Дело № 2-1310/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 мая 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Пикулевой Е.В., с участием прокурора Колотовой Л.А., представителя истца Башкурова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зернина А.П. к ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости населения об индексации сумм возмещения вреда здоровью, установил: Зернин А.П. обратился в суд с иском к ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости населения, ссылаясь на то, что имеет статус инвалида 3 группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. По заключению ВТЭК ДД.ММ.ГГГГ установлена связь его заболеваний с катастрофой на ЧАЭС и 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. Ответчиком неправильно рассчитана первоначальная сумма возмещения вреда здоровью в сумме <ххх>, которая по расчету истца составляет <ххх>. Право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит истцу. В соответствии с ст. 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица рассчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая, на 12. В редакции от 20 июня 2003г. данная норма предусматривает право выбора способа расчета дополнительно за тот же период работы, предшествовавший установлению диагноза или установлению утраты (снижения) профессиональной трудоспособности. За период предшествовавший трудовому увечью истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ среднемесячная сумма заработка составила <ххх>, исходя из которой возмещение 40% утраты трудоспособности составляет <ххх>, а с учетом индексации на коэффициент увеличения МРОТ на ДД.ММ.ГГГГ - <ххх>. Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена защита выплат от инфляции. С ДД.ММ.ГГГГ своевременная индексация сумм возмещения вреда не производилась. Всего задолженность по выплате денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на индексы потребительских цен составила <ххх>. На основании изложенного истец просит взыскать в его пользу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в размере <ххх> и задолженность <ххх> (л.д. 2-8). Впоследствии истец требования уточнил в связи с исключением индексации по индексам потребительских цен за период ДД.ММ.ГГГГ, просит установить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в сумме <ххх> и взыскать задолженность <ххх> (л.д. 42). Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал. Иные лица, участвующие в деле, не явились. Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в возражениях ссылается на то, что возмещение вреда здоровью Зернина А.П. выплачивалось с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этого момента истцу назначены пенсии по старости и по инвалидности. Возмещение в твердой сумме <ххх> назначено истцу с ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ. Индексации выплат производились истцу своевременно в соответствии с действующим законодательством. На момент вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ истцу денежная компенсация не выплачивалась, в связи с чем ранее назначенной суммы возмещения вреда, которая подлежала бы сравнению с размером твердой суммы, не имелось. Об отказе в индексации данной суммы имеется решение Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Принять во внимание средний заработок за 12 месяцев перед окончанием работ на ЧАЭС нет оснований, поскольку заболевание истца не является профессиональным. Согласно разъяснению Минтруда России от 1 июня 1999г. № 1 лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности «Увечье, связанное с аварией на ЧАЭС», выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986г., заработок для исчисления СВВ может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными. Истец не принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году в третьей зоне опасности. Порядок индексации, применяемый истцом, противоречит законодательству (л.д. 33-38). Представитель ответчика ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в письменных возражениях указал, что истец требует принять за основу заработок, учитываемый для назначения пенсии по инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью не выплачивалось, поскольку с этого момента истцу назначены пенсии по старости и по инвалидности, что исключало иные выплаты. Возмещение в твердой сумме <ххх> назначено истцу с ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ. Индексации выплат производились истцу своевременно в соответствии с действующим законодательством (л.д. 48-52). Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам. Зернин А.П. в период ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (справка л.д. 60). ДД.ММ.ГГГГ Зернину А.П. установлена третья группа инвалидности вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем он имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона (копии удостоверений и справка л.д. 9-10). Ежемесячно Зернину А.П. выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью: <ххх> (справки л.д. 13, расчет л.д. 55, 58). Указанные суммы ЕДК индексировались с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001г. № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002г. № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ) и выплачивались истцу своевременно и в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 326, от 9 августа 2005г. № 496, от 25 апреля 2006г. № 246, от 21 марта 2007г. № 171, от 21 декабря 2007г. № 914, что установлено кассационным определением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований Зернина А.П. о взыскании задолженности по выплате ЕДК в период ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <ххх> и установлении к выплате с ДД.ММ.ГГГГ суммы ЕДК <ххх>. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненными работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. №4214-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. №180-ФЗ), действовавшими на момент установления истцу инвалидности и назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими месяцами. Порядок подсчета среднемесячного заработка установлен в ст.15 вышеназванных Правил, согласно которых среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ). В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ) При невозможности получения документов о фактическом заработке сумма возмещения вреда исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за возмещением вреда. С 15.02.2001 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст.2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», либо ранее установленная ежемесячная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающем максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ). Статьей 29 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. №180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил). Частью 3 ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда…, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 г., установлено, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (в ред. Закона от 24.11.95 N 180-ФЗ). В соответствии с п.6 Разъяснений от 01.06.1999г. №1 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 01.06.1999г. №10, инвалидам, которым сумма в возмещение вреда исчисляется впервые после 2 марта 1996 года, - индексация заработка производится в соответствии с частью 3 статьи 11 Правил в порядке, установленном действующим законодательством при исчислении заработка для назначения пенсий. Ранее действовавшими Разъяснениями Минтруда от 09.10.1996г. №1, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 09.10.1996г. №3, также было предусмотрено, что лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 г.) начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии с частью 3 статьи 11 Правил (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), т.е. в порядке, действующем для назначений пенсии (абз.6 п.2). На основании п.3 Разъяснений от 01.06.1999г. №1 периоды, за которые принимается среднемесячный заработок для исчисления суммы в возмещение вреда, определяются в соответствии со статьей 14 Правил за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма в возмещение вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 14 Закона). Вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 19.09.1999 г. N ГКПИ1999-675, 677, 686, 691, 704, 717, у727, 736, 741 по жалобам В., Л., Ф. и др. о признании недействительными (незаконными) пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 Разъяснения N 1 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 1 июня 1999 г. N 10 в удовлетворении требований заявителей о признании незаконным пункта 3 Разъяснения Минтруда России N 1 было отказано. Размер возмещения вреда здоровью, рассчитанный из заработка истца за 12 месяцев, предшествовавших окончанию работ на Чернобыльской АЭС (справка л.д. 11) составляет <ххх>. Фактически истцу назначено возмещение в размере <ххх>, т.е. 40% из среднемесячного заработка <ххх> (расчет л.д. 55), что является более выгодным размером компенсации. Поскольку суммы в возмещение вреда здоровью назначались Зернину А.П. исходя из заработка за период, предшествовавший установлению инвалидности в ДД.ММ.ГГГГ, а в указанный период времени размер пенсии не увеличивался (повышение имело место с ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, применение истцом индексов роста оплаты труда является незаконным, противоречащим действовавшему на момент назначения выплат законодательству (указанная позиция изложена в кассационном определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Кроме того, оснований для перерасчета истцу суммы возмещения вреда, исходя из заработка за 12 месяцев предшествующих окончанию работ на Чернобыльской АЭС, не имеется, поскольку работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС продолжалась у истца более одного месяца, непосредственно работы на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году истец не выполнял, документальное подтверждение о выполнении этих работ истцом суду на день рассмотрения дела не представлено. В связи с изложенным, нарушений прав истца установленной суммой выплаты ежемесячной денежной компенсации суд не усматривает. Требования истца о взыскании задолженности по выплате возмещения вреда здоровью в период ДД.ММ.ГГГГ суд находит необоснованными, поскольку в указанный период истец являлся получателем двух пенсий по старости и по инвалидности, что подтверждается копиями распоряжений из материалов личного дела Зернина А.П. Это обстоятельство исключало выплату возмещения согласно абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции от 24 ноября 1995г., действовавшей до принятия Закона РФ от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ. С 15 февраля 2001г. истцу назначена компенсация в твердой денежной сумме <ххх>. Назначение истцу компенсации в твердой денежной сумме <ххх> с ДД.ММ.ГГГГ произведено в соответствии с законом: по заявлению Зернина А.П. (л.д. 80), в размере, установленном п. 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Право Зернина А.П. на выбор способа возмещения ответчиком не нарушено, поскольку получателем ежемесячных сумм возмещения вреда истец на момент назначения компенсации в твердой денежной сумме не являлся, а сама твердая денежная сумма <ххх> превышает размер возмещения вреда, рассчитанный из среднего заработка. Правильность расчета сумм возмещения вреда здоровью, выплачиваемых истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверено судом в кассационном определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований Зернина А.П. о взыскании задолженности по выплате ЕДК в период ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <ххх> и установлении к выплате с ДД.ММ.ГГГГ суммы ЕДК <ххх>. На основании изложенного в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда и увеличении размера ежемесячного возмещения вреда здоровью суд отказывает. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении требований Зернина А.П. к ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости населения об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: