Дело №2-1633/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием заявителя Тола С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тола С.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности передать в собственность земельный участок по выкупной цене, установил: Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности передать в собственность земельный участок по выкупной цене, заключив договор купли-продажи на земельный участок, расположенный по <адрес>. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является собственником незавершенного строительством жилого дома по <адрес>, а также арендатором данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность по выкупной цене земельного участка по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ заявителю в предоставлении земельного участка в собственность было отказано со ссылкой на п 6.4 ст. 6 решения Пермской городской Думы №315 от 28.10.2008 г. «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми», согласно которому под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной цене. Данный отказ, по мнению заявителя, противоречит ст. 15, 28 ЗК, ст. 130 ГК РФ. Кроме того, просит принять во внимание, что земельный участок был предоставлен заявителю еще до введения решения Пермской городской Думы №315 от 28.10.2008 г. Таким образом, заявитель имеет право на приобретение земельного участка в собственность по выкупной цене в силу ст. 36 ЗК РФ. Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. Заинтересованное лицо своего представителя в суд не направило, о времени и месте его проведения извещено судом надлежащим образом, предоставило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, считает, что требования подлежат разрешению в порядке искового производства с соблюдением требований ст. 30 ГПК РФ. Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что требования заявителя о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в собственность по выкупной цене являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего. В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (пп.1.1 ст. 36). Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пп.1.2 ст. 36). Как следует из п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст. 36). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В соответствии с п.21 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений (ст. 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Согласно п.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии с п. 1, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Судом установлены следующие обстоятельства дела. Тола С.В. является собственником незавершенного строительством жилого дома (90%) по <адрес>, право собственной которой прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель является арендатором земельного участка по указанному выше адресу общей площадью <кв.м> на основании договора долгосрочной аренды, который также прошел государственную регистрацию. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность по выкупной цене земельного участка по указанному адресу в связи с нахождением на нем незавершенного строительством жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ заявителю в предоставлении земельного участка в собственность было отказано со ссылкой на п.2 ст. 16 ЖК РФ, п 6.4 ст. 6 решения Пермской городской Думы №315 от 28.10.2008 г. «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми», согласно которому под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной цене. Проанализировав изложенное выше, суд считает, что данный отказ Департамента земельных отношений администрации противоречит требованиям действующего земельного законодательства, принят уже после внесения изменений в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно п. 21 которой имеется прямое указание закона о том, что собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений. В соответствии со ст. 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу. Поскольку незавершенный строительством жилой дом относится к объектам недвижимости, его собственник вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором находится данное сооружение по выкупной цене в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 36 Земельного кодекса РФ. Таким образом, анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отсутствие прямого запрета на передачу земельного участка в собственность, установленного Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами, правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают все собственники расположенных на этих участках объектов недвижимости, включая собственников объектов незавершенного строительства (Определение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Следовательно, требования заявителя о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в собственность по выкупной цене подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в собственность по выкупной цене, следует признать незаконным, возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить земельный участок общей площадью <кв.м>, расположенный по <адрес> в собственность Тола С.В. по выкупной цене. Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в суд, возмещению с Департамента земельных отношений администрации г.Перми не подлежат в силу п.19 ч.1 ст.333-36 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд решил: Заявление Тола С.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности передать в собственность земельный участок по выкупной цене – удовлетворить. Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в собственность по выкупной цене – незаконным. Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Тола С.В. земельный участок общей площадью <кв.м>, расположенный по <адрес> в собственность по выкупной цене. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова) < >