О признании незаконными действий Государственной инспекции труда в Пермском крае



Дело № 2-671/12 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Уралстройзащита» о признании незаконными действий Государственной инспекции труда в Пермском крае,

у с т а н о в и л:

ООО «Уралстройзащита» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции труда в Пермском крае, выразившихся в направлении письма от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов. В обоснование заявленных требований ООО «Уралстройзащита» указало, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом запрошены документы, касающиеся трудовой деятельности ФИО1: трудовой договор, дополнительное соглашение к нему, приказ о приеме на работу, платежные документы, табель учета рабочего времени, а также положение об оплате труда, коллективный договор и положение о премировании. Запрос указанных документов заявитель считает незаконным, так как он не мотивирован, не приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля о проведении проверки. Установлен сокращенный срок для представления документов, до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Доказательств возбуждения в отношении ООО «Уралстройзащита» дела об административном правонарушении не представлено, но в письме от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснены права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 2 – 4).

ООО «Уралстройзащита» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 45, 46), своего представителя в судебное заседание не направило.

Заинтересованные лица – Государственная инспекция труда в Пермском крае и государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Данилов А.С. о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 47, 48), своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела и материал проверки Государственной инспекции труда в Пермском крае, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

В силу ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) – ст. 354 ТК РФ.

Согласно ст. 355 ТК РФ деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права...

В соответствии со ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Подпунктами «а,б» п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:

поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 10).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

На основании ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.).

Из исследованных в судебном заседании материалов следует, что 20 июля 2011 г. в Государственную инспекцию труда в Пермском крае поступило заявление ФИО2 о нарушении ООО «Уралстройзащита» трудовых прав ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае издано распоряжение (приказ) о проведении внеплановой, документарной проверки соблюдения ООО «Уралстройзащита» трудового законодательства РФ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Даниловым А.С. в ООО «Уралстройзащита» направлено письмо с требованием о предоставлении к 12 часам ДД.ММ.ГГГГ документов, касающихся трудовой деятельности ФИО1: трудового договора, дополнительного соглашения к нему, приказа о приеме на работу, платежных документов, табеля учета рабочего времени, а также положения об оплате труда, коллективного договора и положения о премировании. В письме указано, что в случае непредставления запрошенных сведений в отношении генерального директора ООО «Уралстройзащита» будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ. Адресату разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции РФ

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В силу прямого указания ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. при направлении заявителю запроса о предоставлении документов государственный инспектор труда в Пермском крае был обязан приложить к нему заверенную печатью копию распоряжения о проведении проверки.

Кроме того, срок для представления юридическим лицом запрошенных государственной инспекцией труда документов, установленный ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., составляет 10 рабочих дней.

При таких обстоятельствах суд признает не соответствующими требованиям законодательства действия Государственной инспекции труда в Пермском крае, выразившиеся в не приложении к запросу от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов заверенной печатью копии распоряжения о проведении проверки, а также в установлении двухдневного срока для представления запрошенных документов.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания незаконным в целом направление заинтересованным лицом письма от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов.

Из приведенных выше норм Трудового кодекса РФ и ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что государственная инспекция труда является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом государственная инспекция труда на основании заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан вправе проводить внеплановые документарные проверки юридических лиц.

Из материалов проверки Государственной инспекции труда в Пермском крае следует, что на рассмотрение поступило заявление ФИО2 о нарушении ООО «Уралстройзащита» трудовых прав ФИО1, в результате которого наступила его смерть.

Соответственно, Государственная инспекция труда в Пермском крае была вправе проводить внеплановую документарную проверку, в ходе которой запрашивать у юридического лица документы, необходимые для рассмотрения заявления гражданина.

Также в силу ст. 356 ТК РФ Государственная инспекция труда наделена полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Предупреждение ООО «Уралстройзащита» об административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и разъяснение прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, не нарушает права заявителя. В данной части у суда отсутствуют основания для признания незаконным письма Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные ООО «Уралстройзащита» требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания незаконными действий Государственной инспекции труда в Пермском крае, выразившихся в не приложении к запросу от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов заверенной печатью копии распоряжения о проведении проверки, а также в установлении двухдневного срока для представления запрошенных документов. В остальной части заявление ООО «Уралстройзащита» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Государственной инспекции труда в Пермском крае, выразившиеся в не приложении к запросу от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов заверенной печатью копии распоряжения о проведении проверки, а также в установлении двухдневного срока для представления запрошенных документов.

В остальной части в удовлетворении требований ООО «Уралстройзащита» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

< >