Мотивированное решение изготовлено 16.04.2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 апреля 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием заявителя – Новиковой А.С., представителя заявителя - Чернова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Новиковой А.С. к администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения, третье лицо – Новиков М.В., установил: Новикова А.С. обратилась в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, просила признать незаконным распоряжение Управления жилищных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании членов ее, заявителя, семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложить на Управление обязанность устранить препятствия в нарушении прав, а именно – признать ее, Новикову А.С., и Новикова М.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты, на которую семья могла бы быть поставлена на учет. В обоснование предъявленных требований заявитель указала следующее: в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.» от 30 декабря 2010 года за № 1119-п, утвержденной постановлением Правительства Пермского края, распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19 октября 2010 года № 1527 «Об утверждении ведомственной целевой программы «обеспечение жильем молодых семей в г. Перми на 2010-2015 гг.», в рамках реализации целевой программы, социальные выплаты на приобретение жилья могут быть направлены, в том числе, на оплату договора купли-продажи жилого помещения, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленных для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе, по ипотечным жилищным кредитам; молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, получают право на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ между нею, заявителем, и Новиковым М.В. заключен брак, ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Иван; до заключения брака и в период брака она, Новикова, и Новиков М.В. имели регистрацию по месту жительства родителей, а именно, по адресу: <адрес>, и <адрес>, соответственно; при этом, после заключения брака для проживания семьи они с мужем вынуждены были пользоваться коммерческим наймом жилья; ДД.ММ.ГГГГ ими приобретена в совместную собственность комната, расположенная в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <ххх> кв. метра, в том числе, жилой – <ххх> кв. метра; с ДД.ММ.ГГГГ они зарегистрированы в вышеуказанной квартире по месту жительства; ДД.ММ.ГГГГ она, Новикова, обратилась в Управление с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и дальнейшем участии в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2011-2015 гг.»; ДД.ММ.ГГГГ ею получено распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 53 Жилищного кодекса РФ; данный отказ заявитель полагает незаконным, указывая, что ими не допускались умышленные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, учитывая, что с момента регистрации брака они с мужем (Новиковым М.В.) были вынуждены снимать жилье, приобрели жилое помещение за счет привлечения заемных средств у банка, снялись с регистрационного учета в связи с переездом на новое место жительства, что соответствует требованиям жилищного законодательства; просит учесть, что желание получить в собственность жилье не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий (л.д. 3-7). Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьего лица, на основании ст. 43 ГПК РФ, привлечен Новиков М.В. (л.д. 1). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования Новиковой А.С. о возложении на Управление обязанности устранить препятствия в нарушении прав, а именно – обязанности признать ее, Новикову А.С., и Новикова М.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделены в отдельное производство и оставлены без рассмотрения. В судебном заседании заявитель и представитель заявителя настаивала на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям. Представитель администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела заинтересованные лица уведомлены надлежащим образом (л.д. 54). Третье лицо Новиков М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом (л.д. 52) Выслушав заявителя и ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает требования Новиковой А.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с частью 1,2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно подпункту 1.2.1.-1.2.4. пункта 1.2. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 01.05.2011 года за № 236-п, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее по тексту – Правила), являющихся приложением № 3 к Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 N 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья; члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 16, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года за № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 16 настоящих Правил. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение. Разрешая предъявленные требования, суд также считает возможным принять во внимание правовую позицию Конституционного суда РФ, содержащуюся в определении от 19 апреля 2007 года за № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» и согласно которой По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ между Новиковой А.С. и Новиковым М.В. зарегистрирован брак (л.д. 13 – копия свидетельства о заключении брака), ДД.ММ.ГГГГ у Новиковых А.С., М.В. родился сын Иван (л.д. 14 – копия свидетельства о рождении), Новикова А.С. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 – копия паспорта), Новиков М.В. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12 – копия паспорта), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новиковым А.С., М.В. фактически проживали в комнате, расположенной в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, на основании договора коммерческого найма жилого помещения (л.д. 21), в настоящее время Новиковы А.С., М.В. зарегистрированы по месту жительства в комнате, общей площадью <ххх> кв. метра, расположенной в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 44 – справка ООО «Управляющая компания «Профи-дом»), собственниками которой Новиковы А.С., М.В. являются на основании договора купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19 – копия договора, 20 – копия свидетельства о государственной регистрации права, 41, 42 – выписка из ЕГРП), при этом вышеуказанное жилое помещение приобретено Новиковыми А.С., М.В. на денежные средства, предоставленные Сберегательным банком Российской Федерации на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <ххх> (л.д. 22-25 – копия кредитного договора) ДД.ММ.ГГГГ Новиковы А.С., М.В. обратились в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, Новиковой А.С. и Новикову М.В. отказано признании молодой семьи в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в виду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ; также отказано во включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 8, 9), о принятом решении Новиковы А.С., М.В. извещены уведомлением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). В судебном заседании также установлено, что жилые помещения, в котором ранее были зарегистрированы Новиковы А.С., М.В. (<адрес>, и <адрес>), по общей площади не соответствовали учетной норме 12 кв. метра на одного члена семьи, установленной по городу Перми решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года за № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Так, в квартире, в которой ранее была зарегистрирована Новикова А.С. и расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <ххх> кв. метра, были зарегистрированы 7 человек, соответственно, на одного члена семьи приходилось по <ххх> кв. метра (л.д. 46 – копия справки), в квартире, в которой ранее был зарегистрирован Новиков М.В. и расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <ххх> кв. метра, были зарегистрированы 3 человека, соответственно на одного члена семьи приходилось по <ххх> кв. метра (л.д. 55 – справка). Более того, комната общей площадью <ххх> кв. метра, расположенная в квартире по адресу: <адрес>, собственниками которой в настоящее время являются Новиковы А.С., М.В. и в которой они фактически проживают, по общей площади также не соответствует учетной норме на одного члена семьи, поскольку на каждого из членов семь приходится по <ххх> кв. метра <РАСЧЕТ>, что менее <ххх> кв. метра. Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд считает действия Новиковых А.С., М.В., связанные со снятием с регистрационного учета по предыдущим адресам и постановкой на жилищный учет в комнате по адресу: <адрес>, направленными на регистрацию в квартире по месту своего фактического проживания, что исключает возможность их регистрации в жилых помещениях, в котором ранее они были зарегистрированы (<адрес>, и <адрес>); анализируемые действия Новиковых в полной мере соответствуют требованиям пункта 16, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года за № 713. Таким образом, данные действия Новиковых А.С., М.В. следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства. При таких обстоятельствах, отказ Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ за № в признании семьи Новиковых, в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в виду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ, является необоснованным и противоречит закону. Поскольку суд пришел к выводу о незаконности действий Управления, то в соответствии с требованиями части 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Новиковых А.С., М.В. о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Новиковой А.С. к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения, третье лицо – Новиков М.В., - удовлетворить, признать незаконным распоряжение Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, возложить на Управление жилищных отношений обязанность повторно рассмотреть заявление Новиковой А.С., Новикова М.В. о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. Решение суда в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)