Именем Российской Федерации (заочное) 14 мая 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием представителя истца – Ченцовой Ю.П., действующей на основании удостоверения, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, установил: прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, просит возложить на ответчиков обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: - оборудовать входную группу поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра; - оборудовать входную группу поручнями с обеих сторон пандуса, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра (л.д. 2-3). В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Перми проверки установлено, что нежилое помещение <адрес>, в котором расположен отдел по Ленинскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, эксплуатируется органом социальной защиты населения на основании договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом между администрацией г. Перми и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми. Данное помещение оборудовано одной входной группой, которая, в свою очередь, оборудована лестничным маршем, к которому пристроен пандус. В нарушение ст. 18 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 (далее – СНиП), поручни, имеющиеся с обеих сторон лестницы, начинаются со второй ступени в нижней части лестницы; поручни, имеющиеся с обеих сторон пандуса, начинаются на расстоянии 1,25 метра от края пандуса. Указанные нарушения влекут за собой нарушения прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 32), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств или заявлений не представил; ранее в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями был согласен, вместе с тем, указал, что Департамент имущественных отношений администрации г. Перми не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель ответчика – Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 31), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств или заявлений не представил; ранее в предварительном судебном заседании исковые требования не признавал. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу ст. 15 вышеуказанного Закона, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73,(далее – СНиП) предусмотрены требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям. В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 СНиП, поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%, высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью не должны превышать 0,04 м. Согласно пункту 3.29 СНиП, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. На основании пункта 3.32 СНиП, вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни лестниц следует, как правило, располагать на высоте 0,9 м. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 м; поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. Как следует из представленных в материалы дела документов, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Перми проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов по <адрес> (л.д. 4-5 – акт проверки); нежилое помещение <адрес>, в котором расположен отдел по Ленинскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, эксплуатируется органом социальной защиты населения на основании договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом между администрацией г. Перми и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 9, 12-15); в ходе вышеуказанной проверки установлены следующие нарушения: перила пандуса начинаются на расстоянии 1,25 метра от края пандуса; перила лестничного марша начинаются со второй ступени; ширина ступеней – 30 см (норма – 40 см); нет туалета для инвалидов (также отсутствует общественный туалет); вышеперечисленные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5); данный акт составлен в присутствии специалиста 2 разряда ФИО, ею подписан, какие-либо отметки, свидетельствующие о несогласии с выявленными нарушениями, в акте отсутствуют (л.д. 4-5); также, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представители ответчиков указанные в акте нарушения фактически не оспаривали (л.д. 22 – протокол предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ). При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие на момент рассмотрения дела сведений об устранении допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, исходя из толкования ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность по созданию условий инвалидам для осуществления ими беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к общественным и производственным зданиям, возложена на организации, осуществляющие свою деятельность в указанных помещениях. Учитывая, что нежилое помещение <адрес>, эксплуатируется органом социальной защиты населения, принимая во внимание вышеуказанную норму права, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должна быть возложена на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми. Факт передачи упомянутого выше помещения Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в оперативное управление объективно подтверждается приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29). При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Перми к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Ленинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры – удовлетворить, возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: - оборудовать входную группу поручнями с обеих сторон лестницы, на высоте не более 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 метра; - оборудовать входную группу поручнями с обеих сторон пандуса, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра. В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми – отказать. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: (подпись) (Ю.Г. Выдрина) < >