О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1864/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2012 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием представителя истца – прокурора <адрес> – Колотовой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Коротаева В.Б. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор <адрес> в интересах Коротаева В.Б. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить Коротаеву В.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в <адрес> общей площадью не менее <кв.м>.

Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Коротаева В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец является лицом из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца – ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО2 в свидетельстве о рождении записан со слов матери; постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ истец определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГКОУ «Детский дом » <адрес>; выведен из состава воспитанников детского дома, в связи с поступлением в ПУ ; приказом Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время истец нигде не работает, не обучается, проживает без регистрации у знакомого, жилых помещений на праве собственности не имеет; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании представитель прокурора на иске настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Истец Коротаев В.Б. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором на иске настаивает, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.86).

Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 21, 76, 77), в судебное заседание представителей не направили; заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.

Из возражений Правительства Пермского края следует, что иск не признает в части размера, требуемого истцом жилого помещения - <кв.м>; Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» не применим, так как в настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован, исполнение решения суда в части предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Пермского края не представляется возможным; указанная норма в <кв.м> установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального фонда в размер <кв.м>, в соответствии с решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-64).

Администрация г. Перми также в письменном отзыве иск не признает, надлежащим ответчиком по делу считает Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (л.д.84-85).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Коротаев В.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратился к прокурору с просьбой в его интересах предъявить настоящий иск (л.д. 6). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Коротаева В.Б.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО2 в свидетельстве о рождении записан со слов матери, что объективно подтверждается копией паспорта на имя истца (л.д. 7), копией свидетельства о рождении истца (л.д. 8), копией справки о рождении истца (л.д.15), копией свидетельства о смерти ФИО1 (л.д.14).

Кроме того, судом установлено, что постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ истец определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГКОУ «Детский дом » <адрес>; выведен из состава воспитанников детского дома, в связи с поступлением в ПУ ; приказом Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время истец нигде не работает, не обучается, проживает без регистрации у знакомых по <адрес>; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец до настоящего времени не обеспечен.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: справки и приказов Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на жилищный учет (л.д.9, 10, 38), постановления органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об устройстве истца в детский дом (л.д.11), приказа от ДД.ММ.ГГГГ о выводе истца из состава воспитанников детского дома (л.д.13).

Также суд установил, что на праве собственности истец и его мать ФИО1 жилых помещений не имели и не имеют; в приватизации не участвовали; в настоящее время проживает истец без регистрации в квартире знакомых по <адрес>; наследственные дела к имуществу ФИО1 после ее смерти нотариусом не заводились.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из регистрирующих органов (л.д.16-19, 30, 45, 46, 53, 55, 58), справкой нотариуса ФИО3 (л.д.81), ответчиками не опровергнуты.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевший и не имеющий на праве собственности жилых помещений, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления определена в размере <кв.м> общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет <кв.м> - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью <кв.м>, поскольку семья истца состоит из одного человека.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобрети жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявлен истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жиле помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (<кв.м>), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить –

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Коротаеву В.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью не менее <кв.м>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)

< >