Дело № 2-271/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 апреля 2012 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием представителя истца – Лущеко Т.Н., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю – Мухачевой И.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Мокерова А.О., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Мукомела В.Ф. к Главному управлению МЧС России по Пермскому края, Министерству социального развития Пермского края, третье лицо – Федеральное государственное казенное учреждение «№ отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности произвести выплату субсидии, установил: Истец обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Пермскому края, Министерству социального развития Пермского края, указав в качестве третьего лица Федеральное государственное казенное учреждение «№ отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности произвести выплату субсидии на приобретение жилья в размере, установленном постановлением Правительства Пермского края №21-п от 02.03.2007 г. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах МВД РФ, ДД.ММ.ГГГГ приказом № назначен на должность <наименование> № пожарной части. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Министерством РФ по делам ГО и ЧС был заключен контракт. В период прохождения службы получил заболевание, в связи с чем, был признан непригодным к несению военной службы, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен в соответствии с п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Истец также указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает с супругой ФИО1 совместно с ее родителями в 1-комнатной квартире <адрес>, которая принадлежит на праве собственности ФИО2. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 34,6 кв. метров. Несмотря на совместное проживание, истец и его супруга ведут раздельное с родителями супруги хозяйство, имеют разные бюджеты. Иные жилые помещения на праве собственности либо на ином праве у истца отсутствуют. Истец считает, что нуждается в улучшении жилищных условий, однако на учет в качестве нуждающегося поставлен не был. Порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий, получении жилья установлен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г. Считает, что может быть признан нуждающимся в получении или улучшении жилищных условий в силу п.6 указанных Правил по состоянию здоровья, п.7 Правил в связи с отсутствием жилой площади, наличие жилое площади менее учетной нормы на одного человека, проживания в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Кроме того, истцу в следствии заболевания истцу присвоена 3 группа инвалидности по общему заболеванию сроком на 1 год. В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ №901 от 27.06.1996 г. «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» на тех же основаниях. Согласно п.10 перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ №817 от 21.12.2004 г. заболевание истца входит в указанный перечень. На основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края №21-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец, как инвалид, имеет право требовать социальную выплату на приобретение жилья. Согласно п.4.1 указанного Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, а в п. 3.6 Порядка определено, что размер субсидии определяется исходя из расчета 36 кв. метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития РФ (л.д. 3-5). Впоследствии истец уточнил ранее заявленные исковые требования, в связи с чем, на дату рассмотрения дела настаивал на требованиях о возложении на ответчиков, в числе которых указал Министерство социального развития Пермского края, обязанности произвести денежную выплату на приобретение жилья в размере, установленном постановлением Правительства пермского края №21-п от 02.03.2007 г. Истец в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивала в соответствии с доводами, изложенными в иске. Представитель ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю с заявленными исковыми требованиями не согласилась в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях, согласно которым сотрудники Федеральной противопожарной службы МЧС России в настоящий момент не относятся к категориям граждан, имеющих право на получение жилья из федерального жилищного фонда, за исключением тех, кто встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Основания признания сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России нуждающимися в жилом помещении, а также порядок предоставления жилья в связи с этим после ДД.ММ.ГГГГ законодателем не определен. Обязательства по обеспечению жильем МЧС России имеет только в отношении тех сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, которые встали на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ. Принятие на жилищный учет сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России после ДД.ММ.ГГГГ не осуществляется. Мукомел В.Ф. служил в ГУ «№ отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» в период ДД.ММ.ГГГГ, ранее проходил службу в ГПС МЧС России <адрес>. При этом истец в ГУ МЧС России по Пермскому краю, в ГУ «№ отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» с требованиями о постановки на жилищный учет никогда не обращался. Считает ссылку истца на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г. несостоятельной. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава Федеральной противопожарной службы (сотрудники), военнослужащих Федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных званий или воинских званий (работники). На сотрудников и военнослужащих Федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и Вооруженных Силах РФ. На основании п.3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. Данного права для сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России нормативными правовыми актами не предусмотрено. Как следует из п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 14.02.2000 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военнослужащими являются граждане, проходившие военную службу в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают. Таким образом, Мукомел В.Ф. не имеет статуса военнослужащего, поскольку проходил службу в качестве сотрудника ГПС МЧС России, следовательно, нуждающимся в получении жилья либо в улучшении жилищных условий на основании п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г. признан быть не может. Кроме того, порядок, на который ссылается истец в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы распространяется на тех нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Со ссылкой на Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №901 от 27.07.1996 г., ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 49-57 ЖК РФ, ст. 109 ЖК РФ полагает истцу в удовлетворении иска следует отказать и по иным основаниям, так как непосредственно в уполномоченные на то органы местного самоуправления для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий последний не обращался, а обращение в суд не может заменить установленный законом порядок. Вместе с тем, постановлением Правительства Пермского края №21-п от 02.03.2007 г. утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Пермского края. Мукомел В.Ф. на учете в качестве нуждающегося в жилье либо в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Пермского края никогда не состоял и не состоит. Меры социальной поддержки в виде ЕДВ либо выдачи жилищного сертификата предоставляются только гражданам, указанным в пунктах 1.2.1, 1.2.2 указанного в постановлении Правительства Пермского края №21-п от 02.03.2007 г. Порядка. Мукомел В.Ф. к указанным гражданам не относится. Оснований для предоставления жилья истцу в связи с установлением инвалидности у ГУ МЧС России по Пермскому краю также не имеется (л.д. 31-37). Представитель третьего лица заявленные исковые требования не поддержал в соответствии с изложенной выше позицией представителя ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю. Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленным суду письменным возражениям, с иском не согласился, поскольку инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет в качестве таковых после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. Перечень граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди, содержится в ст. 57 ЖК РФ. При этом гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления. Истцом не представлены доказательства, из которых бы следовало, что действиями (бездействием) Министерства социального развития Пермского края нарушены его права. Таким образом, основания для удовлетворения иска в отношении Министерства социального развития Пермского края не имеется. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Оценив доводы истца, а также возражения ответчиков, оценив позицию третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования следует оставить без удовлетворения в силу следующего. В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В силу п.1 ст. 15 данного закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (п.2 ст. 15). Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) (ст. 4, Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".) Судом установлены следующие обстоятельства дела. Мукомел В.Ф. в органах МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в № пожарной части № отряда Государственной противопожарной службы по охране <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России <адрес>. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ откомандирован в №-ОГПС МЧС России по Пермскому краю, где с ДД.ММ.ГГГГ работал <наименование> № пожарной части №-ОГПС (послужной список, л.д. 17-18, 20-22). С ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в № пожарной части №-ОГПС МЧС России по Пермскому краю по срочному контракту Согласно свидетельства о болезни №от ДД.ММ.ГГГГ у Мукомел В.Ф. имеются заболевание правой почки Т2 NоМо после радикальной нефрэктомии от ДД.ММ.ГГГГ, гипертоническая болезнь 1 стадии с пограничными показателями артериального давления. заболевание получено в период военной службы (л.д. 11). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Мукомел В.Ф. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ ДД.ММ.ГГГГ. Заключением МСЭ Мукомел В.Ф. присвоена 3 группа инвалидности по заболеванию, полученному в период военной службы, на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Согласно сведений, представленных ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д. 8, 97), ГУП ЦТИ <адрес> (л.д. 95, 98), Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 96, 99-100), Мукомел В.Ф., ФИО1 на праве собственности либо на ином праве жилья не имеют. Согласно предварительного договора, ФИО1, Мукомел В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ заключили соглашение с ФИО3 о продаже последнему общей долевой собственности в размере 7/25 долей жилого дома, общей площадью 104,5 кв. метров по <адрес>. Обстоятельства продажи указанной доли ФИО1 подтверждаются сведениями ГУП ЦТИ <адрес>, согласно которым продажа 7/25 доли в праве собственности на жилой дом состоялась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98). В соответствии со сведениями, представленными администрацией <адрес> Мукомел В.Ф. проживает и постоянно зарегистрирован в квартире <адрес>. Вместе с ним проживает и имеет постоянную регистрацию по указанному адресу жена ФИО1 (л.д. 10, 13, 94). Согласно свидетельства о государственной регистрации права, 1-комнатная квартира по указанному выше адресу принадлежит на праве собственности ФИО2 (л.д. 14, 101). Общая площадь занимаемого помещения составляет 34,6 кв. метров (л.д. 105). Решением главы <---> № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма для постановки граждан на жилищный учет установлена в размере 9 кв. метров (л.д. 93). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в ст. 52 ЖК РФ, в силу которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч.8 ст. 57). Учитывая то, что бесспорных доказательств фактического проживания истца в 1-комнатной квартире <адрес> непосредственно с родителями жены на момент рассмотрения дела суду не представлено, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется. Отсутствуют такие основания и в силу ст. 57 ЖК РФ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истцом были совершены действия по продаже 7/25 долей жилого дома, общей площадью 104,5 кв. метров по <адрес>. При этом доказательства того, что на момент продажи доли дома истец нуждался в улучшении жилищных условий в материалах дела отсутствуют. Обстоятельства продажи указанной доли ФИО1 подтверждаются сведениями ГУП ЦТИ <адрес>. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что истцом не представлены доказательства того, что он обращался к ответчикам с заявлениями о принятии его на жилищный учет и об улучшении жилищных условий путем выделения субсидии, а ему, в связи с этим, последними было отказано. При этом вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении в любом случае разрешается только на основании его письменного заявления. Суд не принимает во внимание обстоятельства постановки истца на жилищный учет по-прежнему месту жительства в Краснодарском <адрес>, поскольку основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищный условий по настоящему месту жительства отличны. Кроме того, об указанных обстоятельства истец в известность органы местного самоуправления <адрес>, а также ответчиков по данному делу не ставил. Одновременно с этим, суд обращает внимание на то, что после ДД.ММ.ГГГГ постановка на жилищный учет граждан осуществляется только органами местного самоуправления. То обстоятельство, что истец обращался в органы местного самоуправления по настоящему месту жительства для постановки его на жилищный учет, представитель истца оспаривает, сам истец доказательства в связи с этим также не предоставляет, как не предоставляет доказательства постановки его на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ по месту работы. При этом в силу ст. 56 ГПК РФ указанные выше обстоятельства являются областью доказывания истца, а не ответчиков. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из ст. 17 указанного выше закона, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Из ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. В целях реализации статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства на территории Пермского края Правительством Пермского края принято постановление №21-п от 02.03.2007 г., согласно которого меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2.2, в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата; размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан. Указанное постановление предусматривает предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и только инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии (единовременные денежные выплаты) предоставляются вне очереди. Истец к указанной категории граждан – инвалидов не относится. Обстоятельства нуждаемости истца в соответствии со ст. 57 ЖК РФ в связи с заболеванием, входящим в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ, материалами дела также не подтверждается, так как отсутствует соответствующее заключение врачей.. Доказательства того, что истец имеет преимущественное право на получение субсидии во внеочередном порядке перед другими инвалидами суду на момент рассмотрения дела не представлено, согласно постановления Правительства Пермского края №21-п от 02.03.2007 г., данное право истцу не предоставлено. Следовательно, оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу субсидию на момент постановления судом решения в силу ст. 12 ГК РФ не имеется. В свою очередь доводы ответчиков заслуживают внимание и являются обоснованными. Таким образом, истцу в удовлетворении иска, а также возмещении судебных расходов в силу ст. 98 ГПК РФ следует отказать. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Мукомел В.Ф. к Главному управлению МЧС России по Пермскому края, Министерству социального развития Пермского края, третье лицо – Федеральное государственное казенное учреждение «№ отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности произвести выплату субсидии, возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий - подпись - (Е.И. Гачегова) < >