Об исключении из перечня членов организации, исключении сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций



Дело №­­ 2-1957/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием представителя истца Азанова А.А, действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Росреестра по Пермскому краю – Метелёвой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Постниковой С.А. к Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», третьи лица - Управление Росреестра по Пермскому краю, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии об исключении из перечня членов организации, исключении сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» об исключении истца из перечня членов организации, исключении сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является <наименование1>, что подтверждается квалификационным аттестатом <наименование1> от ДД.ММ.ГГГГ, номер в государственном реестре от ДД.ММ.ГГГГ, занимается профессиональной деятельностью в должности <наименование1> в Пермском филиале ФГУП <наименование2>. В ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что без ее ведома истец была включена в Перечень членов саморегулируемой организации НП «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», сведения о которой внесены в Государственный реестр саморегулируемых организаций Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ под номером . Вместе с тем, заявление о приеме истца в члены данной организации последняя не подавала, вступительные, членский и целевые взносы не платила, какого-либо участие в создании саморегулируемой организации не принимала, информацией о деятельности ответчика не располагает. Считает, что своим неправомерными действиями ответчик сообщил в государственный регистрирующий орган заведомо недостоверные сведения, а также допустил еще ряд нарушений Федерального закона «О саморегулируемых организациях», что позволяет принять решение об исключении сведений об ответчике из Государственного реестра саморегулируемых организаций Российской Федерации (л.д. 3-4).

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, об отложении слушания дел, о его проведении в свое отсутствие суд не просил, о причинах неявки суд не известил, возражения относительно иска не представил.

Представитель третьих лиц – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Росреестра по Пермскому краю – вопрос об обоснованности требований истца оставила на усмотрение суда, вместе с тем, указала, что на момент проведения государственной регистрации саморегулируемой организации нарушений действующего законодательства со стороны Федеральной службы не допущено, не оспаривала то обстоятельство, что сведения о членах Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» внесены в реестр на основании оспариваемого перечня.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимальной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылается судом по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считается доставленной даже в том случае, если адресат по указанному адресу более не проживает или не находится. Судом предприняты все возможные меры для извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства. Следовательно, в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лиц в суд по указанным основаниям является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсуствии неявившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что требования истца в части включения истца в число членов Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» являются обоснованными в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.1, 3 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Как следует из ч.1 ст. 8 указанного закона некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 данного закона члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (ч.3).

Учитывая изложенное выше членство в некоммерческой организации должно быть добровольным, основано на волеизъявлении физического лица.

Вместе с тем, судом установлено, сторонами не оспаривается, что истец, действительно, включена в перечень членов Некоммерческого партнерства «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», однако доказательств того, что данное членство является добровольным, основано на воле истца суду на момент рассмотрения дела не представлено, сама истец свое желание быть членом данного некоммерческого партнерства оспаривает.

В соответствии с Государственным реестром саморегулируемых организаций Российской Федерации истец по-прежнему числиться членом партнерства.

Судом также установлено, что Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» имеет статус саморегулируемой организации, а членство истца основано на основании предоставленного в государственный регистрирующий орган Перечня членов организации.

Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом «О саморегурируемых организациях», согласно ст. 5 которого членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным; субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов; субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

Таким образом, будучи членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» истец фактически лишена возможности быть членом другой саморегурируемой организации, что противоречит общим принципам прав и свобод человека.

Суд считает необходимым исключить истца из членов Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», поскольку ее членство основано на предоставленной ответчиком в государственный регистрирующий орган недостоверной информации, а действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в реестр, основанный на перечне членов – кадастровых инженеров. При этом суд принимает во внимание, что в силу ч.3 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

В связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке не исполнены требования истца, а истец считает, что ее членство в СРО НП «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», основанное на сведениях содержащихся в оспариваемом перечне, то суд считает необходимым исключить истца из членов организации, так как порядок внесения изменений в реестр в отношении саморегулируемой организации не определен.

Истцом, его представителем приведены доводы, в силу которых Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» должно быть исключено из Государственного реестра саморегулируемых организаций в связи с выявленными нарушениями, а также несоответствия организации требованиям закона.

Вместе с тем, государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами (ст. 23 Федерального закона «О саморегуируемых организациях»).

Основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, перечислены в ст. 21 настоящего закона, согласно которой такими основаниями являются:

1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;

2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;

3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи оснований, не допускается.

Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация, не соответствующая требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона. Это заявление в письменной форме представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Заявление о несоответствии саморегулируемой организации требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в частях 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, не более одного раза в год. В течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если по истечении указанного срока саморегулируемая организация не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций.

В суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований настоящего Федерального закона, требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер, вправе обратиться уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона (ч.5 ст.22).

В случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Таким образом, исключительным право для обращения в суд в требованием об исключении сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций обладает уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Правовых оснований для обращения с данным требованием в суд в защиту своих прав в силу ст. 12 ГК РФ, а также указанного выше законодательства у истца не имелось. В связи с чем, исковые требования истца к Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья», третьи лица - Управление Росреестра по Пермскому краю, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии об исключении сведений об организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не подлежат удовлетворению.

Поскольку судом удовлетворены исковые требования истца, следовательно, требования о возмещении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, подлежат удовлетворению в силу п.3 ч.1 ст. 333-19 НК РФ, ст. 98 ГПК РФ с ответчика в сумме <ххх>. Факт несения расходов подтверждается материалами дела. Оснований для взыскания государственной пошлины в большем размере суд не усматривает.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исключить Постникову С.А. из членов Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья».

В удовлетворении остальной части иска Постниковой С.А. – отказать.

Взыскать с Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры Урала и Поволжья» в пользу Постниковой С.А. расходы в связи с уплатой государственной пошлины в сумме <ххх>.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий - подпись - (Е.И. Гачегова)

< >