Дело № 2-2473/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Рубан О.Н., при секретаре Кобелевой И.В., с участием представителя истца Писаренко Л.Г., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Савиновой А.Р., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации г. Перми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, у с т а н о в и л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с иском к администрации г. Перми о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем выполнении полномочий по организации водоснабжения населения <адрес>, просит обязать ответчика организовать обеспечение населения <адрес> водоснабжением надлежащего качества (л.д. 2 – 18). В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением проведена проверка по обращениям граждан, проживающих в <адрес>, с нареканиями к качеству водоснабжения. В ходе проведенных лабораторных испытаний установлено несоответствие качества воды централизованных систем водоснабжения требованиям, установленным действующим законодательством. Водопровод и очистные сооружения эксплуатировались в течение 27 лет. Эксплуатация объектов водоснабжения осуществляется с грубыми нарушениями санитарных правил. Жители <адрес> не обеспечены питьевой водой нормативного качества, а подаваемая вода может повлечь неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, создать угрозу жизни и здоровью граждан, вызвать инфекционные заболевания среди населения. С учетом изложенного, подача воды была прекращена. В настоящее время вопрос о водоснабжении населения <адрес> не решен. Ссылаясь на положения Конституции РФ, ст.ст. 2, 3 Жилищного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав города Перми, Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит удовлетворить требования, предъявленные им к ответчику. В судебном заседании представитель Управления просит иск удовлетворить. Представитель администрации г. Перми в судебном заседании иск не признал. Не отрицая наличие у администрации г. Перми обязанности обеспечить население <адрес> водоснабжением надлежащего качества, представитель ответчика указывает, что незаконного бездействия допущено не было. Очистные сооружения находятся в собственности физического лица, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Получив информацию о ненадлежащем содержании централизованных систем водоснабжения, администрация г. Перми незамедлительно предприняла исчерпывающие меры к устранению нарушений требований действующего законодательства. В настоящее время отсутствуют бюджетные средства, необходимые для восстановления и организации обеспечения населения <адрес> водоснабжением надлежащего качества через централизованные системы водоснабжения. Однако, граждане обеспечены водоснабжением, так как питьевую воду привозят в <адрес> в цистернах. Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 41, 42, 46 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д. На основании ч. 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Как следует из ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Статьей 8 Устава города Перми (зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 14 декабря 2005 г. N RU59303000200500) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в соответствии с Жилищным кодексом РФ, утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила). На основании п. 6 данных Правил в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит холодное водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Согласно указанным Правилам водоснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное, при этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа. В соответствии с пунктом 1, 4 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Пунктом 51 данных Правил потребителю предоставлено право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» поставляемая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели. На основании пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 3.1./3.2.1379-03. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела. В соответствии с договором аренды наружных сетей водопровода, канализации и скважин от 25.06.2010 года ООО <наименование1> во временное пользование собственниками сетей были переданы водонапорная башня, наружные сети водопровода, наружные сети канализации и скважины. ООО <наименование1> осуществляло доставку воды потребителям на основании договоров на поставку воды от ДД.ММ.ГГГГ с ТСЖ <наименование2> и ТСЖ <наименование3> (л.д. 88, 91 – договоры аренды, л.д. 80, 92– акты приема-передачи станции водоподготовки, л.д. 94-99 – договоры на поставку воды). На протяжении длительного времени в жилые дома <адрес> поступала вода ненадлежащего качества и не соответствующая санитарным нормам, что подтверждается неоднократными обращениями жителей и товарищества собственников жилья <адрес> (л.д. 48-51, 57-58, 63, 67). Впоследствии ООО <наименование1> с ДД.ММ.ГГГГ прекратило подачу воды населению <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ расторгло договор аренды имущества (артезианские скважины, насосная станция, сеть водопровода), а также договор на поставку воды населению, без разрешения вопроса о водоснабжении в дальнейшем населения <адрес>, что подтверждается материалами по делу об административном правонарушении (л.д. 108-126, 140, 143-147, 164). Кроме того, в ходе административного расследования установлено, что эксплуатация объектов водоснабжения осуществляется с грубыми нарушениями санитарных правил, а именно: 1. при отсутствии проекта зоны санитарной охраны скважин, что является нарушением п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; 2. при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (скважин) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что не отвечает требованиям п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 3. при отсутствии согласованной программы производственного контроля качества питьевой воды с органами Роспотребнадзора, что является нарушением п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; 4. при отсутствии лабораторного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению <адрес>, что не отвечает требованиям п.4.2. СапПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что качество воды, подаваемой жителям <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил по показателям содержания в воде железа, остаточного хлора, марганца по показателям мутности, жесткости, а также по содержанию и показателям ОКБ, привкуса, запаха, сероводорода. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 127-139, 141-142, 148, 149-150, 151-161) и не оспариваются ответчиками в судебном заседании. Из экспертного заключения № по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пробы питьевой воды №, отобранной до водопровода, №, отобранной после станции водоподготовки, №№, отобранных из разводящей сети, не соответствуют требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по жесткости общей и марганцу (л.д. 162-163). Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что бесперебойная подача в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, является одним из основных требований, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает нормы, допускающей прекращение обеспечения населения питьевой водой. Кроме того, суд принимает во внимание, что решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях. В случае принятия решения о запрещении или приостановлении использования питьевой воды организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с Центром госсанэпиднадзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных правил. При этом, о принятом решении о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям в данной ситуации население информируется в установленном порядке (пп. 2.7.1., 2.7.2., 2.7.3. СанПиН 2.1.4.1074-01). В соответствии со ст. 4 Закона Пермской области от 10.02.2000 года № 817-122 «О безопасности питьевой воды» органы местного самоуправления являются субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обеспечением населения безопасной питьевой водой, определяются в соответствии с федеральными законами (ст. 6 данного Закона). С точки зрения санитарного законодательства деятельность органов местного самоуправления имеет ключевое значение в вопросах организации надлежащего питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения. В соответствии со ст.ст. 18, 19 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 2.7.1, 2.7.2 СанПиН 2.1.4.1074 - 01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» на органы местного самоуправления возложена обязанность принятия решений по вопросам организации водоснабжения населения, обеспечения населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных правил. Частью 2 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статья 3 Закона Пермской области от 10.02.2000 года № 817-122 «О безопасности питьевой воды» с целью обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения предусматривает необходимость проведения целого комплекса мер, в т.ч. реализацию комплекса мер, при которых совокупность допустимых показателей микробиологического, паразитологического, вирусологического, химического, радиологического состава и органолептических свойств питьевой воды соответствует установленным гигиеническим нормативам, гарантирующим ее безопасность для здоровья человека; профилактику заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; разработку и реализацию федеральных, региональных и местных целевых программ обеспечения населения безопасной питьевой водой; выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил в области обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения как составной части осуществляемой ими деятельности; создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации и Пермской области в области обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения; проведение социально-гигиенического мониторинга, научных исследований в области обеспечения безопасного питьевого водоснабжения населения; меры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с организацией питьевого водоснабжения, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; организация контроля за качеством питьевой воды. Таким образом, на основании вышеизложенного на органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложена обязанность обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. На день рассмотрения дела население <адрес> не обеспечено водоснабжением надлежащего качества через централизованные системы водоснабжения, отсутствует бесперебойная, круглосуточная подача воды в жилые дома. Данный факт в судебном заседании установлен, и ответчиком не оспаривается. Довод представителя администрации г. Перми о том, что администрацией <адрес> организован ежедневный подвоз питьевой воды, не может быть принят судом во внимание. Указанные действия органа местного самоуправления не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности по обеспечению населения <адрес> водоснабжением и питьевой водой. Из системного анализа действующего законодательства, и в частности «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», следует, что потребители имеют право на круглосуточное, бесперебойное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Исполнение данного требования нормативно – правового акта ответчиком на день рассмотрения дела не обеспечено, что им не оспаривается. Доказательств иного суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ). При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным требование истца о признании незаконным бездействия администрации г. Перми, выразившегося в ненадлежащем выполнении полномочий по организации водоснабжения населения <адрес>. Суд принимает во внимание, что сложившаяся ситуация неоднократно была рассмотрена на заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям, составлен проект распоряжения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения работ по ликвидации аварийной ситуации на системе водоснабжения жилых домов <адрес>. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрацией г. Перми приняты исчерпывающие меры для организации обеспечения населения <адрес> круглосуточным, бесперебойным водоснабжением надлежащего качества. Жалобы жителей <адрес> на качество воды поступали с ДД.ММ.ГГГГ. Лабораторные испытания, подтверждающие ненормативное качество водопроводной воды в <адрес> проведены ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени каких – либо действий, направленных на организацию централизованного, бесперебойного, круглосуточного обеспечения населения <адрес> водоснабжением надлежащего качества ответчиком не совершено. Согласно отзыва администрации г. Перми принято решение о подаче технической воды в жилые дома и подвоз питьевой воды. Эти меры не могут расцениваться судом как исчерпывающие. Заседания и совещания по вопросу водоснабжения <адрес> начали проводиться только в ДД.ММ.ГГГГ. На день рассмотрения дела еще не утверждено распоряжение о выделении бюджетных средств, необходимых для ликвидации сложившейся аварийной ситуации. Из протокола совещания Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его участниками также отмечено несвоевременное принятие администрацией г. Перми мер по недопущению возникновения социальной напряженности, связанной с поставкой воды ненадлежащего качества в дома <адрес> (л.д. 72). Администрация г. Перми не является собственником очистных сооружений в <адрес>. Однако данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению населения водоснабжением надлежащего качества. Данная обязанность на день рассмотрения настоящего дела судом ответчиком не исполнена. С учетом изложенного, требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации г. Перми подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации г. Перми, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации водоснабжения населения <адрес>. Обязать администрацию г. Перми организовать обеспечение населения <адрес> водоснабжением надлежащего качества. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан) < >