Дело № 2-883/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 апреля 2012 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием представителя заявителя – Лаврова Ю.А., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица – Департамента земельных отношений администрации г.Перми – Сидоренко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кильянова С.В. Департаменту земельных отношений администрации г.Перми об оспаривании решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном расположении места размещения объекта, установил: Кильянов С.В. обратился в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением о признании отказа Департамент земельных отношений администрации г.Перми (далее по тексту – ДЗО, Департамент), выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ № о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения лыжной базы и стадиона площадью <хххх> кв.м. по адресу: <адрес>, напротив жилого микрорайона, незаконным; а также возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить допущенные нарушения, а именно, выбрать земельный участок и принять решение о предварительном согласовании места размещения лыжной базы и стадиона площадью <хххх> кв.м. по адресу: <адрес>, напротив жилого микрорайона. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ДЗО с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – лыжной базы и стадиона по адресу: <адрес>, напротив жилого микрорайона. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент отказал ему в выборе земельного участка, мотивировав, что п п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315, не предусмотрено предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства лыжной базы и стадиона. На основании ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, ст. 264 ГК РФ просит заявленные требования удовлетворить. Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 37). Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 39, 44). Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении первоначально заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в заявлении. Считает, что законных оснований Кильянову С.В. для отказа в оформлении акта выбора земельного участка не имелось, поскольку ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка не имеется. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, из которых следует, что у Кильянова С.В. заявлено два требования, одно из которых является спором о праве, другое – об оспаривании решения органа местного самоуправления, которое ведется на основании заявительного порядка, при этом спор о праве может быть рассмотрен в порядке искового производства на общих основаниях по месту нахождения спорного имущества. Ссылаясь на ст. 30 Земельного кодекса РФ, п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315, которым предусмотрен исчерпывающий перечень объектов, для размещения которых требуется предварительное согласование места размещения, считает, что отказ в предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта дл строительства лыжной базы и стадиона является законным и обоснованным, в связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать. Указал, что в связи СС вступлением в законную силу изменений в п. 2 Решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (ред. от 28.02.2012) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в городе Перми не осуществляется с 01.01.2012 года (л.д. 20-21). Выслушав представителя заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется: на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми, Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее – Регламент). Согласно данному Регламенту ДЗО в течение 5 календарных дней с даты поступления заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в случае отсутствия нарушения прав третьих лиц направляет запрос с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения о возможности размещения объекта в обязательном порядке в следующие функциональные и территориальные органы: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - УЭиП), департамент планирования и развития территории города Перми (далее - ДПиР), управление внешнего благоустройства администрации города Перми (далее - УВБ), территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится указанный земельный участок. Направляет копии заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для подготовки заключений о возможности размещения объекта в те функциональные органы, в компетенцию которых входит размещение указанного в заявлении объекта. ДПиР в течение 10 календарных дней с даты поступления запроса ДЗО с представленными документами подготавливает градостроительное заключение о возможности размещения объекта капитального строительства по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО. УВБ в течение 10 календарных дней с даты поступления запроса ДЗО проводит анализ ситуации возможного размещения объекта на указанном в заявлении земельном участке, оформляет заключение о возможности размещения объекта по форме согласно приложению N 3 к настоящему Регламенту и направляет его в ДЗО. Иные функциональные органы согласно подпунктам 4.1.1-4.1.7 настоящего Регламента в течение 10 календарных дней с даты поступления запроса ДЗО подготавливают заключения о возможности размещения объекта на указанном в заявлении земельном участке и предоставления земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта и направляют их в ДЗО. В случае невозможности размещения объекта заключение должно содержать указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта. ДЗО в течение 5 календарных дней рассматривает заявления физических и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с учетом поступивших заключений. При рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в целях реализации наиболее значимых для города Перми инвестиционных проектов, результатом реализации которых является существенное улучшение социально-экономических, культурных и других условий жизни населения города Перми, повышение инвестиционной привлекательности города Перми, необходимо получение заключений следующих функциональных органов, согласованных с курирующим заместителем главы администрации города Перми, и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, архитектурно-планировочного управления администрации города Перми (далее - АПУ), департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства администрации города Перми (далее - ДППИиП), соответствующего функционального органа (подразделения), в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта. При рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов для строительства социально значимых объектов (объекты коммунальной инфраструктуры, спортивные сооружения, дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культурно-бытовые объекты и другие объекты, направленные на удовлетворение потребностей населения города) необходимо получение заключений от следующих функциональных органов, согласованных с курирующим заместителем главы администрации города Перми, и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, ДППИиП, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта. По результатам рассмотрения поступивших заключений ДЗО в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кильянов С.В. обратился в ДЗО с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – лыжной базы и стадиона, указав предполагаемое место размещения объекта – <адрес>, напротив жилого микрорайона, согласно приложенным координатам, примерный размер земельного участка – <хххх> кв. м, испрашиваемое право на земельный участок – аренда (л.д. 23). К заявлению приложен план земельного участка с указанием поворотных точек и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка (л.д. 27, 28, 29). Согласно ответу ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Кильянова С.В. принято решение об отказе в выборе земельного участка для строительства, поскольку на основании ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объектов; без предварительного согласовании мест размещения объектов (на торгах). При этом пунктом 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315 (в редакции от 21.06.2011 г. № 124), установлен исчерпывающий перечень объектов, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, при этом данной нормой не предусмотрено предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства лыжной базы и стадиона (л.д. 25-26). Оценив представленные сторонами доказательств и основания обжалуемого заявителем отказа, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в выборе земельного участка, основанный ст. 30 ЗК РФ и п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, не может быть признан законным. Пункт 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна быть предоставлена заявителем при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства – это назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Таким образом, данной нормой закреплены положения, обязывающие государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные организации по запросам органов местного самоуправления, обеспечивающих выбор земельных участков, предоставлять различную документацию и информацию, которая может быть необходима для выбора участков или их согласования, следовательно, требование к заявителю о предоставлении такой информации не основано на законе. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Из толкования норм ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если на предоставление одного и того же земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды такого земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих о том, что на спорный земельный участок претендуют несколько лиц, суду не представлено, в связи с чем, установленных статьями 30, 31 ЗК РФ оснований для проведения торгов в отношении спорного земельного участка не имелось. При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов при отсутствии иных лиц, претендующих на данный земельный участок, закону не противоречит. Также не может быть признан обоснованным вывод ДЗО о том, что лыжная база и стадион не входят в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315. Из положений ст. 31 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления должен принять решение о предварительном согласовании месте размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Из содержания обжалуемого отказа ДЗО, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДЗО принял решение об отказе в выборе земельного участка, что не соответствует положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ, так как возможность отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка законодательством не предусмотрена. Указанные в ответе ДЗО обстоятельства могли являться основанием для отказа в размещении объекта (лыжной базы и стадиона), однако органом местного самоуправления до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ, следовательно, не обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объектов на испрашиваемом земельном участке, чем затронуты законные интересы заявителя. Поскольку заявителем соблюдена процедура обращения с заявлением о выборе земельного участка, все необходимые документы к заявлению приложены, при этом обеспечение выбора земельного участка является предусмотренной законом обязанностью органа местного самоуправления, то отказ ДЗО в оформлении акта выбора земельного участка является незаконным, а на ДЗО в порядке устранения допущенных нарушений закона следует возложить обязанность оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в часть 2 Решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (ред. от 28.02.2012) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" о том, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в городе Перми не осуществляется с 01.01.2012 года отказ в удовлетворении заявления не влечет, поскольку судом установлено, что решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято с нарушением закона. Поэтому суд в силу ч 1 ст. 258 ГПК РФ обязывает Департамент земельных отношений администрации г.Перми в полном объеме устранить нарушенное право в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми Кильянову С.В. в выборе земельного участка и согласовании места размещения лыжной базы и стадиона площадью <хххх> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, напротив жилого микрорайона. Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми выбрать Кильянову С.В. земельный участок и принять решение о предварительном согласовании места размещения лыжной базы и стадиона площадью <хххх> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, напротив жилого микрорайона. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)