Именем Российской Федерации 18 апреля 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием представителя истца – Годолевской Е.В., действующей на основании служебного удостоверения, представителя ответчика – Кириллова А.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – Шароглазовой И.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Гидросталь», о возложении обязанности организовать работы по восстановлению наружного освещения, установил: прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми (далее по тексту – Управление), просит возложить на ответчика обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес> (л.д. 2-3). В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в Орджоникидзевском районе г. Перми; поверкой установлено, что на улице <адрес>, имеются фонарные столбы наружного освещения, однако, при наступлении вечерних сумерек наружное освещение не подается. Согласно пункту 27 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация освещения улиц. Данные полномочия также предусмотрены пунктом 27 части 1 ст. 8 Устава города Перми. Согласно Положению об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г., одной из задач Управления является организация наружного освещения улиц г. Перми. В сфере организации наружного освещения Управление осуществляет организацию и контроль за работой служб, выполняющих работы по содержанию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения (пункт 3.5 Положения). В нарушение вышеуказанных норм права, а также требований СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», на улице <адрес>, отсутствует наружное освещение, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что пункт 27 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», на который ссылается истец, изменен; в соответствии с данным пунктом, к вопросам местного значения городского округа теперь относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан и установление нумерации домов. Таким образом, в настоящее время в компетенцию Управления не входит содержание, строительство, реконструкция, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения; оно, Управление, вправе лишь осуществлять контроль за работой служб, выполняющих данные работы. Непосредственное выявление участков, где отсутствует наружное освещение, а также содержание и ремонт сетей наружного освещения осуществляет МУП <наименование1>. Организация наружного освещения напрямую связана с принятием на баланс МУП <наименование1> соответствующего участка, где отсутствует наружное освещение и финансированием деятельности по организации наружного освещения. В соответствии с подпунктом 3.7.9 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 207 «О территориальных органах администрации г. Перми», территориальный орган в пределах своей компетенции в области внешнего благоустройства вносит предложения по строительству и содержанию муниципальных сетей наружного освещения в функциональный орган администрации г. Перми, осуществляющий функции по организации наружного освещения улиц города Перми. Таким функциональным органом является Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми. По информации, имеющейся в Управлении внешнего благоустройства, сети наружного освещения по улице <адрес>, являются бесхозными. Прием данных сетей наружного освещения в муниципальную собственность будет проведен в соответствии с законодательством. Так, в соответствии с Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 «Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность», территориальные органы (далее - Администрации) изучают и анализируют информацию по возможному наличию на территории районов города бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Кроме того, при необходимости в приеме в муниципальную собственность бесхозяйных сетей наружного освещения, а также опор наружного освещения, администрации направляют запросы по уточнению наличия собственника на данное имущество в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - УФРС), Агентство по управлению имуществом Пермского края, Территориальное управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - ДИО), специализированные муниципальные предприятия и предприятия иной формы собственности для подтверждения отнесения объектов инженерной инфраструктуры к бесхозяйному недвижимому имуществу. После оформления необходимых документов, Управление определяет целесообразность приема сетей наружного освещения в муниципальную собственность. На основании протокола заседания постоянно действующей комиссии по принятому решению о возможности приема объекта в муниципальную собственность МУП НО <наименование1> проводит работы по текущему ремонту и организует техническое обслуживание данного объекта с оплатой потребленной электроэнергии. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (УФРС), по заявлению органа местного самоуправления (территориальный орган), на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет и получения со стороны УФРС подтверждения постановки объекта на учет, ДИО вправе распоряжаться указанным имуществом (л.д. 20-22). Представитель третьего лица ОАО «Гидросталь» поддерживает исковые требования прокурора, считает, что работы по восстановлению наружного освещения входят именно в компетенцию Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми. Заслушав пояснения сторон, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего. Согласно пункту 27 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ, действовавшей до 1 января 2012 года), к вопросам местного значения городского округа относилось присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов. В силу пункту 3.5 Положения об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. (далее – Положение), в сфере организации наружного освещения улиц города Перми Управление осуществляет следующие функции: организация и контроль за работой служб, выполняющих работы по содержанию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту сетей наружного освещения (пункт 3.5.1). Согласно пункту 27 части 1 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г., к вопросам местного значения городского округа относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Таким образом, вопросы организации наружного освещения дорог и улиц города Перми отнесены к компетенции Управления внешнего благоустройства администрации города Перми. Тот факт, что Положением предусмотрены лишь организационные и контрольные функции Управления в данной сфере не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку исковые требования сводятся именно к организации работ по восстановлению наружного освещения, то есть вытекают из организационных функций Управления. При этом, требований о возложении на Управление обязанности непосредственно выполнить работы по восстановлению наружного освещения истцом не предъявлено. Доводы ответчика о внесении с 1 января 2012 года изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части, касающейся компетенции городского округа, также не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Так, согласно пункту 25 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в редакции Федерального закона от 30.11.2011г. №361-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. При этом согласно пункту 5 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011г. №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях реализации положений пунктов 19 и 21 части 1 статьи 14, пунктов 25 и 27 части 1 статьи 16, пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) органы местного самоуправления в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимают либо приводят в соответствие с указанными положениями нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий. В настоящее время какие-либо изменения в нормативные акты органов местного самоуправления в части, касающейся передачи полномочий по организации наружного освещения иным органам, не внесены. Устав города Перми и Положение об Управлении внешнего благоустройства администрации города Перми относит организацию наружного освещения улиц к компетенции ответчика. При этом противоречий с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не усматривается, поскольку данный Закон передает полномочия по утверждению правил благоустройства, в том числе по вопросам освещения улиц, в компетенцию городского округа. Тот факт, что сети наружного освещения по указанному выше адресу являются бесхозяйными, также не влечет отказ в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку, в силу пункта 3.5.2 Положения об Управлении внешнего благоустройства администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г., организация содержания, реконструкции и ремонта (в том числе аварийного) бесхозяйных объектов наружного освещения возложена именно на Управление. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на улице <адрес>, имеются фонарные столбы наружного освещения, однако, при наступлении сумерек наружное освещение не подается. Данное обстоятельство объективно подтверждается имеющимися в материалах дела документами: письмом генерального директора ОАО «Гидросталь» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки соблюдения законодательства безопасности дорожного движения, организации освещения улиц на территории района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), фотоматериалами (л.д. 9-11), письмом директора МУП НО <наименование1> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что МУП НО <наименование1> не располагает информацией о причинах отсутствия освещения <адрес> (л.д. 19); представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается; каких-либо достаточных, объективных и неопровержимых доказательств того, что нарушения, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением устранены, суду на момент рассмотрения дела также не представлено. Между тем, исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора и возложить на Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к управлению внешнего благоустройства администрации г. Перми, третье лицо – Открытое акционерное общество «Гидросталь», о возложении обязанности организовать работы по восстановлению наружного освещения – удовлетворить, возложить на Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми обязанность организовать работы по восстановлению наружного освещения на улице <адрес>. Решение суда в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми. Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)