О признании незаконным отказа во включении в состав участников программы, обязании принять в состав участников программы



Дело №­­ 2-970/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 10 мая 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вяткина Д.М.,

при секретаре Анферовой О.А.,

с участием представителя истца Собянина А.С. – Южакова В.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Собянина А.С. и Собяниной Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края <адрес> о признании незаконным отказа во включении в состав участников программы, обязании принять в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.» с момента предоставления документов – с ДД.ММ.ГГГГ и сообщить номер очереди,

установил:

Истцы Собянин А.С. и Собянина Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, о признании отказа в участии программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.» незаконным, признании участником данной программы с момента предоставления документов – с ДД.ММ.ГГГГ и сообщить номер очереди.

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми Собянину А.С. и Собяниной Т.А. отказано в признании молодой семьи в составе трех человек нуждающейся в улучшении жилищных отношений, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих то обстоятельство, что семья Собяниных нуждается в улучшении жилищных условий. Считают, что их семья соответствует требованиям целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.», ими предоставлены все необходимые для этого документы.

Собянины А.С., Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении иска в их отсутствие.

Представитель истца Собянина А.С. на удовлетворении иска настаивал, в соответствии с доводами, изложенными в иске, а также потому, что ответчиком необоснованно требовалось нотариальное удостоверение документов, и предоставление иных документов, не указанных в программе.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/, в порядке ст. 40 ГПК РФ, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков: Администрация г. Перми, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.50/, в порядке ст. 41 ГПК РФ, произведена замена ответчиков: Министерство по культуре, молодежной политике, массовых коммуникаций Пермского края на Министерство социального развития Пермского края; Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края <адрес> на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми

Управление жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения извещено судом надлежащим образом, об отложении дела не просило, просит провести судебное заседание без участия представителя, с заявленными требованиями не согласно, поддерживает доводы, изложенные в письменных возражениях.

Управлением жилищных отношений администрации г.Перми представлены письменные возражения относительно иска /л.д.34-35/, согласно которых исковые требования истцов не признает, поскольку семья Собяниных не соответствует требованиям, указанным в п. 1.2 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 года», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и отсутствием у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не предоставлено заявление о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья или об отказе на получение такой социальной выплаты.

Министерство социального развития Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, просит провести судебное заседание без их участия, с заявленными требованиями не согласны.

Министерством социального развития Пермского края представлены письменные возражения /л.д.104-106/, аналогичные возражениям Управления жилищных отношений администрации г. Перми.

Привлеченные судом в порядке ст. 40, 43 ГПК РФ - Администрация г. Перми, и Министерство социального развития Пермского края по г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).

В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, судом не установлено, что предоставление документов для участия в программе требует нотариального удостоверения.

Судом установлены также следующие обстоятельства дела.

В соответствии с п. 1.1., п. 3.7.2. Положения об Управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 213, Управление является функциональным органом администрации г. Перми наделенным полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в форме распоряжений: по вопросам постановки и снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Собянин А.С. и Собянина Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении их семьи из 3-х человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Собянину А.С., Собяниной Т.А. на состав семьи из трех человек отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что на момент принятия решения и рассмотрения настоящего дела Собянин А.С., Собянина Т.А. и их дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживают и зарегистрированы в квартире <адрес>. Вместе с ними по данному адресу проживают и имеют постоянную регистрацию по месту жительства ФИО2 (отец), ФИО3 (мать), которые в силу ст.31 Жилищного кодекса РФ являются членами семьи Собянина А.С., поскольку обратное не доказано.

Данное жилое помещение находится в собственности Собяниной Т.И..

Согласно технического паспорта, общая площадь квартиры <адрес> составляет <кв.м>.

Согласно сведениям представленным ГУП <наименование> и УФСГРКиК по Пермскому краю семья Собяниных А.С., Т.А., ФИО1 недвижимости принадлежащей им на праве собственности не имеют, в приватизации жилья не участвовали, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы /л.д.92-97/.

Проанализировав изложенное выше законодательства, а также представленные суду доказательства, суд считает, что при принятии решения о нуждаемости молодой семьи в предоставлении субсидии для приобретения жилья необходимо учитывать в составе членов семьи Собянина А.С. - ФИО2 и ФИО3, поскольку указанные лица являются его родителями, доказательств, того, что они не являются членами его семьи суду на момент рассмотрения дела не представлено.

Таким образом, согласно расчета, произведенного судом, фактически на 5 человек (Собянин А.С., Собянина Т.А., ФИО1, ФИО3, ФИО2) приходится <кв.м>, то есть <кв.м> общей площади на 1 человека, что ниже учетной нормы по г. Перми, которая, согласно решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Наличие у молодой семьи Собяниных доходов, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, подтверждено в судебном заседании и не опровергнуто ответчиками. (ст. 56 ГПК РФ).

Учитывая изложенное выше, требования Собянина А.С. и Собяниной Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.» следует удовлетворить, обязать Управление жилищных отношений Администрации г. Перми принять Собянина А.С. и Собянину Т.А., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.» с момента вступления решения суда в законную силу. Поскольку Собяниным А.С. и Собяниной Т.А. не представлено достаточных доказательств в части того, что ДД.ММ.ГГГГ ими были сданы все надлежащие документы в Управление жилищных отношений Администрации г. Перми, для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.», следует отказать в удовлетворении требований о принятии в состав участников Программы с момента предоставления документов – с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку принятие на учет для участия в Программе носит уведомительный характер, требование истцов об извещении их о номере очереди, суд считает излишним.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Собянина А.С. и Собяниной Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконным Распоряжение начальника Управления жилищных отношений Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Собянина А.С. и Собяниной Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.», обязать Управление жилищных отношений Администрации города Перми принять Собянина А.С. и Собянину Т.А., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 г.г.».

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Собянина А.С. и Собяниной Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - Д.М. Вяткин

< >