О предоставлении жилого помещения



Дело №2-2581/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 24.05.2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вяткина Д.М.,

при секретаре Шевелевой О.В.,

с участием представителя истца – прокуратуры Ленинского района г. Перми – Колотовой Л.А., действующей на основании служебного удостоверения,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми, действующей в интересах Залялютдинова И.Р., к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действуя в интересах Залялютдинова И.Р., обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить Залялютдинову И.Р. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра (л.д. 2-5).

Свои требования истец мотивировал следующим: прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Залялютдинов И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; мать - ФИО – решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; данные об отце Залялютдинова И.Р. записаны со слов матери; постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Залюлитдинов И.Р. помещен в Дом ребенка, в связи с тем, что родители отказались его забрать. ДД.ММ.ГГГГ решением Осинского районного суда Залялютдинов И.Р. признан недееспособным, в связи с приказом Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ он переведен ДД.ММ.ГГГГ из <наименование1> в <наименование2> – филиал краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», где зарегистрирован и проживает. На основании Постановления администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, Залялютдинов И.Р. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Краевое государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д. 1).

Представитель прокуратуры на требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении прокурора Мотовилихинского района г. Перми.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 38), каких-либо ходатайств или заявлений не представил.

Представитель ответчика – администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила провести судебное заседание в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление (л.д. 43), также, направила в суд письменный отзыв по иску, в котором указала, что исковые требования являются незаконными и необоснованными в силу следующего. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Согласно положениям пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. №103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м. При этом, в силу части 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК, уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края. Также, финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, главным распорядителем которых является Правительство Пермского края, в связи с чем администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем указанных выше категорий граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края (л.д. 43-45).

Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, просила провести судебное заседание в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление (л.д. 77), также, направила в суд письменный отзыв, в котором указала, что исковые требования являются незаконными и необоснованными, в силу следующего. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона №159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Перми, и не входят в полномочия Правительства Пермского края. Вместе с тем, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Также, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что у Залялютдинова И.Р. и его матери отсутствуют жилые помещения на праве собственности, кроме того, одним из условий предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ является окончание пребывания в учреждении социального обслуживания, Залялютдинов И.Р. в настоящее время находится на стационарном обслуживании, следовательно, исковые требования, заявленные прокурором, удовлетворению не подлежат (л.д. 77-81).

Представитель третьего лица - Краевое государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 42), просил провести судебное заседание без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления, мнение ответчиков, изложенное в письменных отзывах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

Залялютдинов И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ; данные об отце записаны со слов матери (л.д. 11-13, 17).

Постановлением Администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Залялютдинов И.Р. помещен в Дом ребенка. (л.д. 22)

Решением Осинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Залялютдинов И.Р. признан недееспособным. (л.д. 14)

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Залялютдинов И.Р. переведен из ГКОСУСОН <наименование1> в ГКСУСОН <наименование2> (л.д. 18)

Приказом Министерства социального развития от ДД.ММ.ГГГГ над Залялютдиновым И.Р. установлена опека и возложены обязанности опекуна на ГКСУСОН <наименование2> (л.д. 20)

Из письма Управления жилищных отношений администрации г. Перми следует, что Залялютдинов И.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 67, 76).

Согласно данным, представленным ГУП <наименование3>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, какое-либо жилье на праве собственности Залялютдинов И.Р., его мать – ФИО не имеют, в приватизации жилья не участвовали; жилые помещения за Залялютдиновым И.Р. не закреплены и ранее не закреплялись (л.д. 28, 54, 56).

Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд считает, что иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Залялютдинова И.Р., является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что Залялютдинов И.Р. является лицом из числа детей-сирот, он своевременно поставлен на жилищный учет в администрации Мотовилихинского района г. Перми, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен.

При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Суд приходит к данному выводу, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава города Перми).

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно пункту 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Доводы ответчиков о том, что требования истца о предоставлении ему жилого помещения площадью 33 кв.м. являются незаконными и необоснованными, суд отвергает за несостоятельностью по изложенным выше основаниям. Также суд считает необоснованными доводы о том, что у Залялютдинова И.Р. отсутствует право на предоставление жилого помещения, ввиду нахождения его на стационарном обслуживании, поскольку исходя из сведений, предоставленных руководителем <наименование2>, Залялютдинов И.Р. по своему психическому состоянию может проживать самостоятельно (л.д. 30).

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, Залялютдинову И.Р. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Залялютдинова И.Р., к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить,

возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Залялютдинову И.Р. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись – Вяткин Д.М.

< >