Дело № 2-415/2012 г. Именем Российской Федерации (заочное) 02 апреля 2012 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Сердюкова В.В., Сердюковой З.В., Эфендиевой Е.В. к Министерству социального развития Пермского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС России – об устранении допущенных нарушений их прав, возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС России – обязанности по выдаче удостоверений установленного образца, подтверждающих право на льготы, установил: Сердюков В.В., Сердюкова З.В., Эфендиева Е.В. обратились в Ленинский районный суд г.Перми с иском к Министерству социального развития Пермского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России об устранении допущенных нарушений их прав, возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС России – обязанности по выдаче им удостоверений установленного образца, подтверждающих право на льготы в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В обоснование заявленных требований истцы указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.В. проходил военную службу в РВСН в войсковой части №, вместе с ним проживали жена – Сердюкова З.В., и дочь – Сердюкова (после вступления в брак - Эфендиева) Е.В. в военном городке «Солнечный» по адресу: <адрес>, расположенному в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому испытательному полигону, на котором проводились испытания ядерного оружия в течение 40 лет, в связи с чем, истцы подвергались постоянному радиационному воздействию с эквивалентной дозой воздействия на население от 7 до 35 сЗв (бэр) в период ядерных испытаний с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 7 лет 8 месяцев и получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр). Указали, что Сердюков В.В. и Сердюкова З.В. обратились в Министерство социального развития Пермского края с заявлениями о внесении их в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и направлении представления и копий необходимых документов в МЧС России для выдачи им удостоверений установленного образца. Однако, решением Министерства социального развития Пермского края в удовлетворении заявлений было отказано по тем основаниям, что справки выданы в Республике Казахстан, а также то, что населенный пункт <адрес> отсутствует в перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на Семипалатинском полигоне. Считают, что документы (справки), выданные в Республике Казахстан, подтверждающие получение ими при проживании на территории Семипалатинской области бывшей Казахской ССР в период проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне облучения с дозой воздействия от 7 до 35 бэр за весь период испытаний ядерного оружия, на основании ст. 13 межгосударственной Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на территории Российской Федерации принимаются без дополнительного удостоверения и пользуются доказательственной силой официальных документов. В связи с чем, считают, что истцами было документально подтверждено получение дозы облучения, превышающей 7 бэр. Указывают, что Правительством Российской Федерации не приняты какие-либо нормативные правовые акты относительно перечня населенных пунктов, пострадавших от иных, кроме наземных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ядерных взрывов (подземных ядерных взрывов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Семипалатинском испытательном полигоне и количеству радиационного облучения полученного проживавшими в них гражданами. Полагают, что согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.12.2007 г. № 960-О-П, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при этом данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний, следовательно, не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Кроме того считают, что в соответствии со ст. 10 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (в редакции от 16.01.1999 г.) к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся граждане, проживавшие, работавшие и проходившие службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949 г. – 1965 г.), а также подземных ядерных взрывов в период с 1966 г. по 1990 г., следовательно, категории граждан, перечисленные в данной статье, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Таким образом, действие данного закона распространяется на граждан, проживающих и проживавших в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия, при этом граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, попадающие под действие настоящего закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными законом в соответствии с межгосударственными соглашениями. Кроме того указывают, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдается удостоверение единого образца, которое дает право на получение мер социальной поддержки с момента его предъявления. Таким образом, истцы имеют право на получение данных удостоверений. Свои требования истцы основывают ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Впоследствии истцы уточнили заявленные требования, в окончательном варианте просят: признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне и получившими при этом суммарную (накопительную) дозу облучении, превышающую 25 сЗв (Бэр) каждый; обязать Министерство социального развития Пермского края устранить допущенные нарушения их прав и внести в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать им удостоверения установленного образца, подтверждающих их право на льготы в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (л.д. 60-61). Истцы - Сердюков В.В., Сердюкова З.В., Эфендиева Е.В. – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом (л.д. 178, 179), представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 189). Ответчик – Министерство социального развития Пермского края – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 180), представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, поддержал письменные возражения, представленные суду ранее, в полном объеме (л.д. 186-187, 190), из содержания которых следует, что ответчик требования не признает по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее по тексту – Закон) установлены меры социальной поддержки гражданам, которые проживали в 1949 – 1963 г.г. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Согласно ч. 1 ст. 5 Закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.09.2009 г. № 540 (далее по тексту – Порядок). В силу п. 3 Порядка для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением; паспортом гражданина российской Федерации; документом, подтверждающим факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия. Для военнослужащих факт проживания при прохождении военной службы в населенном пункте, включенном в утвержденные перечни, кроме вышеуказанных документов, также подтверждается архивными документами, выданными в установленном порядке архивами Министерства обороны РФ, с указанием мест дислокации воинских частей (для членов семей военнослужащих – архивными справками о проживании (не проживании) в соответствующий период в военном городке воинской части), кроме того, могут быть истребованы у граждан документы о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения. В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 (далее по тексту – Правила) отнесение граждан к данной категории осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 – 1963 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. При этом п.3 Правил установлено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр). Осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Указывает, что Сердюков В.В. и Сердюкова З.В. представили документы, из которых следует, что они проживали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, который в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 г. № 356-р (далее – Перечень) не входит. Данный Перечень был разработан на основе архивных, научных данных и исследований, проведенных во взаимодействии наиболее компетентных в решаемой проблеме и располагающих необходимыми данными профильных научных учреждений Российской Федерации и отражает физические особенности конкретных радиационных следов на территориях, примыкающих к Семипалатинскому полигону и оказавшихся на трассах атмосферного переноса радиоактивных продуктов ядерных взрывов. Также указывает, что согласно разъяснительному письму МЧС России от 29.01.2010 г. № 26-2-254 при определении полученной гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывается несколько факторов, в том числе состав взрыва, при этом основной вклад в дозу облучения, полученную населением вследствие испытаний, составляет облучение населения от выпадения на местность короткоживущих радионуклидов в первые сутки после проведения испытания, со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются. Кроме того считает, что справка, выданная Главой Жарминской районной администрацией Семипалатинской области Республики Казахстан, не может быть принята в качестве подтверждения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, поскольку фактически истцы, являясь гражданами Российской Федерации, требуют предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных российским законодательством, однако на основании норм, установленных законодательством Республики Казахстан. Считает, что поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, следовательно, нет законных оснований для применения норм права иностранного государства Республики Казахстан на территории Российской Федерации. Кроме того указывает, что Сердюковым В.В. не представлен документ о месте дислокации воинской части №, в которой он проходил военную службу, Сердюковой З.В. архивная справка о проживании в соответствующий период в военном городке не представлена, а Эфендиева Е.В. в Министерство по вопросу внесения ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи удостоверения единого образца не обращалась (л.д. 42-46). Ответчик - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС России - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 181), мнение по иску не представил. Третье лицо – Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Перми – в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 182), представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 193). Ранее представило письменные пояснения, из которых следует, что представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у них суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Указывает, что предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами, однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства – Республики Казахстан на территории Российской Федерации. Считает, что справку о дозе облучения невозможно принять во внимание также по тому основанию, что истцы проживали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, не предусмотренный Порядком выдачи удостоверений, в <адрес>, при этом данный населенный пункт не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На основании изложенного, просят в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 162-163). При таких обстоятельствах, суд на основании положений ч.1 ст.233 ГПК РФ считает возможным постановить по делу заочное решение. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего. В соответствии с положениями статей 17, 18, 19, 39, 41, 42, 45, 46, 55 Конституции РФ в их правовой взаимосвязи, государтвом гарантированы гражданам РФ равные права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, право на судбеную защиту нарушенных прав. Установлено, что вышеуказанные права граждан признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, государство гарантирует равенство прав гражданина независимо от его места жительства. Российский законодатель, реализуя вышеуказанные конституционные гарантий прав граждан на возмещение ущерба на возмещение ущерба причиненного здоровью граждан экологически правонарушением, в том числе от негативных последствй ядерных испытаний СССР на Семипалатинском полигоне, принял Федеральный закон № 2-ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее по тексту –Закон). Вышеуказанным законом Российская Федерация взяла на себя обязательство у бывшего СССР по возмещению. Вреда, причиненного по вине должностных лиц СССР, правопреемником которого является Российская Федерация перед пострадавшими гражданами данного государства ставшими гражданами Российской Федерации. В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах законом, в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным Законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно абз.1 ст. 5 названного закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.09.2009 г. № 540. В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 – 1963 годах населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 2 данного Порядка, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 г. № 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. № 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года. На основании абз. 3 п.З Порядка, для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением: документов, подтверждающих факт проживания (для военнослужащих - прохождения военной службы) в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). В соответствии с п.4 Порядка уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов. Выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 2 месяцев со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 404-0 подпункт «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Правительство Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 849) – по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно- правового регулирования – не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для лиц, проживавшие в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Выявленный конституционно-правовой смысл названного Определения Конституционного Суда РФ является общеобязательным и исключает иное толкование в правоприменительной практике. Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации законодатель связывает с рядом обстоятельств, безусловно влекущих право гражданина на получение мер социальной поддержки. Учитывая правовые позиции, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 года № 197-О, Определении Конституционного Суда от 04.12.2007 года № 960-О-П, суд полагает, что удовлетворение иска влечет доказанность одного из критериев отнесения гражданина к числу лиц, на которых распространяет действие Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Так, основанием для удовлетворения настоящего иска является установление факта проживания в населенном пункте в 1949-1963 г.г., включенном в перечень Постановлением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р а в случае проживания в ином населенном пункте в иной период, удовлетворение иска возможно лишь при доказанности получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Судом установлены следующие значимые для дела обстоятельства. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 г. № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, из которого следует, что <адрес> в данный Перечень не входит. Из материалов дела следует, что Сердюков В.В. проходил военную службу в войсковой части №, входившей в состав № ракетной дивизии (в/часть №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где в этот период с ним проживала семья, что подтверждается справкой Отдела Военного комиссариата по Свердловскому и Ленинскому районам г. Пермь № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). А также копией паспорта (л.д. 23, 24). Как следует из справок Солнечной поселковой администрации, что Сердюков В.В., Сердюкова З.В., Сердюкова Е.В. действительно проживали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, который согласно Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан» № 513 от 09.06.1992 г. относится к зоне экологического бедствия (л.д. 26, 27, 28). Из справок Главы Жарминской районной администрации Семипалатинской области Республики Казахстан следует, что Сердюков В.В., Сердюкова З.В., Сердюкова Е.В. согласно Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска – часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний (л.д. 29, 30, 31). ДД.ММ.ГГГГ Сердюкова Е.В. сменила фамилию на Эфендиеву, зарегистрировав брак в ПВС Мотовилихинского РУВД г.Перми (л.д. 14 - копия паспорта). Согласно письма Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Сердюкову В.В. было отказано во внесении в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении представления на выдачу удостоверения единого образца в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поскольку справки выданы в Республике Казахстан и населенный пункт <адрес> отсутствует в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на Семипалатинском полигоне (л.д. 32-34). Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности с вышеназванными нормами Закона суд приходит к выводу о том, что государством установлена презумпция получения гражданами, проживавшими в населенных пунктах, включенных в перечень Правительства РФ, данной дозы облучения (более 25 сЗв), при наличии доказательств проживания этих граждан в конкретных населенных пунктах, определенных соответствующим Перечнем в установленный законом период времени. Однако, представленные истцами справки не могут свидетельствовать о наличии у последних суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О между народных договорах Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ). Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства – Республики Казахстан на территории Российской Федерации. Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2011 г. (дело № ГКПИ10-1609) отсутствие на день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, не является основанием для признания Методических указаний в оспариваемой части недействующими, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Применительно к правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, вопросы о возможности предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом исходя из того, что обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, государство приняло на себя, на соответствующие государственные органы должна возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр) (л.д. 148-149). Как следует из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172), предоставленной Научно-Исследовательским институтом радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, у населения военного <адрес>, проживавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суммарная эффективная эквивалентная доза составила 0,01 Зв (1,8 сЗв). Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности (ст. 67 ГПК РФ), с учетом смысла и конституционных гарантий в их правовой взаимосвязи, учитывая положения Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суд приходит к выводу, что истцы не относятся к числу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку, учитывая бремя доказывания, возложенное законом на стороны (ст. 56 ГПК РФ), приходит к выводу, что стороной истца не доказано, что полученная Сердюковым В.В., Сердюковой З.В., Эфендиевой Е.В. суммарная (накопленная) эффективная доза облучения за период проживания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 5 сЗв (бэр). Иных оснований, влекущих безусловное признание права на льготы и компенсации, предусмотренные вышеназванным законом судом не установлены, поскольку из материалов дела следует, что истцы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали на территории <адрес> Республики Казахстан, который не включен в Перечень населенных пунктов; не подтвержден факт проживания на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, когда население безусловно могло получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, а также ими не доказан факт получения истцами суммарной (накопительной) дозы более 5 сЗв (бэр). Следовательно, основания для признания истцов подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне и получившими при этом суммарную (накопительную) дозу облучении, превышающую 25 сЗв (Бэр) каждый, отсутствуют. Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска, поэтому считает, что удовлетворении иска следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198, главой 22 ГПК РФ, суд В удовлетворении исковых требований Сердюкову В.В., Сердюковой З.В., Эфендиевой Е.В. о признании их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне и получившими при этом суммарную (накопительную) дозу облучении, превышающую 25 сЗв (Бэр) каждый; обязании Министерства социального развития Пермского края устранить допущенные нарушения их прав и внести в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать им удостоверения установленного образца, подтверждающих их право на льготы в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» - отказать. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий (Е.Г.Курнаева)