Об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев



Дело № 2-1316/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием заявителей Безуховой Л.А., Безухова О.Б., Безухова В.О., Безухова М.О.,

представителя заявителей Лукаевой Л.В.,

представителей заинтересованного лица – УФМС по Пермскому краю Голенковой С.А., Шардиной Т.Г., действующих на основании доверенностей (л.д. 121, 122),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Безуховой Л.А., Безухова О.Б., Безухова В.О., Безухова М.О. о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев,

у с т а н о в и л :

Безухова Л.А., Безухов О.Б., Безухов В.О., Безухов М.О. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев. В обоснование заявленных требований Безуховы указали, что в ДД.ММ.ГГГГ приехали из <адрес>, где получили статус вынужденных переселенцев. До настоящего времени заявители не имеют жилого помещения на праве собственности либо в безвозмездном пользовании, проживают в квартире на условиях коммерческого найма, состоят на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Управлением федеральной миграционной службы России по Пермскому краю заявителям не была оказана помощь в улучшении жилищных условий и в жилищном обустройстве. ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом принято незаконное и необоснованное решение об отказе Безуховой Л.А., Безухову О.Б., Безухову В.О., Безухову М.О. в продлении статуса вынужденных переселенцев (л.д. 6 – 12).

В судебном заседании заявители и их представитель просили удовлетворить их требования. Безуховы пояснили, что земельные участки под индивидуальное жилищное строительство предоставлялись им дважды, но не в качестве государственной помощи, а на общих основаниях. Незавершенный строительством жилой дом <адрес> был продан, так как отсутствовали финансовые возможности для завершения строительства. Денежные средства, полученные от продажи земельного участка и дома, в сумме <ххх> частично были направлены на погашение денежных обязательств, а в сумме <ххх> – на оплату обучения детей, восстановление здоровья и иные нужды.

Представители Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований Безуховых, указывая, что у них отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве (письменный отзыв – л.д. 107-113).

Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ч. 1 ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г.).

Согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г. статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г. вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г.

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;

10) рассматривают обращения в письменной форме вынужденного переселенца и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации;

3) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) предоставляют вынужденным переселенцам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

5) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в:

1) возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается компенсация;

2) организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации перевозки имущества, находящегося в его собственности на территории иностранного государства. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивают компенсацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Супруги Безухова Л.А., Безухов О.Б., их дети – Безухов М.О., Безухов В.О. (л.д. 18-24) решением от ДД.ММ.ГГГГ признаны вынужденными переселенцами (л.д. 41 – 44).

Заявители с ДД.ММ.ГГГГ проживают по <адрес> по договору коммерческого найма, заключенному между Безуховым О.Б. (наниматель) и ФИО1 (наймодатель) – л.д. 17,20-23,73,74.

С ДД.ММ.ГГГГ Безухов О.Б. и члены его семьи (жена и дети) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 40,46,47).

Безухов М.О., Безухов В.О. не обладают правом собственности на объекты недвижимого имущества (л.д. 64-66).

Безухову О.Б. на праве собственности принадлежал незавершенный строительством жилой дом <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением договора купли – продажи (л.д. 62,114).

ДД.ММ.ГГГГ Безуховой Л.А. в аренду под строительство предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м. <адрес> (постановление администрации г. Перми – л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Перми (арендодатель) и Безуховой Л.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка <адрес> (л.д. 14 - 16).

ДД.ММ.ГГГГ Безуховой Л.А. в собственность по выкупной цене в размере <ххх> предоставлен земельный участок площадью 1200 кв.м. <адрес> (л.д. 25-26).

ДД.ММ.ГГГГ Безухова Л.А. продала земельный участок и незавершенный строительством жилой дом, площадью 92,5 кв.м., <адрес> ФИО2 за <ххх> и <ххх> соответственно (л.д. 27, 84, 86-89). Право собственности Безуховой Л.А. на земельный участок и незавершенный строительством жилой дом <адрес> прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Безухова Л.А. является собственником земельного участка под строительство индивидуального дома <адрес>, площадью 1000 кв.м. (л.д. 85, свидетельство – л.д. 90 оборот).

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что заявителями осуществлялось индивидуальное жилищное строительство на земельном участке <адрес>. Дом не был достроен в связи с отсутствием необходимых денежных средств.

Решением Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Безуховой Л.А., Безухову О.Б., Безухову В.О., Безухову М.О. отказано в продлении статуса вынужденных переселенцев на основании ч. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» в связи с отсутствием препятствий в жилищном обустройстве (л.д. 28-33).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из смысла ч. 4 ст. 5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г. следует, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.

Суд считает, что фактические обстоятельства указывают на отсутствие обстоятельств, препятствующих Безуховой Л.А., Безухову О.Б., Безухову В.О., Безухову М.О. в обустройстве на новом месте жительства.

ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г. имеет своей целью защиту прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Безухова Л.А., Безухов О.Б., Безухов В.О., Безухов М.О. не имеют препятствий в улучшении жилищных условий, связанных с оставлением прежнего места жительства по основаниям, установленным ч. 1 ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г.

Семья заявителей приобрела статус вынужденных переселенцев в ДД.ММ.ГГГГ. Затем, в период проживания на территории города Перми Безуховы приобрели право собственности на два земельных участка для индивидуального жилищного строительства предоставленных им органом местного самоуправления в рамках своих полномочий:

ДД.ММ.ГГГГ – по <адрес> (л.д. 62),

ДД.ММ.ГГГГ – по <адрес> (л.д. 84),

а также ДД.ММ.ГГГГ приобрели право собственности на земельный участок <адрес> на основании договора купли – продажи, заключенного с физическим лицом (л.д. 90 оборот),

При этом на земельном участке <адрес> заявителями был возведен жилой дом, площадью 92,5 кв.м. Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что Безуховы обустроились на новом месте жительства. Последующая продажа незавершенного строительством дома и земельного участка за <ххх> (л.д. 27) также свидетельствует об отсутствии препятствий в жилищном обустройстве. Из материалов дела и пояснений самих заявителей следует, что в результате продажи земельного участка и дома <адрес> у них имелись денежные средства для приобретения иного жилого помещения. Жилое помещение не было приобретено в собственность заявителей, поскольку денежные средства были направлены на удовлетворение иных нужд (обучение, реабилитация).

Таким образом, заявители реализовали свое право на улучшение жилищных условий, распорядились имеющимися возможностями по своему усмотрению. После получения от продажи земельного участка и дома <ххх> заявители располагали возможностью приобрести жилое помещение, т.е. отпали препятствия в их обустройстве на новом месте жительства. Заявители в судебном заседании не оспаривают, что после исполнения кредитных обязательств, возникших в связи со строительством дома, у них оставались денежные средства в достаточном объеме (более <ххх>). Материалами дела подтверждаются кредитные обязательства заявителей лишь на сумму <ххх>. От представления дополнительных доказательств Безуховы отказались, что подтверждается распиской. Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует вывод о том, что после исполнения кредитных обязательств, возникших в связи со строительством дома, у Безуховых оставались денежные средства в размере более <ххх>.

Ссылка Безуховых на приобретение земельных участков на общих основаниях не может быть принята судом во внимание. Земельные участки были предоставлены заявителям по основаниям и в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ. Действующее законодательство РФ не устанавливает какой – либо иной порядок предоставления земельных участков, в том числе бесплатно для вынужденных переселенцев.

Кроме того, основания продления статуса вынужденных переселенцев установлены Законом. Согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г. срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства. Федеральный Закон не ставит возможность продления статуса вынужденного переселенца в зависимость от использования мер, предусмотренных ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. Иными словами, действующее законодательство не предусматривает обязательное продление статуса вынужденного переселенца гражданам, которые не воспользовались государственной помощью в обустройстве на новом месте жительства.

Поскольку Безухова Л.А., Безухов О.Б., Безухов В.О., Безухов М.О. не имеют препятствий в обустройстве на новом месте жительства, Управлением федеральной миграционной службы России по Пермскому краю на основании ч. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» 11 ноября 2011 года принято законное и обоснованное решение об отказе заявителям в продлении статуса вынужденных переселенцев.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований Безуховой Л.А., Безухова О.Б., Безухова В.О., Безухова М.О. о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Безуховой Л.А., Безухова О.Б., Безухова В.О., Безухова М.О. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

< >