Именем Российской Федерации (заочное) 28 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием прокурора Ленинского района г.Перми Колотовой Л.А., представителя истца Наймушиной М.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Добрянка, действующему в интересах Радостева И.А. о возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края предоставить субсидию на приобретение жилья, установил: Прокурор г.Добрянка обратился в Ленинский районный суд г.Перми в интересах Радостева И.А. с иском к Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности принять меры по включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны ФИО; о включении в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на бюджеты муниципальных образований Пермского края на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год Радостева И.А.. В обоснование заявленных требований прокурор г.Добрянка указал, что Радостев И.А. является участником Великой Отечественной войны согласно пп. «з» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Относится к категории военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Перечень мер социальной поддержки этих военнослужащих содержится в ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, выданного комитетом социальной защиты населения администрации г.Добрянки, Радостев И.А. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Радостев И.А. был принят на жилищный учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны. Для предоставления Радостеву И.А. субсидии документы органом местного самоуправления на направлены в Министерство социального развития Пермского края, в связи с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 о том, что военнослужащие, имеющие право на меры социальной поддержки и льготы в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» обеспечению жильём в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 не подлежат, а в порядке ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат военнослужащие только в случае выселения их из занимаемого служебного помещения. С данным решением Министерства прокурор г.Добрянка не согласен. Заявитель считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О Ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которое (обеспечение) осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного ФЗ. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от имущественного положения. Ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ, в том числе, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 -19 и 21 данного ФЗ, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Пункт 2 ч. 3 ст. 23.2 указанного ФЗ относит к данной категорий граждан - участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции от 09.01.10) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов и участников ВОВ. Заявитель указывает, что Радостев И.А. относится к категории ветеран - участник ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст. 14 и ст. 17 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995года, что подтверждается удостоверением. В установленном порядке он признан инвалидом третьей группы в связи с трудовым увечьем. Также в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении и имеет право на предоставлении ему единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилого помещения указанной в ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». С учётом изложенного, прокурор г.Добрянка просит восстановить нарушенное право Радостева И.А. путем предоставлении ему единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилого помещения в размере, установленном Постановлением правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п. В судебное заседание Радостев И.А. не явился, в суд обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Прокурор <адрес> в судебном заседании иск поддерживает. Представитель истца Наймушина М.И. в судебном заседании иск поддерживает. Ответчик – Министерство социального развития Пермского края своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с требованиям, указав, что законодатель, наделяя проживающих на территории Российской Федерации военнослужащих статьей 17 ФЗ «О ветеранах» правом на предоставление мер социальной поддержки, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объёме, в связи с чем, указанные категории граждан обеспечению жильём в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 не подлежат. Кроме того, истцом не представлено сведений о том. что жилое помещение, <адрес> относится к категории служебного помещения. В пределах своей компетенции Министерство регионального развития РФ в своем письме от 19 марта 2010 года № 10496 № дало разъяснение по вопросу обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем лиц, установленных статьей 17 ФЗ «О ветеранах», в котором указало, что обеспечение вышеуказанной категории граждан за счет федерального бюджета жильем в иных случаях не предусмотрено. Служебное жилое помещение Радостеву И.А. не предоставлялось. С учетом этих обстоятельств было сделано заключение по заявлению Радостева И.А. об отсутствии основания для обеспечения его жильем за счет федерального бюджета в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах», и в удовлетворении иска следует отказать. Кроме того, указывает, что признание Радостева И.А.. нуждающимся в жилом помещении относится к полномочиям администрации Добрянского муниципального района Пермского края. В целях реализации ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п (далее по тексту – Порядок). В соответствии с Порядком, органы местного самоуправления осуществляют постановку граждан на учет, формируют списки граждан на предоставление единовременной денежной выплаты. Министерство социального развития Пермского края формируют сводные списки граждан отдельно по категориям, готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии. Затем, предоставление субсидии гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся. Исходя из вышеизложенного, учитывая, что на Министерство социального развития Пермского края возложена функция по организации работы, связанной с подготовкой распоряжения Правительства Пермского края, Министерство не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку истцом не приведены в исковом заявлении доказательства того, какими действиями Министерства нарушены его права (л.д. 58-59). Третье лицо – администрация Добрянского муниципального района в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно письменному отзыву на иск (л.д. 58-59) считает возможным удовлетворить иск прокурора по следующим основаниям. Радостев И.А. имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, предоставляющее право на льготы, предусмотренные статьями 17 и 14 ФЗ «О ветеранах». Пункт 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что участникам великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны, в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования, предусмотренные для инвалидов войны ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Поскольку Радостев И.А. как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом в установленном законом порядке, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями 23.2 ФЗ «О ветеранах». Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Радостев И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Копия учетного дела Радостева И.А. не направлена в Министерство социального развития пермского края для решения вопроса о предоставлении субсидии, поскольку в силу ранее поступивших разъяснений Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07, истец не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Учитывая доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав пояснения представителя истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Прокурора г.Добрянка заявленные в интересах Радостева И.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. В силу ст. 2 указанного закона, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. 2. Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.95 года гарантировано обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ, полномочия по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов; 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи ((п. 12). Из материалов дела следует, что согласно удостоверению серии ВВ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социальной защиты населения Пермской области, Радостев И.А. относится к категории ветеран - участник Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными ст. 17 и ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 16). Как следует из справки № Бюро СМЭ ДД.ММ.ГГГГ Радостеву И.А. бессрочно установлена третья группа инвалидности в связи с трудовым увечьем (л.д. 29).Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Радостев И.А. принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации Добрянского городского поселения. Кроме того, из предоставленных документов следует, что Радостев И.А.. принят на жилищный учет по списку участников, инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26, 18, 116). Таким образом, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что Радостев И.А. признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, истец относится к категории граждан, которой предоставлены меры социальной поддержки и льготы, предусмотренные ст.ст. 14, 17 ФЗ «О ветеранах», включая предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Исходя из буквального толкования п. 4 ст. 17 указанного Закона следует, что меры социальной поддержки, установленные ст. 17 Закона приобретают две категории граждан, а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период. При этом в отношении военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанных период законодателем установлено особое условие, являющееся основанием для обеспечения указанной категории за счет федерального бюджета жильем - в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. Проанализировав норму закона в совокупности с положениями ст. 23.2 ФЗ суд полагает, что законодатель относит ветеранов-участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на льготы, установленные в ст. 17 Закона, что относит данных льготников к такой категории, военнослужащих, обеспечение жильем которых осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона, именно данная категория льготников имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения, возникновение права у гражданина закон связывает с признанием его нуждающимся в жилом помещении и реализация этого права не связана исключительно с выселением из служебного жилого помещения. Поэтому суд считает несостоятельными доводы Министерства о том, что законом предусмотрен единственный случай обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов-участников Великой Отечественной войны, которым меры социальной поддержки установлены в ст. 17 Закона, а именно, исключительно в случае выселения из жилого помещения, так как они не основаны на законе. Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, в том числе ветеранов-участников Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот, отличных от иных категорий ветеранов, участников боевых действий и т.д. Поскольку законом предусмотрена указанная мера социальной защиты для ветеранов-участников Великой Отечественной войны, она в полной мере применима к категории лиц, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев, получающих льготы в соответствии со ст. 17 Закона, которые наравне с остальными ветеранами-участниками Великой Отечественной войны и имеет право на социальную поддержку по обеспечению жильем в порядке ст. 23.2 Закона в случае признания их в установленном законом порядке инвалидами. Вместе с тем, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения Министерством социального развития копии учетного дела Радостева И.А. для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, в предоставлении субсидии отказано на том основании, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, указанных в ст. 17 ФЗ «О ветеранах» в порядке ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено только в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. В обоснование отказа Министерство ссылается на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 (л.д. 14, 64). Учитывая вышеизложенное, суд считает не соответствующим закону отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, и полагает необходимым возложить обязанность на ответчика принять решение о предоставлении Радостеву И.А. единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилого помещения в размере, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" настоящий Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – (Далее по тексту – Порядок). Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане) – п. 1.2: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в настоящем пункте граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации; Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с жилищным законодательством (п. 3.1 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 08.12.2010 N 991-п) В соответствии с пунктом 3.3 Порядка на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края в течение 30 дней: формирует сводные списки граждан отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты). Инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии (единовременные денежные выплаты) предоставляются вне очереди (пункт 3.4 Порядка); Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательство. Как следует из пункта 3.6 Порядка, размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. С учетом изложенного, учитывая, что Радостев И.А. принят на жилищный учет в установленном законом порядке и данное право на день принятия решения судом не оспорено и не опровергнуто; имеет право на льготы, установленные в ст.ст. 14, 17 Закона «О ветеранах», следовательно, имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, суд находит отказ Министерства социального развития Пермского края (л.д. 64) в предоставлении истцу субсидии на строительство или приобретение жилого помещения не соответствующим ФЗ «О ветеранах». Ссылки Министерства социального развития Пермского края на разъяснения Министерства регионального развития РФ суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено, что Радостев И.А. относится к категории ветеран-участник Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной защиты, предусмотренные ст. 17, ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», регламентирующих обеспечение данной категории ветеранов жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Доводы Министерства социального развития Пермского края в указанной части отклоняются судом как несостоятельные на основании следующего. В обоснование своих возражений в указанной части ответчик ссылается на письмо заместителя Министра регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК-07 (л.д. 14). В названном письме со ссылкой на п. 8 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года указано, что законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет ограничивает лишь случаем выселения таких военнослужащих из служебного помещения, поскольку не идентифицирует с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 не подлежат. Согласно п. 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 08.05.2008г. N 714, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Действительно, Указ Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» носит персонифицированный характер, указывает завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий четко определенной категории граждан, поскольку распространяется только на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не на все категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах». Вместе с тем, Указ Президента не является дополнительной социальной гарантией обеспечения жилищных прав и не исключает самостоятельной реализации ст. 14, ст. 17, пп. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», не изменяет данную норму закона, не сужает категорию граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные ст. 14 и ст. 17 ФЗ «О ветеранах», не приостанавливает и не изменяет порядок применения этих норм. Следовательно, вышеназванное письмо не может быть принято во внимание суда как основание к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку, в действительности не являясь официальным разъяснением закона, даны разъяснения относительно применения конкретного нормативного акта – Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714, в то время как судом разрешается спор о правах истца определенных иным законодательным актом – ФЗ «О ветеранах» и, при разрешении спора о праве истца быть принятым на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд руководствуется вышеизложенными нормами действующего жилищного законодательства, а также положениями федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, определяющего правовое положение военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев и порядок обеспечения этих военнослужащих жильем. Поскольку судом рассматривается иск о праве истца на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как лица, в отношении которого предусмотрен специальный порядок обеспечения жилым помещением в соответствии со ст.ст. 14, 17, 23.2 ФЗ «О ветеранах», а не о предоставлении меры социальной поддержки в силу вышеназванного Указа, судом установлено, что истец относится к категории граждан, прямо перечисленных в ст. 14, 17 ФЗ «О ветеранах», в связи с чем приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты, социальных гарантий и льгот, указанных в этих нормах закона, является нуждающимся в жилом помещении, поэтому не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии Федеральному закону «О ветеранах» отказа Министерства социального развития Пермского края по основаниям, указанным в письме от 19.03.2010 года. Доводы Министерства социального развития Пермского края о том, что действиями Министерства права Радостева И.А. не нарушены, опровергаются материалами гражданского дела. Так, на основании письма от 07.02.2012 года решением районной комиссии по организации работы с жилищными сертификатами от ДД.ММ.ГГГГ № Радостев И.А. исключен из списков участников, инвалидов Великой Отечественной войны 1041-1945 годов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 61-63, 66-67). Основанием для исключения из указанного списка явилось разъяснение Министерства регионального развития РФ и Министерства социального развития Пермского края о том, что граждане, поименованные в ст. 17 ФЗ «О ветеранах» не имеют права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на жилищный учет после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64, 65). Поскольку на региональном уровне Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п. Именно этим постановлением разработан порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд считает возможным возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность восставить нарушенное право предложенным истцом способом – путем возложения обязанности принять решение о предоставлении субсидии в размере и порядке, установленном данным законодательным актом субъекта РФ. Иск рассмотрен в пределах заявленных требований, на основании предоставленных суду доказательств, проанализирован объем возражений предоставленный ответчиком на день принятия решения судом. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Решил: Иск Прокурора <адрес> к Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилья, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона удовлетворить. Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края принять решение о предоставлении Радостеву И.А. единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилого помещения в размере и в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п. Принять меры по включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Радостева И.А.. Включить в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на бюджеты муниципальных образований Пермского края на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год Радостева И.А.. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья (Е.Г. Курнаева)