О признании отказа в участии подпрограммы незаконным, признании участником подпрограммы



Дело №­­ 2-1400/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием истцов Юдина Д.Н., Юдиной В.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми иск Юдина Д.Н., Юдиной В.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третье лицо – Министерство социального развития Пермского края о признании отказа в участии подпрограммы незаконным, признании участником подпрограммы,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказа в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и отмене, возложении обязанности на ответчика признать их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении ее в состав указанных программ.

В обоснование заявленных исковых требований указали, что семья Юдиных, состоящая из трех человек, обратилась к ответчику с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», однако распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми истца в указанных требованиях было отказано. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку считают неприемлемым применение к ним положений ст. 53, 57 ЖК РФ, поскольку намеренно жилищные условия Юдины не ухудшали, а снятие Юдина Д.Н. с регистрационного учета по месту жительства в квартире <адрес>, обусловлено его регистрацией по фактическому месту жительства в квартире <адрес>. Просят учесть, что по последнему адресу истцы проживают единой семьей уже длительный период времени, общая площадь занимаемой квартиры составляет 34,6 кв.метров, что позволяет семье Юдиных быть участниками программы по обеспечению жильем молодых семей.

Истцы в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Ответчик своего представителя в суд не направил, о месте и времени его проведения извещен судом надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просил, о причинах неявки суд не уведомил. В соответствии с ранее представленными письменными возражениями с исковыми требованиями не согласился, поскольку считает, что нуждаемость у молодой семьи возникла в связи с чем, что Юдин Д.Н. снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства и зарегистрировался в 1-комнатную квартиру <адрес>, таким образом ухудшил свои жилищные условия, следовательно, данная семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с не истечения 5-летнего срока, установленного ст. 53 ЖК РФ.

Представитель третьего лица в судебное заседание также не явился, о времени и месте его проведения был извещен судом надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в случае установления обстоятельств намеренного ухудшения истцами жилищных условий просил в иске отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования Юдиных являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).

В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ Юдина В.А., Юдин Д.Н. обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о признании их семьи из трех человек, в том числе сына ФИО1, нуждающимися в улучшении жилищный условий и включении их семьи из 3-х человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцам в признании их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы отказано ввиду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Данное распоряжение суд считает незаконным и подлежащим отмене в силу следующего.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого распоряжения и в настоящее время семья Юдиных состоит из трех человек: Юдиной В.А. (жена), Юдина Д.Н. (муж), ФИО1 (сын). Брак между супругами зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Данная семья зарегистрирована и фактически проживает в 1-комнатной квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности Юдиной В.А. При этом Юдина В.А., Юдин Д.Н. в указанном жилом помещении фактически проживают с ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, Юдина В.А. зарегистрировалась по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, Юдин Д.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ, что объективно подтверждается письменными доказательствами по делу.

Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 34,6 кв. метров, согласно данных технического паспорта.

Судом также установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Юдин Д.Н. фактически не проживал, но имел постоянную регистрации по месту жительства в 2-комнатной квартире <адрес>. Данное жилое помещение общей площадью 48,9 кв. метров было приобретено в собственность ФИО2, ФИО3 (родителями Юдина Д.Н.). На момент снятия Юдина Д.Н. с регистрационного учета по указанному адресу в квартире имели постоянную регистрацию также его родители.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Определяя законность действий Юдина Д.Н. и давая им оценку в контексте ст. 53 ЖК РФ, суд признает обоснованными доводы истцов о том, что они фактически проживают единой семьей в 1-комнатной квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. При этом Юдин Д.Н., снимаясь с регистрационного учета в квартире по предыдущему адресу, фактически исполнял обязанности, возложенные на него постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995 г.

Истцы суду пояснили, что Юдин Д.Н. с родителями в течение ДД.ММ.ГГГГ не проживал, жилое помещение – 1-комнатная квартира, приобретена супругами в браке, следовательно, истец имел право вселиться в указанное жилое помещение для постоянного проживания, а значит, обязан был зарегистрироваться в нем.

Таким образом, суд не может согласиться с выводами ответчика относительно оснований снятия истца Юдина Д.Н. с регистрационного учета по предыдущему месту жительства, так как бесспорных доказательств умышленного ухудшения истцом Юдиным Д.Н. жилищных условий в материалах дела не имеется, в связи с чем, считает, что истцы нуждаются в улучшении жилищных условий при изложенных выше обстоятельствах, поскольку обеспечены жильем менее учетной нормы, установленной решением Пермской городской Думы N 103 от 30.05.2006 года, вправе претендовать на участие в программе «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Поскольку суд признает за истцами право на участие в программе «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., следовательно, считает необходимым включить семью Юдиных в число участников-претендентов указанных программ с даты оспоренного отказа, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.

Включить Юдина Д.Н., Юдину В.А., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, в число участников-претендентов программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – (Е.И. Гачегова)