РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 января 2012 г., г. Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Егорова Д.С., при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием: представителя заинтересованного лица Правительства Пермского края – Гаяновой Э.Р., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Пермского края о признании незаконным в части распоряжения Правительства Пермского края, Заинтересованные лица: Правительство Пермского края, У с т а н о в и л: Прокурор Пермского края, в порядке Гл. 25 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными п. 1.3 подраздела 1, пункт 2.3 подраздела 2 раздела I приложения 2 к распоряжению Правительства Пермского края от 04.02.2011 г. № 13-рп «О создании государственных казенных учреждений Пермского края социального обслуживания населения и государственных казенных образовательный учреждений Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем изменения типа существующих государственных краевых учреждений социального обслуживания населения и государственных краевых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся бюджетными учреждениями» (далее по тексту – Распоряжение), в части не предусматривающей осуществление центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей и социально-реабилитационого центра для несовершеннолетних полномочий, предусмотренных федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В обоснование заявления указал, что 04.02.2011 г. распоряжением Правительства Пермского края № 13-рп был издан вышеуказанный правовой акт содержащий, в т.ч. Приложение 2, которое не соответствует требованиям федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Примерным положениям о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896; национальным стандартам «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей», поскольку в приложение № 2 к Распоряжению не включены виды деятельности вышеназванных учреждений, предусмотренные данными нормативными актами, в т.ч., - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах; - принятие участия в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - оказание социальной, психологической и иной помощи родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; - содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; - уведомление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанном учреждении; - круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; - выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющихся родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах; - принятие участия в выявлении и устранении причин и условий способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; - содействие возвращению несовершеннолетних в семьи; - уведомление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанном учреждении. Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представителя не направил, об отложении судебного разбирательства не просил. Представитель заинтересованного лица Правительства Пермского края – Гаянова Э.Р. с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что согласно п.1 ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, кроме социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее - социально-реабилитационные центры) и центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее - центр помощи детям), отнесены и социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства. В пункте 5 данной статьи отражены общие функции всех специализированных учреждений для несовершеннолетних без их деления на типы. Положения об этих учреждениях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 № 896, также являются примерными, соответственно, не содержат норм, обязательных для исполнения. Следовательно, компетенция учреждений должна определяться с учётом специфики их, деятельности. Социально-реабилитационные центры, центр помощи детям предоставляют временный приют несовершеннолетним в условиях стационара, временный приют несовершеннолетним в условиях семейных воспитательных групп и временный приют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей соответственно. Услуги, предоставляемые учреждениями, включают оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально—педагогических, социально-правовых услуг в соответствии с разделами 5, 51" 55 Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2007 № 99-п. Указанные услуги отражаются в государственном задании для учреждений. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, отнесенное согласно требованиям ст. 9, 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к компетенции специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется организациями в рамках размещения государственного заказа по результатам торгов, победителями которых социально-реабилитационные центры и центр помощи детям не являются. Функции по размещению государственного заказа в сфере социального обслуживания населения отнесены к компетенции Министерства социального развития Пермского края (пункт 3.1.3 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п). Центр помощи детям с круглосуточным пребыванием определенной категории детей в возрасте от 1 месяца до 9 лет является межведомственным, отнесен к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Государственным стандартом социального обслуживания населения Пермского края «Типы учреждений социального обслуживания семьи детей», утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 07.09.2010 № СЭД-33-01-01-254. Данным приказом также утверждены государственные стандарты по услугам, оказываемым семье и детям. В связи с тем, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организация медицинского обследования несовершеннолетних, подготовка рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья, выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, отраслевыми органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в пределах компетенции, определены Агентство по управлению социальными службами Пермского края и Агентство по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края, действующие на основании учредительного договора (абзац второй пункта 2.2. Распоряжения). Норма статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом, осуществлять собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. Вместе с тем в силу статьи 14 Федерального закона от 17.01.1996 № 7-ФЗ устав казенного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которое учреждение вправе осуществлять. Пункты 1.3 подраздела 1, 2.3 подраздела 2 раздела 1 приложения 2 к распоряжению содержат исчерпывающий перечень основных и иных видов деятельности, оказываемых социально-реабилитационными центрами и центром помощи детям. На основании изложенного, считает доводы прокуратуры необоснованными, пункты 1.3. подраздела 1, пункт 2.3. подраздела 2 раздела 1 приложения 2 к Распоряжению соответствующими действующему законодательству и не требующими внесения изменений. Правительством Пермского края представлены письменные возражения относительно заявления /л.д.91-93/, аналогичного содержания. С учётом мнения представителя заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы настоящего дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего Как установлено в судебном заседании, оспариваемое распоряжение Правительства Пермского края от 04.02.2011 г. № 13-рп « О создании государственных казенных учреждений Пермского края социального обслуживания населения и государственных казенных образовательных учреждений Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем изменения типа существующих государственных краевых учреждений социального обслуживания населения и государственных краевых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся бюджетными учреждениями» (далее по тексту оспариваемое распоряжение), было издано заинтересованным лицом в соответствии с положениями ст., ст. 13, 14 федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановлением Правительства Пермского края от 30.11.2010 г. № 963-п «О создании, изменении типа, реорганизации, ликвидации бюджетного или казенного учреждения Пермского края, а также об утверждении устава данного учреждения и внесении в него изменений», официально опубликовано не было, как не затрагивающее права и свободы граждан. С учетом правовой позиции Пермского краевого суда изложенной в определениях от 17.08.2011 г. и от 09.11.2011 г. /л.д.21,87/, оспариваемое распоряжение носит ненормативный характер, в связи с чем, может быть оспорено в порядке Гл. 25 ГПК РФ. Проанализировав оспариваемое распоряжение, положения закона регулирующего отношения в сфере системы профилактики безнадзорности, а также в сфере создания и деятельности государственных казенных учреждений Пермского края, суд приходит к выводу о том, что Прокуратурой Пермского края не приведено бесспорных доводов и подтверждающих их доказательств в обоснование доводов заявления о несоответствии закону оспариваемого распоряжения, по основаниям указанным в заявлении. Вместе с тем, суд принимает во внимание возражения заинтересованного лица Правительства Пермского края и его представителя, относительно того, что помимо поименованных в подраздела 1 и 2 раздела I приложения № 2 к оспариваемому распоряжению, кроме социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, оспариваемым распоряжением созданы и другие государственные казенные учреждения Пермского края социального обслуживания населения, выполняющие функции специализированных учреждений оговоренные в федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основные виды деятельности названных специализированных учреждений, в т.ч. виды деятельности оговоренные п. 5 ст. 13 федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, распределены в зависимости от типа учреждения, что положениям действующего законодательства не противоречит и является усмотрением соответствующих органов исполнительной власти, принимающих решение о создании государственных казенных учреждений Пермского края. Также суд учитывает, что в соответствии с оспариваемым распоряжением, социально-реабилитационные центры, центр помощи детям созданы в целях предоставления временного приюта несовершеннолетним в условиях стационара, временного приюта несовершеннолетним в условиях семейных воспитательных групп и временного приюта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей соответственно. Услуги, предоставляемые учреждениями, включают оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально—педагогических, социально-правовых услуг в соответствии с разделами 5, 51" 55 Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2007 № 99-п. Указанные услуги отражаются в государственном задании для учреждений. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, отнесенное согласно требованиям ст. 9, 12 федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ к компетенции специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется организациями в рамках размещения государственного заказа по результатам торгов, победителями которых социально-реабилитационные центры и центр помощи детям не являются. Функции по размещению государственного заказа в сфере социального обслуживания населения отнесены к компетенции Министерства социального развития Пермского края (пункт 3.1.3 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п). Центр помощи детям с круглосуточным пребыванием определенной категории детей в возрасте от 1 месяца до 9 лет является межведомственным, отнесен к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Государственным стандартом социального обслуживания населения Пермского края «Типы учреждений социального обслуживания семьи детей», утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 07.09.2010 № СЭД-33-01-01-254. Данным приказом также утверждены государственные стандарты по услугам, оказываемым семье и детям. В соответствии со ст. 18 федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ организация медицинского обследования несовершеннолетних, подготовка рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья, выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, отраслевыми органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в пределах компетенции, определены Агентство по управлению социальными службами Пермского края и Агентство по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края, действующие на основании учредительного договора (абзац второй пункта 2.2. Распоряжения). Суд также учитывает, что положения ст. 21 федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом, осуществлять собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. Вместе с тем, в силу статьи 14 Федерального закона от 17.01.1996 № 7-ФЗ устав казенного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которое учреждение вправе осуществлять. Пункты 1.3 подраздела 1, 2.3 подраздела 2 раздела 1 приложения 2 к распоряжению содержат исчерпывающий перечень основных и иных видов деятельности, оказываемых социально-реабилитационными центрами и центром помощи детям, которые не противоречат по своему содержанию примерным перечням видов деятельности соответствующих учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». С учетом изложенного, а также того, что доводы заявителя о несоответствии закону оспариваемого распоряжения, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, каких либо иных оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения, заявителем не названо, в судебном заседании не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Прокурора о признании незаконными п.п. 1.3. подраздела 1, п. 2.3. подраздела 2 раздела 1 приложения № 2 к оспариваемому распоряжению, считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме. Отказывая в удовлетворении заявления Прокурора, суд также учитывает, что оспариваемое распоряжение Правительства Пермского края принято 04.02.2011 г., впервые с настоящим заявлением Прокурор Пермского края обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехмесячного срока для обращения с заявлением в порядке Гл. 25 ГПК РФ, что, в силу положений 256 ГПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Каких либо доказательств того обстоятельства, что заявление подано с соблюдением условий установленных п. 1 ст. 256 ГПК РФ, т.е. в течение трех месяцев с момента, когда заявителю стало известно об издании оспариваемого распоряжения, а также доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, заявителем не представлено и в судебном заседании не исследовалось (ст. 56 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р е ш и л: В удовлетворении заявления Прокурора Пермского края о признании незаконным в части распоряжения Правительства Пермского края, отказать в полном объеме. Решение в течение месяца с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: < >