Об обеспечении доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-2265/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием прокурора Колотовой Л.А.,

представителя ответчика ООО «РЕОН» Полиховой В.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Прокуратуры города Губаха Пермского края, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РЕОН» об обеспечении доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры,

установил:

Прокурор г. Губахи обратился в Ленинский районный суд г.Перми в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «РЕОН» о возложении обязанности на ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно, оборудовать пандусом вход в нежилое помещение площадью 69,5 кв.м., <адрес>,

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, (далее – СниП) предусмотрены требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям. Прокуратурой г. Губахи в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательстве в сфере защиты прав инвалидов и других маломобильных групп населения проведена проверка ООО «РЕОН» (далее по тексту – Общество), <адрес>. В ходе проверки установлено, что в аптечное учреждение затруднен беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры инвалидов и других маломобильных групп населения и реализации их своего права на получение необходимых лекарственных средств, а именно, имеется отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом с лестницей высотой 0,60 м. с 3 ступенями высотой по 0,19 м. каждая, при этом пандус при входе в здание отсутствует, участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входом на лестницу не имеют предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, световые маячки также отсутствуют. Общество осуществляет свою фармацевтическую деятельность в нежилом помещении на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Пермского края, при этом арендует данное нежилое помещение у индивидуального предпринимателя Вылегжанина С.А. на основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные нарушения влекут за собой нарушения прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивает беспрепятственный доступ детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что позволяет прокурору района в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указывая, что истцом не представлено доказательств достоверно свидетельствующих о том, что доступ о аптечное учреждение ограничен инвалидам. Проверка проведена в отсутствие представителей Общества, понятые в нарушение требований КоАП РФ не привлекались. Кроме того, переоборудование входной группы потребует значительных финансовых затрат. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Третье лицо – ИП Вылегжанин С.А. – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался (л.д. 28, 29, 30).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии третьего лица, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также проанализировав представленные суду доказательства применительно к существующему законодательству о социальной защите прав инвалидов, суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащие удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. ст. 2, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В силу ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ в редакции от 17.12.2009г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 16 указанного закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края" (принят ЗС ПО 16.12.2004) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся:

жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;

административные здания и сооружения;

культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие);

учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации;

гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания;

физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения;

станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта;

здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации;

тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 4 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края" (принят ЗС ПО 16.12.2004) объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

специальными предупреждающими указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;

звуковой сигнализацией у светофоров;

телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов и других маломобильных лиц;

пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;

пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

пандусами у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта;

пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

На автостоянках, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и в местах парковки транспортных средств должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. В соответствии с федеральным законом инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73, (далее – СниП) предусмотрены требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям.

Судом установлено, что прокуратурой г.Губахи Пермского края в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательстве в сфере защиты прав детей-инвалидов проведена проверка соблюдения ООО «РЕОН», осуществляющего фармацевтическую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ в аптечном пункте, <адрес>, в ходе которой установлено, что аптечный пункт осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств. Аптечное учреждение имеет отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом высотой около 0,60 м. с 3 ступенями (высотой по 0,19 м. каждая), между тем пандус при входе в здание отсутствует, участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницу не имеют предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность либо световые маячки. Данное помещение используется ООО «РЕОН» для розничной торговли лекарственными средствами на основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с индивидуальным предпринимателем Вылегжаниным С.А.

Указанные выше нарушения не соответствуют ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ; ст. 4 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрпятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» от 27.12.2004 г. № 1957-424; п. 3.9., 3.21. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73 (л.д. 10, 11-14, 15, 16, 17-19, 20-26).

Судом также установлено, указанные услуги оказываются Обществом неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам и маломобильным группам населения, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось. Вместе с тем, при оказании услуг Обществом не соответствует требованиям действующего законодательства в связи с установленными Прокуратурой города Губахи Пермского края нарушениями.

Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права граждан Российской Федерации, данные нарушения следует устранить, возложив на ответчика обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, оборудовав пандусом вход в нежилое помещение площадью 69,5 кв.м. Данную обязанность следует исполнить в отношении здания, <адрес>.

Процессуальных нарушений при проведении проверки судом не установлено, а ответчиком доводов, имеющих правовое значение для рассматриваемого спора не приведено.

Доводы представителя ответчика относительно отсутствия финансовой возможности переустройства входной группы, суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям, а также потому, что обязательства, неукоснительного исполнения которых требует прокурор, установлены законом и обязательны для исполнения. При этом источник финансирования устранения нарушений правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в силу изложенных в иске оснований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Губахи Пермского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РЕОН» об обеспечении доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РЕОН» обеспечить беспрепятственный доступ людей с ограниченными возможностями здоровья к объекту инфраструктуры, оборудовать пандусом вход в нежилое помещение площадью 69,5 кв.м., <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)