О признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду недействительным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок



Дело №­­ 2-1774/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием представителей заявителя – Каменский А.В., Бадыковой Э.Р., действующих на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – Яковлева А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> заявление Горбуновой З.П. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду недействительным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,

установил:

Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка <адрес> в аренду, возложении обязанности заключить договоры аренды на указанные земельные участки.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка <адрес> в аренду. Рассмотрев заявление Департамент земельных отношений администрации г.Перми отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на п.3 ст. 30.1 ЗК РФ. Заявитель считает отказ заинтересованного лица незаконным, поскольку Департамент земельных отношений администрации г.Перми необоснованно ссылается на иной порядок предоставления земельных участков исключительно посредством проведения аукционов. Ссылку Департамента земельных отношений администрации г.Перми на сайт Департамента имущественных отношений администрации г.Перми считает несостоятельной (л.д. 3-5).

Заявитель в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом по указанному заявителем адресу.

Представители заявителя на удовлетворении заявления настаивали в соответствии с доводами, изложенными в заявлении, не оспаривали, что земельный участок на которые претендует заявитель, не сформирован, на кадастровом или ином учете не состоит.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился в соответствии с позицией, изложенной в письменном ответе заявителю, а также письменными возражениями.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимальной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылается судом по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считается доставленной даже в том случае, если адресат по указанному адресу более не проживает или не находится. Судом предприняты все возможные меры для извещения заявителя о времени и месте судебного разбирательства. Следовательно, в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лиц в суд по указанным основаниям является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявитель не лишена была возможности иным способом узнать о месте и времени судебного заседания (в канцелярии суда, через официальный сайт суда в сети Интернет).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии заявителя, поскольку это не противоречит требованиям ст. 257 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что требования заявителя о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка в аренду являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п.1.1).

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п.1.2).

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (п.2).

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (п. 2.1).

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п.3).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (п.4):

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

При этом в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (п.6 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п.7 ст.30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (п.9 ст. 30 ЗК РФ).

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (п.10. ст. 30 ЗК РФ).

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (п.11 ст. 30 ЗК РФ).

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (п.1).

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.3).

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, <адрес> общей площадью <кв.м> сроком на 4 года 11 месяцев.

Как следует из письменного ответа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ , заявителю в предоставлении в аренду земельного участка было отказано, поскольку предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на территории г.Перми осуществляется исключительно посредством проведения торгов в виде открытого аукциона (п.1.2 ст.30 ЗК РФ, Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми, утвержденное решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ). При этом порядок организации и проведения аукционов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключения договоров аренды таких земельных участков определен ст. 38.1 ЗК РФ.

Проанализировав изложенное выше, суд считает, что данный отказ Департамента земельных отношений администрации не противоречит требованиям действующего земельного законодательства.

Суд соглашается с позицией представителей заявителя о том, что земельные участки предоставляются гражданину в аренду для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Однако считает, что указанные выше требования закона касаются земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, как прямо следует из закона, то есть в отношении земель, право собственности на которые разграничено.

Вместе с тем, в силу п.10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из пункта 4 ст. 30 ЗК РФ следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.

Судом установлено, сторонами не оспаривается, что истребуемый земельный участок не сформирован, права собственности на него ни за кем не зарегистрировано.

Следовательно, предоставление такого земельного участка гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений ЗК РФ (ст. 29, 36 ЗК РФ) и нормативных актов.

Кроме того, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в течение 2 недель после принятия заявления может принять:

- решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо

- опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Таким образом, определение порядка предоставления земельного участка в аренду в исследуемом случае путем публикации сообщения является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью.

Организацию и проведение торгов (конкурсов и аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства на момент разрешения заявления Горбуновой З.П. осуществлял Департамент имущественных отношений администрации г.Перми (Решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми").

На момент существования спорных правоотношений также существовал Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми, Департамента имущественных отношений администрации города Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми при проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденный постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для признания его незаконным суд не усматривает, носит более разъяснительный характер, в связи с чем, требования о возложении обязанности заключить договоры аренды в порядке гл. 25 ГПК РФ удовлетворению также не подлежат.

Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в суд, возмещению с Департамента земельных отношений администрации г.Перми не подлежат в силу п.19 ч.1 ст.333-36 НК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Горбуновой З.П. в удовлетворении требований к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, возмещении судебных расходов - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

< >