О возложении обязанности организовать работы по восстановлению наружного освещения



Дело № 2-1019/2012 < > РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2012 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Черкасовой А.А.,

с участием представителя истца – Годолевской Е.В., действующей на основании служебного удостоверения,

представителя ответчика – Кириллова А.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Шароглазовой И.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Гидросталь», о возложении обязанности организовать работы по восстановлению наружного освещения,

установил:

прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми (далее по тексту – Управление), просит возложить на ответчика обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес> (л.д. 2-3).

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в Орджоникидзевском районе г. Перми; поверкой установлено, что на улице <адрес>, имеются фонарные столбы наружного освещения, однако, при наступлении вечерних сумерек наружное освещение не подается. Согласно пункту 27 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация освещения улиц. Данные полномочия также предусмотрены пунктом 27 части 1 ст. 8 Устава города Перми. Согласно Положению об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г., одной из задач Управления является организация наружного освещения улиц г. Перми. В сфере организации наружного освещения Управление осуществляет организацию и контроль за работой служб, выполняющих работы по содержанию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения (пункт 3.5 Положения). В нарушение вышеуказанных норм права, а также требований СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», на улице <адрес>, отсутствует наружное освещение, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что пункт 27 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», на который ссылается истец, изменен; в соответствии с данным пунктом, к вопросам местного значения городского округа теперь относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан и установление нумерации домов. Таким образом, в настоящее время в компетенцию Управления не входит содержание, строительство, реконструкция, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения; оно, Управление, вправе лишь осуществлять контроль за работой служб, выполняющих данные работы. Непосредственное выявление участков, где отсутствует наружное освещение, а также содержание и ремонт сетей наружного освещения осуществляет МУП <наименование1>. Организация наружного освещения напрямую связана с принятием на баланс МУП <наименование1> соответствующего участка, где отсутствует наружное освещение и финансированием деятельности по организации наружного освещения. В соответствии с подпунктом 3.7.9 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 207 «О территориальных органах администрации г. Перми», территориальный орган в пределах своей компетенции в области внешнего благоустройства вносит предложения по строительству и содержанию муниципальных сетей наружного освещения в функциональный орган администрации г. Перми, осуществляющий функции по организации наружного освещения улиц города Перми. Таким функциональным органом является Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми. По информации, имеющейся в Управлении внешнего благоустройства, сети наружного освещения по улице <адрес>, являются бесхозными. Прием данных сетей наружного освещения в муниципальную собственность будет проведен в соответ­ствии с законодательством. Так, в соответствии с Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 «Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимо­го имущества в муниципальную собственность», территориальные органы (далее - Администрации) изучают и анализируют информацию по возможному наличию на территории районов города бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Кроме того, при необходимости в приеме в муниципальную собственность бесхо­зяйных сетей наружного освещения, а также опор наружного освещения, адми­нистрации направляют запросы по уточнению наличия собственника на данное имущество в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - УФРС), Агентство по управлению имуществом Пермского края, Территориальное управлении Федерального агентства по управлению федераль­ным имуществом по Пермскому краю, департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - ДИО), специализированные муниципаль­ные предприятия и предприятия иной формы собственности для подтверждения отнесения объектов инженерной инфраструктуры к бесхозяйному недвижимому имуществу. После оформления необходимых документов, Управление определяет целесооб­разность приема сетей наружного освещения в муниципальную собственность. На основании протокола заседания постоянно действующей комиссии по принятому решению о возможности приема объекта в муниципальную собственность МУП НО <наименование1> проводит работы по текущему ремонту и организует техническое обслуживание данного объекта с оплатой потребленной электроэнергии. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществ­ляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (УФРС), по заявлению органа местного самоуправления (территориальный орган), на тер­ритории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяй­ной недвижимой вещи на учет и получения со стороны УФРС подтверждения по­становки объекта на учет, ДИО вправе распоряжаться указанным имуществом (л.д. 20-22).

Представитель третьего лица ОАО «Гидросталь» поддерживает исковые требования прокурора, считает, что работы по восстановлению наружного освещения входят именно в компетенцию Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми.

Заслушав пояснения сторон, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 27 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ, действовавшей до 1 января 2012 года), к вопросам местного значения городского округа относилось присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов.

В силу пункту 3.5 Положения об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. (далее – Положение), в сфере организации наружного освещения улиц города Перми Управление осуществляет следующие функции: организация и контроль за работой служб, выполняющих работы по содержанию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения (пункт 3.5.1).

Согласно пункту 27 части 1 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г., к вопросам местного значения городского округа относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Таким образом, вопросы организации наружного освещения дорог и улиц города Перми отнесены к компетенции Управления внешнего благоустройства администрации города Перми.

Тот факт, что Положением предусмотрены лишь организационные и контрольные функции Управления в данной сфере не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку исковые требования сводятся именно к организации работ по восстановлению наружного освещения, то есть вытекают из организационных функций Управления. При этом, требований о возложении на Управление обязанности непосредственно выполнить работы по восстановлению наружного освещения истцом не предъявлено.

Доводы ответчика о внесении с 1 января 2012 года изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части, касающейся компетенции городского округа, также не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Так, согласно пункту 25 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в редакции Федерального закона от 30.11.2011г. №361-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

При этом согласно пункту 5 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011г. №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях реализации положений пунктов 19 и 21 части 1 статьи 14, пунктов 25 и 27 части 1 статьи 16, пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) органы местного самоуправления в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимают либо приводят в соответствие с указанными положениями нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий.

В настоящее время какие-либо изменения в нормативные акты органов местного самоуправления в части, касающейся передачи полномочий по организации наружного освещения иным органам, не внесены. Устав города Перми и Положение об Управлении внешнего благоустройства администрации города Перми относит организацию наружного освещения улиц к компетенции ответчика. При этом противоречий с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не усматривается, поскольку данный Закон передает полномочия по утверждению правил благоустройства, в том числе по вопросам освещения улиц, в компетенцию городского округа.

Тот факт, что сети наружного освещения по указанному выше адресу являются бесхозяйными, также не влечет отказ в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку, в силу пункта 3.5.2 Положения об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г., организация содержания, реконструкции и ремонта (в том числе аварийного) бесхозяйных объектов наружного освещения возложена именно на Управление.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на улице <адрес>, имеются фонарные столбы наружного освещения, однако, при наступлении сумерек наружное освещение не подается.

Данное обстоятельство объективно подтверждается имеющимися в материалах дела документами: письмом генерального директора ОАО «Гидросталь» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки соблюдения законодательства безопасности дорожного движения, организации освещения улиц на территории района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), фотоматериалами (л.д. 9-11), письмом директора МУП НО <наименование1> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что МУП НО <наименование1> не располагает информацией о причинах отсутствия освещения <адрес> (л.д. 19); представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается; каких-либо достаточных, объективных и неопровержимых доказательств того, что нарушения, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением устранены, суду на момент рассмотрения дела также не представлено.

Между тем, исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора и возложить на Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Гидросталь», о возложении обязанности организовать работы по восстановлению наружного освещения – удовлетворить,

возложить на Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес>.

Решение суда в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)