О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1780/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием истца Ромахина В.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ромахина В.С. к администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Ромахин В.С. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми за счет средств, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.

Свои требование истец обосновал тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; в период ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа » <адрес>; постановлением администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет; учетный номер – , по льготному списку – ; в настоящее время жилья в собственности не имеет, жилым помещением как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании истец на иске настаивал, в предварительном судебном заседании пояснял, что после выпуска из детского дома, проживал в общежитии при училище; в ДД.ММ.ГГГГ окончил училище, проживал у друзей или снимал жилье; в настоящее время вынужден снимать комнату <адрес>; в администрацию г. Перми за жилищным сертификатом не обращался; о решении Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о признании его (истца) не приобретшим право пользования жилым помещением <адрес> и снятии с регистрационного учета по указанному адресу ему (истцу) не известно.

Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.50-52), в судебное заседание представителей не направили; администрация города Перми заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.

Из возражений, представленных ответчиками ранее следует, что Правительство Пермского края иск не признает в части размера, требуемого истцом жилого помещения - 33 кв.м.; Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» не применим, так как в настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован, исполнение решения суда в части предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Пермского края не представляется возможным; указанная норма в 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального фонда в размер 15 кв.м., в соответствии с решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. (л.д.37-41).

Администрация г. Перми, также не признавая иск, считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (л.д.44-45).

Выслушав истца, оценив возражения ответчиков, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела г., рассмотренного Свердловским районным судом г. Перми, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказалась от него в родильном доме, оформила об этом отказ, по решению Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына; отец – ФИО2 в свидетельстве о рождении истца записан со слов матери, что объективно подтверждается копией свидетельства о рождении Ромахина В.С. (л.д. 7, 26, 28), копией письменного отказа ФИО1 от ребенка (л.д.30), копией решения Свердловского районного суда г. Перми (л.д.29).

Кроме того, судом установлено, что на основании решения Свердловского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истец был устроен в дом ребенка, являлся воспитанником детских домов №№; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении и был зарегистрирован в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа » <адрес>; постановлением администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет под номером – , по льготному списку – ; очередь истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ истец достиг совершеннолетия; жилым помещением по договору социального найма до настоящего времени не обеспечен, в связи проживает в съемной квартире <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, копиями: справки ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа » <адрес> (л.д.5, 23), сообщения администрации Свердловского района г. Перми о постановке истца на жилищный учет (л.д.6, 21), решения Свердловского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, путевок , 196 (л.д.27, 31, 32), сообщением управления жилищных отношений администрации г. Перми об очередности истца (л.д.46).

Кроме того, суд установил, что на праве собственности истец жилых помещений не имел и не имеет, что подтверждается сведениями из регистрирующих органов (л.д. 18, 33); с ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в комнате общежития <адрес>, в которую фактически не вселялся, что подтверждается решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, которым истец признан не приобретшим право пользования указанным жилым помещением и снят с регистрационного учета по указанному адресу (дело , л.д.100-101).

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевший и не имеющий на праве собственности жилых помещений, выпущен из образовательного учреждения без обеспечения его жилым помещением; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, жилых помещений в собственности не имел и не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

Проживание истца в указанном съемном помещении, регистрация истца в комнате общежития <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке.

Следовательно, требование истца о предоставлении жилого помещения является правомерным.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., поскольку семья истца состоит из одного человека.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобрети жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявлен истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жиле помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Ромахину В.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)

< >