деятельность указанного медицинского учреждения, определяет его уставные цели и предмет деятельности, задачи, структуру, принципы управления. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Пермь» в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми. Указанные нарушения влекут за собой нарушения прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивает беспрепятственный доступ детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что позволяет прокурору района в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поскольку у Учреждения отсутствует достаточное финансирование для устранения незамедлительно выявленных прокурором нарушений. Вместе с тем, то, что указанные прокурором в иске нарушения противоречат Строительным нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не оспаривала.

Представитель третьего лица – Управление здравоохранения администрации г.Перми – в судебном заседании с требованиями прокурора также не согласился, полагая, что свои полномочия Управление в рамках муниципального задания исполнило в полном объеме, а также потому, что денежные средства на работы, заявленные прокурором, могут быть выделены Учреждению только в рамках финансирования на капитальный ремонт за счет дополнительных субвенций из бюджета Пермского края.

Третье лицо – Департамент имущественных отношений администрации г.Перми – своего представителя в суд не направило, о времени и месте проведения слушания дела извещено надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не просило, о причинах неявки суд не уведомило, возражения относительно заявленных требований не представило.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии третьего лица, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также проанализировав представленные суду доказательства применительно к существующему законодательству о социальной защите прав инвалидов, суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащие удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. ст. 2, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В силу ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 16 указанного закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госсроя РФ от 16.07.2001г. № 73,(далее – СниП) предусмотрены требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательстве в сфере защиты прав детей-инвалидов проведена проверка в МУЗ «Городская детская клиническая поликлиника », расположенное по <адрес>, в ходе которой установлено, что в здание Учреждения затруднен беспрепятственный доступ инвалидам, посещающим данное медицинское учреждение, а именно:

у входной группы в здание высота уклона пандуса не соответствует п. 3.29 СНиП 35-01-2001 (при указанной норме – не более 8%) составляет 20%;

высота поручня перил составляет нижний - 0,53 м, верхний - 0,86 м, в соответствии с п.3.32 СНиП 35-01-2001 поручни пандусов должны находится на высоте 0, 7 и 0,9 м; перила установлены только с одной стороны пандуса и начинаются на расстоянии 0,80м. от начала пандуса (п.3.32 СНиП 35-01-2001);

высота ступеней у входной группы в нарушение п.3.27 СНиП 35-01-2001 составляет 0,16 (при норме не более 0,15), ширина – 0,32 (при норме – не менее 0,30);

отсутствуют перила у входной лестницы (п.3.32 СНиП 35-01-2001), в нарушение п.3.23 СНиП 35-01-2001;

ширина входной двери составляет 0,81м. (при норме - не менее 0,9 м.), высота нижнего порога в дверном проеме составляет 0,4 см., верхний порог 0,050 м. (при норме не более – 0,025 м.) п.3.23 СНиП 35-01-2001.

Указанные выше нарушения не соответствуют Строительным нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в связи с чем, маломобильные группы населения, к которым относятся инвалиды, ограничены в доступе в Учреждение, что противоречит изложенному выше законодательству.

Судом также установлено, что МУЗ «Городская детская клиническая поликлиника » на момент рассмотрения дела изменило тип и стало Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника », является некоммерческой организацией с правами самостоятельного юридического лица, оказывает работы и услуги в сфере здравоохранения. При этом данные услуги оказываются Учреждением неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам, что ответчиком фактически не оспаривалось. Вместе с тем, при выполнении работ и оказания услуг Учреждением здание по <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства в связи с установленными прокурором <адрес> нарушениями.

Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права граждан Российской Федерации, данные нарушения следует устранить, возложив на ответчика обязанность входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 метров, при уклоне не более 8 %, шириной не менее 1,0 метра, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра, установить входную дверь шириной не менее 0,9 метра, высотой порога в дверном проеме не более 0,025 м. Данную обязанность следует исполнить в отношении здания, расположенного по <адрес>.

Доводы представителя ответчика и третьего лица, явившихся в судебное заседание, относительно обстоятельств дела, а также обязательств Учреждения суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям, а также потому, что данные обязательства установлены законом и обязательны для исполнения. При этом источник финансирования устранения нарушений правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в силу изложенных в иске оснований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника », третьи лица – Управление здравоохранения администрации г.Перми, Департамент имущественных отношений администрации г.Перми об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника » обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту инфраструктуры в здание, расположенное по <адрес>: входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра, входную группу в здание оборудовать пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 метров, при уклоне не более 8 %, шириной не менее 1,0 метра, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра, установить входную дверь шириной не менее 0,9 метра, высотой порога в дверном проеме не более 0,025 м.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

< >