О возмещении убытков, возникших в результате вредного влияния горных работ



Дело №­­ 2-3114/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 20 июня 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вяткина Д.М.,

при секретаре Шевелевой О.В.,

с участием истца Гайнутдиновой Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Гайнутдиновой Х. к Министерству финансов РФ о возмещении убытков, возникших в результате вредного влияния горных работ,

у с т а н о в и л:

Гайнутдинова Х. обратилась в суд с иском /л.д.15-18/ к Министерству финансов РФ о возмещении убытков, возникших в результате вредного влияния горных работ в сумме <ххх>, в т.ч. стоимость домовладения – <ххх>, стоимость земельного участка – <ххх>, судебные расходы, связанные с проведением экспертизы – <ххх>. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере <ххх>.

Определениями Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 48/, к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Пермскому краю.

В судебном заседании истец свои требования обосновывает тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником домовладения, полезной площадью 38,2 кв.м., в том числе жилой площадью 30,8 кв.м. и земельного участка, общей площадью 690 кв.м., <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ произошла ликвидация шахты <наименование1> ОАО <наименование2>, в связи с чем, ее домовладение и земельный участок оказались в зоне опасного влияния горных работ. По заключению Уральского филиала ОАО <наименование3> от ДД.ММ.ГГГГ «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес>» земная поверхность под влиянием горных работ (и жилое строение) претерпела деформации вкрест простирания пластов порядка 12,5-13,7*10(-3), при этом допустимый показатель деформации для жилых домов такого типа, как дом <адрес> составляет всего 11,0-10 (-3). Таким образом, дом из-за значительных по величине деформаций стал ветхим( физический износ по данным технического паспорта в ДД.ММ.ГГГГ составлял 80 %) и непригодным для проживания в нем по критериям безопасности. В целях своей безопасности она не может проживать в указанном доме и имеет право на возмещение причиненного ущерба в размере <ххх>, который определяет из инвентарной стоимости домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку дом пришел в негодность как объект недвижимости, она не имеет возможности нормально его эксплуатировать, в связи с чем для нее утратил интерес и земельный участок, чем также причинен ущерб, который определяет из кадастровой стоимости согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <ххх>. Поскольку горные работы проводились в интересах государства, ущерб ей должен быть возмещен за счет казны РФ.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ и третьего лица Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения относительно иска, в которых указано, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцом не доказано бесспорно причинение ей ущерба по вине должностных лиц федеральных органов, а вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, установленных законом.

С учетом мнения истца, положений ст. 3, ст. 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113-119 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).

Исходя из ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулирова­нии в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников орга­низаций угольной промышленности» (далее - Федерального закона от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ) пре­дусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета не только в соответствии с данным Феде­ральным законом, но и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соот­ветствующий год, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При данных обстоятельствах исключение из числа мер социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли <адрес> угольного бассейна, содействия их переселению и прекращение финансирования этого направления реструк­туризации угольной промышленности является правом органов государственной власти.

Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, предусмотрены и п.8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечении занятости для шахтерских городов и поселков /далее Правила предоставления субвенций/, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. № 428. Данными Правилами предоставления субвенций также предусмотрено, что содействие выезжающим гражданам в приобретении жилья по новому месту жительства осуществляется в форме субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, о форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике. Непосредственное предоставление субсидии, в соответствии с п.2 Правил предоставления субвенций, осуществлялось Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, приведенными выше нормативно-правовыми актами закреплена обязанность администрации муниципального района, при установлении права гражданина на получение указанной субсидии, включать гражданина в список граждан, подлежащих переселению, и при выделении средств из федерального бюджета и заключать договор о предоставлении субсидии.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля. Об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 в редакции постановления Правительства РФ о 14.11.07 г. №778 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения <наименование3>.

Как установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/, истец является собственником домовладения, полезной площадью 38,2 кв.м., в том числе жилой площадью 30,8 кв.м. и земельного участка, общей площадью 690 кв.м., <адрес>. По заключении Уральского филиала ОАО <наименование3> жилой дом <адрес> (год постройки ), был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты <наименование1>, в результате чего здание испытало значительные по величине деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.26-27).

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, показаний свидетелей, письменных доказательств. В соответствии со ст. 71 ГПК РФ, решение суда, иные судебные постановления, протоколы судебных заседаний относятся к числу письменных доказательств.

Судом установлено, что решением Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, Гайнутдиновой Х. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> о включении в список граждан, проживающих в жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горнах работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на двух человек в городе Перми. Из текста решения следует, что суд, отказывая в удовлетворении требований истицы, учитывал, что на момент принятия решения о ликвидации шахты Гайнутдинова Х. вместе с сыном были обеспечены благоустроенным жильем <адрес>. Жилой дом <адрес> не являлся для семьи Гайнутдиновых постоянным и единственным местом жительства. Данное обстоятельство следует из пояснений самой Гайнутдиновой Х. в судебном заседании, которая пояснила, что домом и участком пользуется по настоящее время, проживая в летний период.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Проанализировав действующее законодательство в совокупности с представленными суду доказательствами, суд считает, что истцом не доказаны заявленные основания исковых требований. (ст. 56 ГПК РФ). При этом, суду не представлено доказательств того, что истец понесла убытки в результате вредного влияния подземных горных работ. Ссылку истца на инвентарную стоимость домовладения и кадастровую стоимость земельного участка суд не принимает во внимание.

При названных обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований взыскании в пользу истца убытков за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

С учетом изложенного, разрешая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает, что в удовлетворении иска Гайнутдиновой Х. следует отказать в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, с учетом отказа в удовлетворении иска, оснований для удовлетворения ходатайства истца о взыскании судебных расходов, не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гайнутдиновой Х. к Министерству финансов РФ о возмещении убытков, возникших в результате вредного влияния горных работ – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Д.М. Вяткин

< >