О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости



Дело № 2-729/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 12 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Черкасовой А.А.,

с участием представителя истца Бродниковой А.Л., действующей на основании доверенности,

представителей ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., Дробаха Л.В., действующих на основании доверенностей,

представителя ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Старковой В.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривощекова С.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

Кривощеков С.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, возложении обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка, <адрес> с кадастровым . Как следует из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составлял <ххх>, соответственно кадастровая стоимость земельного участка составляла <ххх>. В ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка увеличилась более чем в 1208 раз и составила <ххх>. Установление такой кадастровой стоимости считает незаконным, нарушающим его права и положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <ххх>.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать кадастровую стоимость земельного участка установленную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и применяемую в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости на ДД.ММ.ГГГГ в размере <ххх>; обязать Управление Росреестра по Пермскому краю внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости на ДД.ММ.ГГГГ<ххх> (л.д. 104).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ на территории Пермского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ . Результаты оценки, утвержденные данным Постановлением, явились основанием изменения с ДД.ММ.ГГГГ кадастровой стоимости каждого стоящего на государственном кадастровом учете земельного участка, в соответствии с чем кадастровая стоимость земельного участка истца составила <ххх>. Результаты выполненных работ прошли согласование в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости на соответствие их требованиям Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана верно. Кроме того пояснила, что Управление Росреестра по Пермскому краю не является надлежащим ответчиком, поскольку действия Управления по проведению процедуры кадастровой оценки земельного участка истцом не оспариваются, а полномочия по ведению государственного кадастра земель переданы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Управление Росреестра по Пермскому краю не имеет полномочий по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (ранее - ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, а в дальнейшем – в качестве соответчика, в судебном заседании с требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости в размере <ххх>, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , то есть в соответствии с требованиями закона. Вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по его уплате может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований (л.д. 84).

Третье лицо ООО «Пермский кадастровый центр» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дело извещено надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п. 2, 3, 4, 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым , <адрес> площадью <кв.м>, разрешенное использование – для садоводства (л.д. 6 – свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с Указом Губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ «О кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий Пермской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере <ххх>.

На основании заявления Кривощекова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка установлен – для садоводства.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 указанного Постановления кадастровая стоимость, утвержденная настоящим Постановлением, применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Пермского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Пермский кадастровый центр», отчет соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93).

На основании указанного Постановления с ДД.ММ.ГГГГ в сведения государственного земельного кадастра внесены изменения в части кадастровой стоимости земельного участка истца.

Оценивая доводы истца, суд исходит из того, что заявляя требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.

Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Однако на спорные правоотношения нормы данные изменения не распространяются в силу указаний, содержащихся в ст. 5 указанного Федерального закона, в связи с чем истец не может воспользоваться механизмом защиты своих прав, установленных Главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в до 26 июля 2010 года) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, в связи с чем данное требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Согласно отчету об оценке Пермской торгово-промышленной палаты от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка <адрес> площадью <кв.м> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <ххх> (л.д. 15-67).

Ответчиками указанный отчет об оценке не оспаривается, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, суду не представлено.

Суд исходит из того, что данное заключение соответствует требованиям ст. 11 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и требованиям Федеральных Стандартов оценки, в частности содержит описание методов и стандартов оценки, подробное обоснование их использования при проведении оценки, перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки описание проведенных исследований, обоснование результатов оценки.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать кадастровую стоимость земельного участка истца, установленную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и применяемую в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ, равной его рыночной стоимости в размере <ххх>.

При этом суд учитывает, что данная рыночная стоимость рассчитана индивидуально для конкретного земельного участка, с учетом его специфических характеристик, тогда как при проведении государственной кадастровой оценки земель оценка проводится методом массовой оценки, результатом которой является усредненное значение кадастровой стоимости для множества земельных участков данной категории без учета их особенностей как объектов оценки.

Также суд учитывает позицию Конституционного суда РФ, выраженную в определениях от ДД.ММ.ГГГГ , и др., в соответствии с которой закрепление в оспариваемом положении статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовало до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в Российской Федерации.

Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.

Исходя из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно Приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости согласно Плану-графику соответственно с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» <адрес> переименовано в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Таким образом, в настоящее время органом кадастрового учета на территории Пермского края является Пермский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», на который следует возложить обязанность по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости, путем установления кадастровой стоимость земельного участка истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <ххх>.

Суд не может принять во внимание доводы представителя Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку на день рассмотрения дела не наделено полномочиями по ведению кадастра недвижимости, а также по удостоверению актов определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом суд исходит из того, что на момент определения кадастровой стоимости спорного земельного участка утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель производилось органами исполнительной власти по представлению территориальных органов Росреестра.

Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрены последовательность и сроки осуществления Росреестром и его территориальными органами по субъектам Федерации необходимых действий при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В пунктах 9.6-9.12 настоящего Административного регламента указано о проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков Роснедвижимостью (в настоящее время Росреестр), в компетенцию которого входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов. Осуществление данных полномочий происходит в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие действующим Методическим указаниям.

По результатам проведенной проверки принимается решение либо о соответствии отчета методическим указаниям, либо о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

После принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям территориальный орган Росреестра представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования правомерно предъявлены к данному органу, поскольку изменение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка истца явилось, в том числе, следствием действий Управления Росреестра по Пермскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать кадастровую стоимость земельного участка, <адрес> , установленную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и применяемую в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ, равной его рыночной стоимости в размере <ххх>.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка, <адрес> с кадастровым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <ххх>.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.

< >