Дело № 2-3058/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июня 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Пикулевой Е.В., с участием представителя прокурора Пермского края Кузнецовой И.А., представителя Законодательного Собрания Пермского края Нифонтовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Пермского края о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Пермского края по правовой регламентации порядка предоставления земельных участков за счет земель государственной собственности, установил : Прокурор Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия представительного органа власти субъекта РФ – Законодательного Собрания Пермского края, выраженное в непринятии мер к правовой регламентации порядка реализации на территории Пермского края гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков за счет земель государственной собственности (из состава земель федеральной собственности и собственности Пермского края) в соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, понуждении Законодательного собрания Пермского края исполнить требование ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ о регламентации порядка реализации гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков за счет земель государственной собственности (из состава земель федеральной собственности и собственности Пермского края). В обоснование своих требований указал, что в силу ч. 2 ст. 28, ст. 16 Земельного Кодекса РФ законом субъекта РФ должен быть регламентирован порядок реализации гражданами, имеющими 3-х и боле детей, права на получение земельных участков, в том чисел из состава земель государственной собственности, с учетом установленной Федеральным законом компетенции по распоряжению соответствующими земельными участками. Законом Пермского края регламентирован порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Пермском крае. Однако, указанный закон распространяет действие на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участи, государственная собственность на которые не разграничена, не регламентируя основания и порядок реализации гражданами прав на получение участков из земель государственной собственности. Неурегулированность оснований и процедуры реализации смногодетными семьями права на получение земельных участков из земель краевой и федеральной собственности нарушает право граждан на получение таких участков и создает препятствие к реализации гражданами их законного права. В целях устранения пробелов в правовом регулировании порядка реализации гражданами прав на получение земельных участков прокуратурой края в Законодательной Собрание Пермского края внесены предложения о дополнении рассматриваемого закона соответствующими нормами. Письмом председателя Законодательного Собрания Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ предложения прокуратуры отклонены. В судебном заседании представитель Прокурора Пермского края на удовлетворении требований настаивала. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на пропуск прокурором Пермского края трехмесячного срока давности обращения с заявлением, предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Закон Пермского края от 1 февраля 2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» вступил в законную силу 16 декабря 2011 года. Заявление подано прокурором в ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении срока. Прокурор в своем заявлении не обосновал незаконность бездействия Законодательного Собрания Пермского края. Исходя из структуры и содержания Закона Пермского края от 06 марта 2007 года № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края», процедуре непосредственного принятия законопроектов предшествует процедура внесения законопроектов в Законодательное Собрание Пермского края и подготовки их к рассмотрению на заседании Законодательного Собрания. Вносятся законопроекты субъектами права законодательной инициативы, которой обладают депутаты Законодательного Собрания Пермского края, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции, депутатские группы) Законодательного Собрания Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, представительные органы муниципальных образований Пермского края, главы муниципальных районов и городских округов Пермского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные на территории Пермского края; представители Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет муниципальных образований Пермского края. Законодательное Собрание Пермского края, как юридической лицо, правом законодательной инициативы не обладает. До настоящего времени ни одним субъектом, обладающим правом законодательной инициативы, проект закона, изменяющий (дополняющий) нормы Закона № 871-ПК, либо самостоятельно регулирующий отношения по предоставлению земель многодетным семьям в Законодательное Собрание Пермского края внесен не был. Прокурор в обоснование своих требований не представил доказательств нарушения прав и свобод граждан. Суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего. В силу ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного Кодекса РФ). В соответствии со ст. 10 Земельного Кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Законом Пермского края от 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" регламентирован порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Пермском крае. В силу ст. 1 Закона Пермского края 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. Земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи (ст. 3 Закона Пермского края 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае"). Таким образом, Законом Пермского края 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" не урегулирован порядок предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной собственности. Между тем, суд не усматривает незаконного бездействия Законодательного Собрания Пермского края по непринятию мер к правовой регламентации порядка реализации права многодетных семей на получение земельных участков за счет земель государственной собственности. В силу ст. 4 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" основными задачами Законодательного Собрания являются: обеспечение законодательного регулирования общественных отношений в пределах предметов ведения, установленных частью 1 статьи 3 настоящего Закона; определение единой политики экономического, социального, культурного развития Пермского края; защита интересов Пермского края, его населения во взаимоотношениях с Российской Федерацией и ее субъектами. Основные функции Законодательного Собрания: осуществление правовой регламентации различных сфер общественной жизни, порядка формирования и функционирования систем органов государственной власти Пермского края и основных принципов организации местного самоуправления; контроль за реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края, иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием. Статьей 19 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" установлены полномочия Законодательного Собрания в политической сфере, к которым в частности относятся: принятие Устава Пермского края, внесение в него изменений и дополнений; принятие законов Пермского края и иных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений. Согласно ст. 23 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия законов и иных правовых актов. Таким образом, принятие законов и иных нормативных актов является средством реализации полномочий Законодательного Собрания Пермского края, к которым в частности относится обеспечение законодательного регулирования общественных отношений в пределах предметов ведения. Вместе с тем, порядок принятия Законодательным Собранием законов и постановлений устанавливается законом края и Регламентом Законодательного Собрания (ст. 19 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края"). Таким образом, принятие Законодательным Собранием Пермского края нормативного правового акта возможно лишь в пределах его полномочий с учетом установленного порядка рассмотрения и принятия нормативных актов. Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 7-ПК "О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края" законопроекты вносятся в Законодательное Собрание субъектами права законодательной инициативы, определенными Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом Пермского края. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения на рассмотрение Законодательного Собрания: а) законопроектов; б) поправок к законопроектам. Согласно п. 2 ст. 10 Постановления Законодательного Собрания Пермского края "О Регламенте Законодательного Собрания Пермского края" законопроекты, проекты постановлений вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания только субъектами права законодательной инициативы, установленными законом. Согласно ст. 19 Устава Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края обладают: депутаты Законодательного Собрания Пермского края, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции, депутатские группы) Законодательного Собрания Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, представительные органы муниципальных образований Пермского края, главы муниципальных районов и городских округов Пермского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные на территории Пермского края; представители Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет муниципальных образований Пермского края. На основании изложенного, суд находит обоснованными возражения заинтересованного лица о том, что Законодательное Собрание Пермского края, как юридической лицо, правом законодательной инициативы не обладает, в связи с чем осуществляет полномочия по рассмотрению поступивших проектов нормативно-правовых актов. Согласно Регламенту Законодательного Собрания Пермского края законопроекты рассматриваются в двух чтениях. Согласно ст. 11 Постановления Законодательного Собрания Пермского края "О Регламенте Законодательного Собрания Пермского края" большинством голосов депутатов, избранных в Законодательное Собрание, принимается одно из следующих решений: принять законопроект в первом чтении; отклонить законопроект. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов депутатов, то законопроект считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Во втором чтении обсуждаются поступившие к законопроекту поправки, решается вопрос о его окончательном принятии или о необходимости доработки (ст. 12 Постановления Законодательного <адрес> "О Регламенте Законодательного Собрания Пермского края"). Суд приходит к выводу, что при отсутствии поступившего в Законодательное Собрание Пермского края проекта нормативного правового акта, либо проекта внесения изменения в нормативно правовой акт, на Законодательное Собрание Пермского края не может быть возложена ответственность за непринятие данного акта, а бездействия по непринятию закона не могут быть признаны незаконными. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность. Поскольку принятие законопроектов Пермского края отнесено к исключительной компетенции Законодательного Собрания Пермского края, вмешательство в их деятельность исключается, в силу чего суд не вправе обязать Законодательное Собрание Пермского края принять закон, регламентирующий порядок реализации гражданами, имеющими 3-х и более детей, права на получение земельных участков за счет земель государственной собственности, или внести изменения в действующий Закон Пермского края от 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». Кроме того, суд учитывает, что обязанность Законодательных органов субъектов РФ принять к какому-либо сроку нормативные акты в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям статьей 28 Земельного Кодекса РФ не установлена. В силу изложенного, требования Прокурора Пермского края о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Пермского края по правовой регламентации порядка предоставления многодетным семьям земельных участков за счет земель государственной собственности, понуждении к исполнению требования ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, суд считает необоснованным возражения заинтересованного относительно пропуска Прокурором Пермского края без уважительных причин срока исковой давности на основании следующего. Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Срок давности для обращения Прокурором Пермского края о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Пермского края по правовой регламентации порядка предоставления многодетным семьям земельных участков за счет земель государственной собственности необоснованно связан представителем Законодательного Собрания Пермского края с датой вступления в законную силу Закона Пермского края от 1 декабря 2011 года № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». Бездействие Законодательного Собрания Пермского края по непринятию мер к правовой регламентации порядка предоставления многодетным семьям земельных участков носит длящийся характер, в связи с чем Прокурором Пермского края не пропущен срок обращения в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении заявления Прокурора Пермского края о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Пермского края по правовой регламентации порядка предоставления многодетным семьям земельных участков за счет земель государственной собственности, понуждении к исполнению требования ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: